Top.Mail.Ru
архив

Борьба нанайских мальчиков

Пожалуй, это новое слово в экономической политике - что-де вывоз капитала из России можно остановить на границе. Нет-нет, не на условной границе финансовых систем, а на самой настоящей, таможенной. Как следует из последних предложений Министерства финансов и Государственного таможенного комитета, переданных на рассмотрение правительства, с середины текущего года рядовой российский гражданин не сможет вывозить за пределы родины больше $5 тыс. При этом ограничения не коснутся кредитных карточек и дорожных чеков.

Автор этой затеи - замминистра финансов Сергей Игнатьев огласил ее на последнем правительственном заседании. Он обосновал необходимость запрета на вывоз крупных сумм тем, что после введения нового, более жесткого порядка регистрации экспортно-импортных контрактов увеличится объем утечки наличной валюты. В подтверждение своих слов Игнатьев привел таможенную статистику, согласно которой в 1998 году из России было вывезено более $10 млрд. наличными.

Таким образом, правительство наконец рассказало общественности, с чего оно начнет борьбу с вывозом капитала. Необходимость таковой в общем-то не вызывает сомнений. Статистика показывает, что экспорт капитала из страны значительно превышает его импорт. Весь прямой доход, получаемый от положительного торгового сальдо (около $21 млрд), компенсируется выплатами по внешним кредитам (около 20 млрд). Но если учесть вывоз валюты, которой, по некоторым оценкам, составляет свыше $30 млрд в год, то получится, что у России опять будет отрицательный платежный баланс. А это, в свою очередь, означает, что новая девальвация неизбежна. Чем грозит такой сценарий - объяснять не нужно.

В идеале лучшим выходом из этого тупика был бы пуск двустороннего движения капиталов. Собственно, такой, хотя и краткий, эпизод в российской истории уже был. В 1997 году общая сумма всех иностранных инвестиций составила свыше $44 млрд. Но после 17 августа об идеальном варианте стоит на долгое время забыть. В итоге правительству неизбежно придется перекрывать каналы утечки капитала.

Оглашение зарисовок правительственных идей оставляет, однако, странное впечатление. Логика чиновников такова: поставив на учет все экспортно-импортные контракты, под прикрытием которых вывозится капитал, и перекрыв движение наличных денег, можно разрубить гордиев узел. Только не тут-то было. В одном из своих последних интервью глава Таможенного комитета Валерий Драганов заявил, что главная проблема - это не вывоз капитала, а его невозвращение. Иными словами, поправить российский платежный баланс можно только одним способом - взяв под контроль экспортеров.

Не секрет, что львиную долю поступлений валюты обеспечивают примерно десять - пятнадцать крупных компаний-экспортеров: «Газпром», «ЛУКойл», «Норильский никель», ЮКОС, «Сургутнефтегаз» и другие. Если взглянуть на структуру их акционерного капитала, то выяснится, что государство по-прежнему обладает весьма значительными ресурсами управления этими компаниями. Кроме этих экспортеров по-настоящему крупные валютные операции проводят еще два-три десятка предприятий, таких, как «Росвооружение», Министерство путей сообщения, Минатом и внешнеторговые объединения. То есть у государства есть возможность вести достаточно жесткую и последовательную политику, воздействуя на полностью или частично государственные компании.

Однако вместо этого правительство предлагает привычную смесь бумажной рутины с административными перегибами. За последние четыре года уже четыре раза менялись процедура и форма регистрации контрактов, однако эффект от этих бюрократических кульбитов нулевой. Пробивная лоббистская сила экспортеров, порядком поднаторевших в изучении правовых дыр в российском экономическом законодательстве, от такого бумаготворчества только крепнет. Вот и получается, что пострадавшим от таможенных заборов на границе опять окажутся челноки - они-то уж точно споткнутся о порог в $5 тыс.

Так что пока государство не отделит свои интересы от интересов своих корпораций, всякая попытка заставить их жить по закону будет не более чем пропагандисткой акцией. Пока же борьба с экспортерами за капиталы сильно напоминает борьбу нанайских мальчиков: и посмотреть особенно не на что, и толку мало.

Еще по теме