Большой путь в "облака"

22.04.201300:00


"В 2012 г. "облака" окончательно утвердились на рынке как новая модель IT, "отъедая" все большую долю в общем "IT-пироге". Темпы развития этого сегмента существенно опережают динамику всего рынка IT-услуг", - констатирует исполнительный директор "Астерос Сервис" Дмитрий Шилов. Так, по данным аналитиков, в 2011 г. сектор "облачных" технологий вырос более чем в четыре раза, при этом не достигнув и 1-процентной доли рынка. В 2012 г. "облака" увеличились еще в три раза, и на этот раз их доля составила чуть более 2% от объема рынка IT-услуг. "По большому счету именно 2011 г. стал для России началом большого пути в "облака", - утверждает Дмитрий Шилов. Согласно исследованиям Gartner, пик ожиданий от "облачных" технологий во всем мире пришелся на 2009 г. Учитывая наше традиционное отставание от Запада, мы этот волнительный момент пережили совсем недавно, и только сейчас выходим на плато устойчивых продаж, ожидаемых в ближайшие годы. Революция первых лет наконец плавно перетекает в эволюцию "облаков" и на российском рынке. "Облачные" сервисы IaaS становятся все более популярной услугой в России. По оценкам ведущих аналитиков, в ближайшее время объем рынка вырастет до 3 млрд руб.", - подтверждает тенденцию директор по развитию массовых сервисов и продуктов ООО "Сервионика" (ГК "Ай-Теко") Ирина Гришанова. По ее словам, общаясь с клиентами, эксперты ГК "Ай-Теко" видят, что они все чаще воспринимают "облачные" сервисы не только как реальную возможность оптимизации бизнеса, но и как эффективный способ тестировать новые подходы, структуры, процессы. Поэтому "облако" - удачный выбор для стартапа, среднего и малого бизнеса: эти структуры динамично растут и очень изменчивы, для них удобны гибкость и свобода изменений, доступные в "облаке". Компании, уже имеющие сложившуюся IT-инфраструктуру, рассматривают "облака" как возможность эффективно перераспределить ресурсы, для них важна оптимальная комбинация "облачных" и традиционных IT-сервисов и решений.


В режиме экономии

"Прежде всего рынок растет под давлением требований и потребностей бизнеса, таким образом, существует прямая зависимость между ухудшением экономической конъюнктуры в стране и востребованностью "облачных" технологий, - поясняет эксперт компании HP Андрей Соснихин. - Ведь именно повышение эффективности использования IT-ресурсов компании, как человеческих, так и технологических, является немаловажным условием развития бизнеса в режиме экономии". "Облака" позволяют бизнесу гибко выстраивать IT-инфраструктуру и использовать тот объем ресурсов, который необходим для поддержки бизнес-задач в условиях постоянно меняющегося рынка. "Это преимущество, которого сложно достичь в рамках традиционной собственной IT-инфраструктуры, у многих компаний состоящей из разнородного оборудования, большого количества бизнес-систем и приложений и требующей значительных усилий на согласованную работу этих программно-аппаратных комплексов", - продолжает Ирина Гришанова.

Поэтому бизнес заинтересован в том, чтобы, не теряя стабильности, быть более гибким, мобильным и оперативным. Кроме того, важно думать о перспективе: какие технологии, продукты, услуги компания предложит своим клиентам завтра. "Облака" прекрасно подходят для организации тестовых сред, моделирования бизнес-процессов, поддержки исследований и разработок. "Во всем мире стимулами перехода к "облачной" модели являются поиск новых рынков и потребность в новых подходах к IT, необходимость в оптимизации затрат и экономии IT-бюджетов. В России к ним добавляются такие факторы, как, например, вступление страны в ВТО. Растущая конкуренция на отраслевых рынках заставляет компании обратить внимание на эффективность технологической платформы бизнеса", - перечисляет Дмитрий Шилов.

Среди клиентов, выбирающих "облачные" сервисы, наиболее активны представители малого и среднего бизнеса: "облачные" сервисы дают им доступ к технологиям и решениям, уже применяющимся крупными компаниями. В свою очередь, крупные игроки выступают драйверами развития технологии как таковой: у них сложные, нестандартные запросы, стимулирующие провайдеров к созданию новых сервисов.

"Облачные" технологии внедряют практически все участники рынка, включая большие корпорации и представителей среднего и малого бизнеса. Важным фактором здесь является то, что спрос со стороны СМБ толкает крупных игроков на более активные действия, тем самым фактически помогая формированию самого рынка "облачных" услуг", - заключает Андрей Соснихин.


Секрет фирмы

На сегодняшний день многие российские компании уже имеют представление об "облачных" технологиях, понимают, какие конкурентные преимущества они несут: повышение скорости бизнес-процессов, оптимизация затрат на непрофильные функции и т.д. Можно констатировать, что "облачных" проектов в 2012 г. было на порядок больше, чем в предыдущие годы. Но рынок узнал далеко не обо всех. Причины могут быть самые разные - от желания клиентов избежать лишних вопросов, связанных с безопасностью или соблюдением регулятивных требований, до чисто психологических. "В России развитие "облачных" технологий началось несколько позже, чем в других странах, поэтому много усилий провайдерам приходится вкладывать в просветительскую деятельность, в информирование заказчиков, совместное выявление потребностей", - добавляет Ирина Гришанова.

Еще не вполне устоялась терминология: понятие "облачный" сервис" трактуется многими экспертами и пользователями по-разному, поэтому провайдерам и клиентам нужно научиться говорить "на одном языке".

"Проблемы "облачного" рынка те же, что и в предыдущие годы: качество каналов связи, требования регуляторов и менталитет российского заказчика. Неразвитость сетевой инфраструктуры в стране не позволяет развивать "облачные" сервисы в регионах или выносить в "облака" тяжелые приложения", - отмечает Дмитрий Шилов. Поэтому спектр SaaS-услуг в основном ограничивается доступом к электронной почте, системам документооборота и т.д., а главные заказчики "облачных" проектов сосредоточены в центральном регионе страны.

Явное противодействие внедрению "облачных" технологий можно наблюдать в редких организациях, разве что в особо консервативных госведомствах, которым требуется контролировать размещение важной государственной информации. Конечно, регулятивные требования к участникам рынка не позволяют многим компаниям пользоваться "облачными" услугами в полной мере, прежде всего из-за вопросов информационной безопасности, признает Дмитрий Шилов. В этот список попадают все операторы персональных данных, в том числе кредитно-финансовые организации. При этом стоит отметить, что они являются одними из самых активных пользователей инфраструктурных "облачных" сервисов, предъявляя весьма высокие требования к безопасности на всех уровнях.


Шагнуть в "облака"

Следующим шагом в развитии "облаков" должна стать их полная конвергенция с другими элементами так называемой третьей платформы: мобильными и социальными технологиями, новыми аналитическими возможностями, считает Дмитрий Шилов. На западном рынке уже можно наблюдать первые движения в эту сторону. Когда тренд охватит весь мировой рынок, это будет означать переход в постцифровую эпоху развития, окончательную смену технологической парадигмы и операционной модели бизнеса. Как пример: в новых условиях производители ПО окончательно отойдут от традиционной модели лицензирования продуктов и начнут предоставлять свой софт как сервис каждому индивидуальному пользователю или компании на базе "облака". Статьи расхода на IT в департаменте информационных технологий будут меньше, чем в департаменте маркетинга или другого подразделения, обещает Дмитрий Шилов.

Эксперты ожидают, что уже в ближайшее время усовершенствуются механизмы защиты данных в "облаке". Как следствие, "облачными" технологиями начнут пользоваться такие консервативные организации, как банки и государственные министерства и ведомства. Правда, ожидать их полного перехода на "облачные" технологии все же не приходится. Вероятность утечки данных или сбоя в работе "облака" свести к нулю все равно нельзя. Поэтому указанные организации по-прежнему продолжат пользоваться собственными ресурсами. Но расширение списка клиентов и, как следствие, кратный рост рынка ежегодно - это вполне обоснованный прогноз в отношении "облаков".


Ирина Гришанова, директор по развитию массовых сервисов и продуктовООО "Сервионика" (ГК "Ай-Теко"):

"Компании СМБ-сегмента активно используют "облачные" решения для бизнес-аналитики, организации совместной работы, поддержки ряда корпоративных сервисов (электронная почта, IP-телефония, телеконференции). Для небольших компаний очень важно, чтобы сервисы были простыми, удобными для самостоятельной работы, не требовали сложной настройки и значительных затрат. Чтобы клиентам было проще ориентироваться в таких сервисах, мы ровно год назад, 17 апреля 2012 г., открыли интернет-магазин i-oblako.ru, где можно выбрать "облачный" сервис для различных бизнес-задач. Сейчас там представлено более 60 сервисов - это и наши собственные разработки, и решения наших партнеров.

Вторая важная область, в которой средние и малые компании все активнее задействуют "облачные" технологии, - виртуализация IT-инфраструктуры и хранение данных в "облаке". Мы предоставляем инфраструктуру в аренду как на физическом уровне, так и на уровне виртуальных сред. Нашим клиентам это выгодно: не нужно самим выбирать и покупать аппаратное обеспечение, заниматься технической поддержкой и обслуживанием серверов. Важно создать надежное и гибкое решение, чтобы обеспечить клиентам максимальные возможности для создания нужной им конфигурации. Для средних и малых компаний мы реализовали такой сервис в пилотном режиме в конце 2012 г., а в апреле 2012 г. перевели MakeCloud в коммерческую эксплуатацию".


Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ:

"Общий объем мирового рынка общедоступных "облачных" сервисов, по данным аналитической компании Gartner, увеличится с 109 млрд долл. в 2012 году до 206,6 млрд в 2016 году. По нашим оценкам, до 80% всех новых программных продуктов в ближайшем будущем будут доступны в виде "облачных" сервисов. "Облака" - это быстрое внедрение инноваций, которые дают бизнесу гибкость и мобильность. Кроме того, облачные сервисы - эффективное решение для компаний, которые ведут региональную экспансию: не обязательно создавать собственную инфраструктуру, чтобы быстро начинать работу в новом регионе, новом офисе, с новыми клиентами. И доступны они как большим, так и быстрорастущим компаниям, практически при любых финансовых возможностях. Компания даже с десятком сотрудников может позволить этот инновационный инструмент с возможностью интеграции с социальными сетями и job-порталами. Так, небольшие компании - стартапы "Сколково" (а их более 750) планируют с помощью этого решения нанимать новых сотрудников.

В "облаках" есть даже свои собственные тренды. Крайне перспективным мы считаем такой тренд, как своего рода интеграция игроков рынка друг с другом - когда в "облаке" компании взаимодействуют с другими компаниями, поставщиками, партнерами, клиентами и т.п.

Наша "облачная" бизнес-сеть Ariba объединяет около миллиона организаций, повышая их производительность и продуктивность совместной работы. Один из примеров - British Airways. Они ежегодно экономят около 80 млн фунтов на закупках, при этом снизили количество поставщиков с 14 000 до 2000 и практически полностью (на 80%) перешли на безбумажный документооборот".