Top.Mail.Ru
архив

«Большая двойка» по-корейски

Очередная мега-сделка в мировом автобизнесе произошла на сей раз на Востоке. 19 октября стало известно о том, что корейский автопроизводитель №1 - компания Hyundai Motor, «проглотила» испытывающую уже больше года значительные трудности корейскую автокомпанию №3 - Kia Motors Corp. Когда Kia была объявлена банкротом (компания должна консорциуму кредиторов, состоящему из крупных корейских банков, более $12 млрд), все мировое автосообщество предалось гаданиям о том, кому достанется фирма. Наиболее вероятным претендентом на покупку назывался американский Ford, который через своего японского партнера - компанию Mazda - владел 17% акций корейской компании. Ford и Kia связывали не только акционерные отношения: компактная модель Kia Avella под маркой Ford Aspire несколько лет продавалась даже в США, а сейчас эти машины реализуются Ford в количестве 40 тыс. штук в год в Австралии, Южной Америке и Азии.

Тем не менее Ford не был допущен к аукциону, так как его предложения не предусматривали урегулирования долговых претензий в отношении грузового отделения Kia - компании Asia Motors. В результате победителем стал Hyundai, который предложил на аукционе за 51% акций Kia более $810 млн (по 5,5 тыс. вонов за одну акцию) при минимальном пожелании кредиторов 5 тыс. вонов за акцию. Несмотря на то что глава Hyundai немедленно пригласил и Ford, и других инвесторов принять участие в судьбе своего нового приобретения, американцы не стали скрывать разочарования результатами аукциона. Пока из штаб-квартиры Ford в Дирборне не последовало никаких официальных заявлений о том, будет ли продолжаться сотрудничество с корейцами, однако многие автомобильные аналитики говорят о том, что новые хозяева Kia имеют свои взгляды на будущее компании, и вряд ли эти взгляды совпадут с точкой зрения американцев. Так, уже появились сообщения, что Hyundai настаивает на коррекции модельного ряда Kia, что, кстати, является вполне разумным шагом: какой смысл Hyundai финансировать производство конкурентных на внутреннем рынке моделей Kia? Вместе с тем отдельные машины из гаммы Kia - в частности, относящийся к стремительно развивающемуся классу небольших внедорожников Sportage - могут стать удачным дополнением к модельному ряду Hyundai.

И Kia и Hyundai (до сих пор - порознь) имели достаточно амбициозные международные планы. Компании планировали уже в этом году довести продажи машин на самом конкурентном в мире авторынке США до 100 тыс. штук и с начала 90-х годов активно продвигали свою продукцию на западноевропейский рынок (на этом направлении Hyundai первая среди всех корейских автофирм). Настоящим клондайком для корейцев стала Восточная Европа, в том числе страны бывшего СССР. Недорогие экономичные модели сделались бестсселерами локальных рынков (за прошлый год Hyundai и Кia продали в России 3,1 тыс. и 2,8 тыс. машин соответственно и вошли в десятку лидеров рынка). За ростом продаж последовали проекты местной сборки - Ко неоднократно писал о калининградском сборочном заводе «Киа-Балтика» и планах Hyundai в отношении отверточной сборки в России. Кстати, на минувшей неделе о возможном использовании калининградского завода для сборки своих моделей объявила гораздо более именитая фирма - немецкая BMW. Намерения немцев поражают одновременно и смелостью, и несвоевременностью: вряд ли сейчас в России найдутся желающие купить новую BMW, даже с учетом того, что собранная в Калининграде машина обойдется на 15 - 20% дешевле мюнхенского аналога.

Интересно, что поглощение Kia активизировало и другого «большого корейца» - компанию Daewoo Motor. Глава Daewoo председатель Ким заявил, что его компания не прочь приобрести автомобильное производство у группы Samsung. Новичок в автобизнесе Samsung начал производство своей первой модели, базирующейся на основе Nissan Primera, зимой 1998 года. Надо учесть, что Daewoo в конце прошлого года уже добавила к своей империи марку Ssangyong (корейский производитель внедорожников), а совсем недавно интересовалась возможностью приобретения Asia Motors. После поглощения Kia корейская «большая тройка» превратилась в «большую двойку» и ставки в игре автоматически удвоились.