Борцы с кипячением
Для немецкой компании Henkel российский рынок - один из ключевых
в мире, причем это касается одновременно всех направлений работы производителя:
косметики, бытовой химии и выпуска строительных смесей. О том, почему немцы с
оптимизмом смотрят на Россию и чего не хватает местному рынку, рассказал CEO
Henkel Каспер Рорштед.
Одна из крупнейших в мире компаний по выпуску бытовой химии - немецкая Henkel (в том числе владеет брендами Persil и Schwarzkopf) стала первым иностранным игроком, создавшим совместное предприятие с советским производителем бытовой химии. В итоге в 1991 году в городе Энгельс начала работу фирма "Совхенк", которая занялась производством чистящих и моющих средств. Однако примерно через 20 лет Henkel пришлось ограничить свои планы экспансии на нашем рынке. В настоящий момент в России компании принадлежит пять различных предприятий, и в 2008-м она должна была запустить еще один завод по изготовлению строительных смесей в Ульяновской области на 200 000 тонн продукции в год. Однако запуск завода был отложен, выяснилось, что он откроется не раньше 2010 года, а его заявленная мощность сократится в два раза.
- Почему вы решили изменить свои планы по строительству завода в Ульяновской
области?
- Это произошло в силу текущей экономической ситуации и внешних
факторов, но нас это особенно не заботит, так как наша компания привыкла
смотреть на все вещи в долгосрочной перспективе. Мы уже 20 лет работаем в России
и останемся здесь еще по крайней мере на 20 лет. Когда вы строите завод, нужно
рассчитывать на многие годы вперед, никаких сомнений в перспективах российского
рынка строительных смесей у нас нет. Конечно, потребуется время, чтобы рынок
выровнялся, как и любой другой, но мы не сомневаемся, что это
произойдет.
- Выходит, вы ожидаете скорого восстановления российского
строительного рынка?
- Терпение - это одна из добродетелей. Сейчас все
очень осторожны: и государство, и его институты, и потребители. Я думаю, что в
2010-м можно будет говорить о стабилизации экономики, а в 2011 году она снова
начнет расти. Мы думаем, что ВВП России в этом году вырастет на 2,8%, но для
того, чтобы люди и компании начали тратить деньги, им нужно получить некую
степень комфорта и, естественно, это требует времени.
- Чем
вызван оптимизм, с которым вы смотрите на российское экономическое
будущее?
- На самом деле мы начали работать в России еще в 1970-е годы и
выступали импортером. В 1990-м Henkel открыла здесь свое представительство. В
итоге мы пережили кризис 1998-го, это и все последующие события никак не
повлияли на нашу стратегию. Сегодня Россия является для нас 6-й или 7-й страной
по значимости во всем мире, и мы считаем, что в течение 3 - 4 лет она займет 3-е
или 4-е место в глобальном бизнесе Henkel. Я не могу вам точно сказать сумму
всех инвестиций, но за последние пять лет мы вложили сюда около 110 млн евро.
Всегда важно иметь долгосрочные цели, и хотя кризис ударил по государству очень
серьезно, так же, как было в 1990-е гг., нет сомнений в том, что Россия
восстановится быстрее, чем экономика развитых стран. У нее есть преимущество,
которое заключается в наличии огромных запасов природных ресурсов. И это очень
привлекательный рынок, потому что, с одной стороны, имеется очень недорогая
рабочая сила, а с другой - есть высококвалифицированные специалисты. И население
140 млн человек - это громадный потенциал.
- А с какими трудностями
пришлось столкнуться Henkel в России?
- Как и во многих других странах,
существует бюрократия, с которой приходится бороться все время. Причем сейчас
ситуация немножко улучшилась, но она, разумеется, может быть еще лучше. В таких
крупных городах, как Москва, очень трудно находить талантливый персонал, а
стоимость высококвалифицированных специалистов в столице выше, чем в Западной
Европе. Географические размеры России тоже поражают, просто доставка товаров
занимает очень много времени.
- Именно поэтому вы решили строить завод
строительных смесей в Ульяновске?
- Мы пытаемся приблизить
производственные мощности к тем рынкам, которые растут, поэтому и строим этот
завод. И учитывая размеры России, мы не можем ограничиться одним предприятием и
должны иметь мощности там, где существует спрос на нашу продукцию.
- На
косметическом рынке, на котором вы также работаете, сложилась похожая
ситуация?
- Естественно, 140 млн жителей России, 50% из которых женщины,
означают для нас очень большой потенциал. Средний российский потребитель
по-прежнему тратит на косметику гораздо меньше, чем в Западной Европе, но в
течение нескольких последних лет мы видим, что покупатели в России, особенно
женщины, увеличивают расходы на то, чтобы поддерживать себя в форме. Даже в
кризисном 2009 году наш рост по косметике в России исчислялся двузначными
цифрами, более 10%.
- У компании Unilever уже давно есть собственное
производство в России по выпуску средств по уходу за волосами, L'Oreal в 2010 г.
должна ввести в эксплуатацию подобный завод. Есть ли у Henkel собственные
мощности по производству косметики в России?
- Небольшая доля
косметических средств производится в России на аутсорсинге у нескольких
партнеров. Но косметика отличается от моющих средств и от клеев тем, что не
обязательно иметь местное производство, у нас в мире всего 8 - 9 заводов,
которые выпускают косметику, а вот в случае с моющими средствами и клеями это
просто необходимо. Мы также привозим косметику из других стран, в частности из
Германии.
- Как отразился кризис на работе вашей компании?
- В
прошлом году наши доходы сократились на 3,5%. Пострадал больше всего бизнес,
связанный с производством промышленных клеев. Электроника, промышленный бизнес и
строительство чувствовали себя плохо, поэтому в 2009-м наш промышленный сегмент
снизился где-то на 10%.
- Отличаются ли как-то интересы российских
потребителей от требований западных покупателей?
- Если говорить о
женщинах, то волосы у женщин в России длиннее и красят они их гораздо чаще, чем
в Западной Европе. Если вы зайдете в любой косметический магазин, то увидите,
что средствам для окраски волос отдается в три раза больше места на полках, чем
в Западной Европе. И если мы посмотрим на палитру цветов, то обратим внимание,
что больше всего тратятся именно на светлые цвета. Мы считаем, что рост этого
рынка будет превышать 10% даже в самое сложное время. В России и в других
странах мира люди говорят о том, что на себе экономить в любом случае не будут.
- Выходит, что кризис фактически не отразился на рынке косметических
средств?
- На самом деле отразился, индекс потребительского доверия
снизился, но этот рынок пострадал отнюдь не так, как другие сегменты, в
частности, из-за того, что не произошло серьезной коррекции цен на сырье.
Основные ингредиенты мы продолжаем импортировать, например, масла, жиры, и
девальвация рубля привела к увеличению себестоимости продукции. В то же время
российские потребители, естественно, ищут товары по более благоприятным ценам,
но они хотят получать по этим ценам качественную продукцию.
- Изменилось
ли направление развития косметического рынка в связи с кризисом?
- Что
касается средств для окраски волос, здесь основной тренд заключается в
минимизации присутствия химикатов (аммиака), которые содержатся в краске. В свою
очередь в моющих средствах усиливается тренд по использованию энзимов: эти
вещества позволяют стирать при более низких температурах, что ведет к сокращению
потребления энергии. Концентрация продукта тоже имеет значение. Если вы
используете меньше продукта, соответственно тратите меньше воды, в результате
уменьшаются расходы на транспортировку средства. Одно дело - вести
трехкилограммовый пакет порошка, совсем другое - килограммовый пакет
концентрата. Кроме того, в промышленном бизнесе сейчас стремятся убрать свинец
из состава клея.
- Если волосы в Европе красят чаще в парикмахерских, то
стирают наверняка так же, как и в России, - дома. Есть ли отличия в сегменте
бытовой химии?
- Россия отличается в плане стирки от более развитых рынков
в целом - например, доля автоматических стиральных машин тут еще достаточно
низка, и зачастую люди стирают вручную. В данный период мы в России наблюдаем
стирку при более высоких температурах, чем это делается в западноевропейских
странах. Например, речь идет о кипячении белья, оно распространено в российских
семьях больше, чем традиционная для Европы стирка при 40 градусах. Мы наблюдаем
еще одну тенденцию: это переход на жидкие стиральные средства, хотя рост спроса
на них происходит очень плавно. Они оказывают на ткань не такое вредное
воздействие, и именно по этой причине мы инвестировали в наш пермский завод для
производства жидких стиральных средств. С этого завода значительные объемы
продукции также экспортируются в Казахстан, Белоруссию и на Украину.
-
Планируете ли вы выводить на российский рынок новые продукты?
- Мы
постоянно осуществляем инновации в области бытовой химии, например, планируем
модицифировать нашу продукцию. Действие порошка будет усилено, что позволит ему
работать при более низких температурах. Нам требуется донести до сознания
потребителей в России, что им же самим будет выгодно включать машинку на 40
градусов, и не больше. В среднесрочной и долгосрочной перспективе мы
предполагаем, что российские потребители будут располагать большими доходами,
восстановится рост промпроизводства именно в таких критичных для нас секторах,
как промышленность, автомобильное производство, сталелитейная отрасль. А что
касается строительства, то у России в этом вопросе также очень большие
перспективы.
РЕЗЮМЕ КАСПЕРА РОРШТЕДА ГОД РОЖДЕНИЯ: 1962 ОБРАЗОВАНИЕ: Международная школа бизнеса в Копенгагене, Гарвардская школа бизнеса ОПЫТ РАБОТЫ: 2001 - 2002: вице-президент и генеральный менеджер компании Compaq по странам Европы, Ближнего Востока и Африки 2002 - 2004: старший вице-президент и генеральный менеджер Hewlett Packard по странам Европы, Ближнего Востока и Африки 2005 - 2007: исполнительный вице-президент Henkel KGaA по кадровым вопросам, закупкам, информационным технологиям и предприятиям инфраструктуры 2007 - 2008: заместитель председателя правления Henkel KGaA и исполнительный вице-президент по кадровым вопросам и службам инфраструктуры с 2008 года: CEO Henkel AG. СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, имеет четверых детей |