Большой отеческий бизнес
Дети, сумевшие вовремя родиться
Примерно семь лет назад совладельцы компании СИВМА, крупнейшего игрока на рынке фототехники и фотоматериалов, стали задумываться о том, как диверсифицировать бизнес компании. Внутрикорпоративная легенда гласит, что в качестве наиболее вероятных вариантов бизнесмены рассматривали строительный рынок и деревообработку. И быть бы компании авторитетным деревообработчиком или солидным строительным трестом, если бы не дети.
Дети - это серьезно. А именно тогда у Валерия Лабзина и Георгия Воловика, основателей компании, в семействах завелись собственные малыши. Естественно, отцы-фотографы задумались о том, чем же их кормить...
Рынок детского питания начала 90-х представлял собой настоящий ужас для любого, кто захотел бы стать его участником. Дефицит этого товара, который в советском исполнении отличался от армейской тушенки только меньшим размером консервной банки, на диком рынке сочетался с неестественно низкими ценами и с полным неприятием красивых маленьких баночек с бананово-абрикосовым пюре со стороны нищего населения. Однако чего не сделаешь ради кровных чад - посоветовавшись со своими немецкими коллегами по бизнесу, менеджеры СИВМА закупили в ФРГ два трейлера детского питания компаний Hipp и Milupa. Арендовав в «Детском мире» небольшой стенд и выставив товар на прилавок, СИВМА таким образом положила начало одному из самых успешных предпринимательских проектов в стране за последние годы.
Первые две машины своего товара СИВМА продавала, если верить легенде, год. Но бизнес понравился. Дети тем временем росли, и количество автотрейлеров, курсировавших между Германией и Россией, медленно и планомерно росло вместе с ними. Подписывались договоры с западными производителями детского питания, ассортимент расширялся, аппетит разгорался. Дети, с которых все началось, продолжают расти, растет и доля оборота отдела детского питания в бизнесе компании. Осталось только сказать, что же сейчас представляет эта доля в масштабах страны.
В 1998 году АОЗТ «СИВМА» являлось крупнейшим в РФ оператором рынка детского питания. К концу лета этого года компания контролировала не менее 30% московского рынка, 50 московских торговых точек, имела более 100 торговых контрагентов во всех городах страны с населением более 500 тыс. человек. За два последних года компания инвестировала около $5 млн в производство детского питания под собственной торговой маркой «Бабушкино лукошко» на комбинате в Фаустове. Около 30% оборота отдела детского питания составляет продажа товаров под этой маркой, 30% приносит импорт и дистрибуция товаров компаний Hipp и Danone, для которых СИВМА является эксклюзивным партнером по московскому и ряду других регионов (кстати, дочернее предприятие французской Danone - «Мосданон», продающая в розницу детское питание компании, покупает ее не у материнской структуры, а у тех же отцов-фотографов). Фактически СИВМА самостоятельно воссоздала в новом виде значительную часть рынка детского питания во всей стране.
В последнее время компания развивает в Москве сеть мини-маркетов, в которых помимо детского питания и фотопринадлежностей начала продавать и просто продовольственные товары. Правильно, растут дети...
У этой истории сразу две морали.
Мораль первая: хорошо родиться вовремя.
Мораль вторая: заботливый отец бедным не останется.