Top.Mail.Ru
архив

Больше, больше, больше…

Сногсшибательная зарплата – один из непременных атрибутов СЕО крупной американской компании. В последние годы заработки гендиректоров компаний растут с небывалой скоростью. Пятеро самых высокооплачиваемых менеджеров США получают в год $1,4 млрд – по $274 млн на брата. Четверо из пяти возглавляют компании, которые как раз испытывают проблемы.

Вот эти четыре компании: медиа-гигант Walt Disney и три компьютерные компании – Cendant, Computer Associates и Apple Computer. Работаешь хуже, а получаешь больше? Здесь определенно что-то не так, пишет американский журнал Fortune. Что же стало причиной резкого взлета заработков американских СЕО в последние двадцать лет? Летом 1950 года после долгих обсуждений конгресс направил президенту Трумэну на подпись новый закон о доходах. Одно из изменений заключалось в том, что компании получали возможность законным образом расплачиваться с сотрудниками опционами на покупку акций. То есть давать им возможность по истечении какого-то срока выкупить оговоренное количество акций компаний по цене на момент заключения опциона. Смысл этого новшества состоял в том, чтобы заставить СЕО больше думать о росте акций компаний. Ведь если в результате нескольких лет управления фирмой ее акции стоят дороже, чем в тот момент, когда СЕО пришел к власти, то получается, что ему достаются акции, оговоренные в опционе, по заниженной цене. В 1950 году мало кто обратил внимание на этот пункт закона, поскольку американский фондовый рынок в те годы не развивался. Для поднятия курса акций той или иной компании от ее руководства требовались действительно сверхусилия. Зато в конце 90-х львиная доля заработка современных СЕО проистекает как раз из фондовых опционов. В соответствии с бурным ростом индекса Dow Jones и биржи NASDAQ.

CEO-суперстар

Другой краеугольный камень в основание сегодняшних огромных заработков СЕО был косвенно заложен человеком по имени Курт Флад. Этот игрок бейсбольной команды St. Luis Cardinals в 1969 году оспаривал в суде ограничения на верхний потолок зарплаты спортсменов в их контрактах. Благодаря его усилиям к концу 70-х годов суммы контрактов звезд спорта выросли многократно. В результате молодые чемпионы стали получать больше, чем убеленные сединами СЕО известных компаний. Последние возмутились: неужели их труд стоит меньше, чем успехи этих малолеток? Советы директоров компаний тоже обиделись за своих СЕО и стали поднимать им зарплату – сначала потихоньку, а потом все больше и больше. К концу 70-х годов произошло кардинальное изменение социального статуса СЕО: руководители крупнейших компаний превратились в знаменитостей и встали в один ряд с известными музыкантами и кинозвездами. Публичность их больше не пугала. И если раньше руководителей компаний раздражало, когда сведения об их доходах просачивались в прессу, то сейчас СЕО стали расценивать это как своеобразный знак доблести. В начале 80-х произошло также возрождение фондовых опционов как существенного, а впоследствии и основного источника доходов руководителей компаний. К 1982 году фондовый рынок выбрался наконец из кризиса, акции вновь превратились в растущий актив. Сыграл свою роль и определенный шантаж со стороны самих СЕО, которые стали намекать на то, что у многих из них нет материальной заинтересованности в преуспевании вверенных им компаний. В надежде повысить наконец эту самую заинтересованность советы директоров стали щедро наделять СЕО опционами на покупку акций, причем в гораздо больших масштабах, чем это имело место двадцать лет назад. Счет уже шел не на тысячи, а на десятки и сотни тысяч, а в некоторых случаях и на миллионы акций. Два СЕО серьезно повлияли в это десятилетие на систему оплаты труда руководителей крупных компаний. Первый – Майкл Эйзнер, который возглавил в 1984 году Walt Disney. Контракт, который ему там предложили, на долгие годы стал образцом для многих других СЕО. Греф Кристал, самый авторитетный на тот момент консультант по зарплате в США, предупредил совет директоров Disney, что благодаря этому контракту Эйзнер имеет шанс стать самым высокооплачиваемым СЕО всех времен и народов. Директоров это не испугало. Пророчество Кристала сбылось: последние двадцать лет Эйзнер стабильно входит в группу рекордсменов по зарплате среди СЕО. Не стал исключением и прошлый год, хотя для самой компании он оказался довольно неудачным. Другой герой 80-х – гендиректор Coca-Cola Роберто Гозуэта, занимавший этот пост с 1981 года по 1997-й. Помимо основной зарплаты его труд щедро вознаграждался как опционами, так и привилегированными акциями. Гозуэта стал первым миллиардером среди наемных топ-менеджеров.

Замкнутый круг

 По стопам Эйзнера и Гозуэты пошли другие СЕО, которые стали требовать – и получать – все более и более высокую зарплату у своих советов директоров. Примерно в то же время комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) обязала компании предоставлять более подробные сведения об оплате труда СЕО в целях лучшего информирования акционеров. Теперь амбициозные топ-менеджеры легко могли узнать, сколько получают их коллеги из других компаний, и потребовать себе как минимум такую же зарплату или даже больше. Это решение SEC стало последним элементом схемы, которая действует и по сей день, продолжая провоцировать бесконтрольный рост доходов СЕО. Вкратце она выглядит так: 1. Испытывающая кризис компания под давлением акционеров увольняет прежнего СЕО и пытается переманить специалиста из другой компании. Но потенциальный кандидат уже имеет солидный опцион на покупку акций своего нынешнего работодателя, которого он может лишиться, если перейдет на службу к конкурентам. Поэтому, чтобы заинтересовать кандидата, принимается решение выплатить ему солидную сумму единовременно. (Пример: в прошлом году Conseco заплатила бывшему руководителю GE Capital Гэри Вендту $45 млн наличными в качестве компенсации за потерю опциона GE.) 2. Уволенный СЕО зарабатывал неплохо (об этом все знают, поскольку это открытые сведения), и преемник решает, что, коль скоро его приглашают на роль спасителя, он вправе потребовать себе гораздо большую зарплату. Требует и обычно получает. 3. Узнав об этом, многочисленные консультанты по зарплате заносят сумму его контракта в свои базы данных, в результате чего средний уровень зарплаты СЕО в данной отрасли резко повышается. 4. Комитеты по зарплате при советах директоров всех компаний, работающих в отрасли, решая вопрос о заработной плате СЕО, отныне ориентируются на изменившийся средний уровень. В результате он увеличивается еще больше. 5. Типичный СЕО кризисной компании, чьи акции падают, получает новые опционы и, возможно, привилегированные акции. Советы директоров идут на это, руководствуясь убеждением, что дополнительные акции послужат стимулом к лучшей работе. 6. Известие об этом вновь достигает ушей членов комитетов по зарплате и заставляет их увеличить количество акций, включаемых в опцион своих СЕО. 7. Когда не справившегося с кризисом СЕО все же приходится уволить, его преемника приглашают на более высокую зарплату. (См. пункт 1.) Российским наемным руководителям остается только мечтать о такой зарплате. А у владельцев российских компаний есть простой способ сделать так, чтобы эти мечты никогда не сбылись. Какие могут быть опционы и какой рост курса акций у непубличной компании? А наши компании почти все непубличные.

Еще по теме