Top.Mail.Ru
архив

Больше ездить!

ВВП
Очевидно, такой важный фактор, как необходимость инвестиций в деловые путешествия сотрудников, по-прежнему недооценен даже теми компаниями, которые делают ставку на международное развитие.

По данным исследования, проведенного Всемирным советом по туризму и путешествий (WTTC), руководители крупнейших мировых компаний связывают 29% новых продаж с деловыми поездками, при этом на развивающихся рынках, таких как Китай и Бразилия, эта оценка еще выше. Это же исследование показывает, что как минимум треть объема международной торговли связана с международными деловыми поездками. И такая картина вполне объяснима: несмотря на бурное развитие технологий удаленного общения, магия личных встреч по-прежнему определяет судьбу деловых решений. В абсолютном большинстве случаев росту объемов продаж, числа клиентов и международной экспансии компании предшествуют десятки или сотни деловых поездок ее сотрудников в целях поиска партнеров, ведения переговоров или перенимания прогрессивного опыта. А значит, деловые поездки и сегодня служат катализатором роста бизнеса компаний, создания новых рабочих мест, развития инноваций и в конечном итоге ускорения роста ВВП страны.

Исследования, которые были проведены как на развитых, так и на развивающихся рынках, показывают четкую взаимосвязь между совокупным объемом расходов на деловые поездки и темпами роста ВВП. Средства, сегодня потраченные на авиабилет и отель, завтра обеспечат заключение контракта, а на протяжении следующих пяти-семи лет - рост продаж и экономию от масштаба. Другими словами, текущий объем деловых поездок можно использовать как надежный предсказатель будущего роста экономики. И здесь есть о чем задуматься. Сегодня совокупный объем российского рынка делового туризма, по разным оценкам, равен приблизительно $6,5-8 млрд в год. Хорошая новость в том, что темпы роста этого сегмента, по оценке WTTC, составляют 4-6% в годовом исчислении и опережают аналогичные показатели большинства других стран. Однако текущий объем деловых поездок в России сегодня составляет менее 0,5% от ВВП, в то время как среднемировой показатель находится на уровне 1,5%. Так, по данным WTTC, в США соотношение объема деловых поездок к ВВП составляет 1,7%, в странах Евросоюза в среднем - 1,5%, в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона - 1,7%.

Отличающееся в меньшую сторону соотношение для России можно в какой-то мере объяснить спецификой нашего экспорта, существенную часть которого составляют природные ресурсы. В большинстве случаев контракты в этом сегменте долгосрочные, а сделки имеют очень значительные объемы, что выливается в меньшую интенсивность деловых поездок в пересчете на каждый полученный рубль.

Но ведь перспектива роста нашей экономики отнюдь не ограничивается сырьевым сегментом. Существенное увеличение ВВП достижимо, если отечественные компании сфокусируются на развитии экспорта во всех ключевых отраслях экономики, что должно сопровождаться ростом деловой активности российских компаний за пределами нашей страны. И здесь по объемам деловых поездок россиян можно предположить, что потенциал международной экспансии для нашего бизнеса далеко не исчерпан. Однако формирующиеся тенденции в сегменте деловых поездок указывают на позитивный экономический сценарий.


Еще по теме