Top.Mail.Ru
архив

«Большой брат» следит за работодателем

09.04.201500:00

Ни для кого не секрет, что проводить официально процедуру сокращения штата или численности не любит ни один работодатель. И не столько из-за моральных угрызений и психологического дискомфорта, сколько из-за того, что процедура, предусмотренная законом, хлопотна и затратна.

И каждый работодатель при этом понимает, что риск восстановления на работе при увольнении по сокращению достаточно велик, а в последние два года очень велик, что связано с ужесточением требований законодательства. Поэтому, чтобы не ввязываться в сложную процедуру, которая в принципе и не гарантирует дальнейшего спокойствия работодателю, многие работодатели пытаются заменить ее на стандартное «бесконфликтное» увольнение – по собственному желанию или по соглашению сторон.

Казалось бы, договорись с работниками об увольнении по этим стандартным основаниям и спи спокойно, но не все так просто. Контролирующие органы, как им и полагается, контролируют то, как работодатель расстается с персоналом, через формы статистики. Эту информацию подтвердили и на Неделе российского бизнеса, проводимой РСПП, представители Министерства труда. 

Каким образом осуществляется контроль? Каждый работодатель ежеквартально заполняет статистическую форму о неполной занятости №П-4 (НЗ), в которой, кроме сведений о том, сколько работников работают в компании в формате неполной занятости, сколько работников использовали отпуска без сохранения заработной платы, сколько работников находятся в простое и др., указывается и информация по трем основаниям прекращения трудового договора: 1) сколько работников было уволено по сокращению численности и штата, 2) сколько работников было уволено по соглашению сторон и 3) сколько работников было уволено по собственному желанию. 

Что же дает эта информация контролирующим органам? С учетом того, что эту статистическую форму работодатели заполняют последние три года, в органах статистики сформированы средние показатели по каждому из указанных оснований для увольнения в конкретной организации, и, если данный показатель в очередном отчете вдруг скакнет, это может стать причиной для проведения контрольных мероприятий у этого работодателя. Например, в организации с численностью тысяча человек по ранее представленным статистическим отчетам показатель был следующий: по сокращению численности или штата в квартал увольнялись пять человек, по соглашению сторон – десять, по собственному желанию – двадцать. И тут вдруг в период кризиса показатель увольнения по соглашению сторон составил сто человек и по собственному желанию – двести. Чем не повод сходить и проверить, что происходит в этой компании, почему вдруг в кризис работники именно этой организации захотели попытать счастья в другом месте. Вот так-то! 

И обратите внимание, такие популярные механизмы, как отправка работников в отпуск без сохранения заработной платы во время финансовых проблем, тоже являются индикаторами для инспекционных органов.

Поэтому даже к таким непримечательным вещам, как статистические формы отчетности, надо относиться очень аккуратно, понимая, что форма, которую в большинстве компаний заполняет бухгалтер, не особенно задумываясь, для чего эти сведения государству, способна принести значительные проблемы. А работодатель  будет думать, что это работники пожаловались в инспекцию труда или в прокуратуру.

Особенно сейчас, в период кризиса, никому лишнее внимание со стороны контролирующих органов не нужно. Помните: «большой брат» следит за нами!

Еще по теме