Боссы наигрались в удаленку: работа из дома больше не устраивает начальство
«Золотой век» удаленки, похоже, близится к завершению: на фоне опасений из-за возможной рецессии крупнейшие компании стали сокращать расходы и увольнять сотрудников, а также отказываться от формата дистанционной работы. В первую очередь это делают техногиганты, благодаря которым удаленка и приобрела такую популярность. Разбираемся, с чем это связано и удастся ли боссам вернуть людей в офисы.
Пора возвращаться
В мае 2023 года с требованием вернуться в офисы столкнулись до 600 тысяч работников в США, и около трети из них — в IT-отрасли, следует из данных консалтинговой компании JLL. При этом, чтобы заманить сотрудников обратно, начальство использует не только поощрительные стимулы, но и карательные меры. Например, Tesla была одной из первых крупных компаний, потребовавших от сотрудников вернуться на рабочие места на полную ставку — отказавшимся предложили уволиться.
Контролирует посещаемость офисов теперь и Google. Аналогичной политики придерживается Amazon: с февраля сотрудникам компании нужно появляться в офисе не реже трех дней в неделю. При этом еще год назад гендиректор маркетплейса Энди Джесси говорил, что компания не планирует отказываться от удаленки.
Одним из последних к тренду присоединился сервис для видеоконференций Zoom: сотрудникам, живущим рядом с офисом, нужно быть на рабочем месте не менее двух дней в неделю. Когда подобные требования звучат именно в этой компании — это особенно иронично, ведь ее название стало практически синонимом удаленной работы.
Разворот техногигантов в сторону отказа от удаленки стал еще одной причиной напряженности между компаниями и персоналом после череды массовых увольнений, начавшихся в прошлом году. Во время пандемии и небывалого спроса на цифровые услуги IT-компании заметно раздули свои штаты: например, численность сотрудников Amazon за первые два года выросла вдвое — до более 1,6 млн человек. Но спрос на онлайн-сервисы постепенно падал по мере того, как ослабевали риски от COVID, а техногигантам пришлось переосмыслять свои траты. Так, Microsoft в начале года решила уволить сразу 10 тысяч сотрудников, Amazon — сократить 18 тысяч рабочих мест.
Сотрудников тенденция не устраивает: они выходят на забастовки и подписывают петиции против политики возвращения в офисы. Отказ от удаленки, по их мнению, создает массу проблем для тех, кто уже привык к гибкости и соответствующим образом выстроил свой быт (например, уехал жить подальше от офиса).
Из результатов опроса Bankrate следует, что 68% тех американцев, что трудятся полную рабочую неделю, предпочли бы гибридный формат работы. При этом 64% с удовольствием бы поддержали и полный переход на удаленку.
Согласно опросу Deloitte, две трети руководителей из финансового сектора предпочли бы уволиться, если бы их заставили ходить в офис пять дней в неделю. А некоторые даже готовы на сокращение зарплат ради возможности работать из дома.
Дискуссии о вреде и пользе удаленки
Если в допандемийном 2019 году только 5% рабочих дней в США проходили в дистанционном формате, то в 2020 году их доля превысила 60%. В течение 2022 года она колебалась в районе 30%. А наиболее распространенной и компромиссной моделью работы сегодня остается гибридный формат, когда сотрудники могут работать и из офиса, и из дома.
Дебаты по поводу необходимости отказаться от удаленки ведутся не только в рядах в технологических компаний. С новыми строгими правилами посещаемости офисов сталкиваются сотрудники разных сфер, включая банковский сектор. Например, доля финансовых компаний, где сотрудники работают в гибридном режиме, снизилась вдвое в 2022 году — до 22% вместо 44,9% в 2021-м.
Противники удаленки считают, что работники более продуктивны в офисе, а креативность, кооперация и корпоративная культура могут пострадать, когда команда разделена. Недавний опрос показал, что многие удаленщики, работая из дома, действительно теряют связь с миссией и целями своей компании.
Однако в удаленке есть плюсы не только для сотрудников, которые могут экономить время на поездках в офис и тратить его на личные нужды. Есть бонусы и для работодателей: они получают возможность выбирать кандидатов из более широкого круга соискателей и экономить на офисных помещениях. Поэтому экономист Ник Банкер считает, что формат пятидневной офисной рабочей недели «уже мертв», а удаленная работа с нами надолго.
Массовый переход на удаленку повлиял на многие сферы — вплоть до изменений облика крупных городов, считают экономисты. Помимо того, что офисные здания теперь пустуют, снижаются и потребительские расходы — например, на общественный транспорт.
Поэтому местные власти тоже с нетерпением ждут возвращения людей на рабочие места — чтобы оживить центральные районы американских городов.
Неудивительно, что сотрудники продолжают биться за право работать из дома: согласно опросу «Авито Работа», удобный график и формат работы остается для них ключевым условием удержания на месте. Этот фактор указали 61% респондентов, которые работают в одной компании более десяти лет.
Возможно, поэтому доля удаленщиков продолжает расти и в России. 30% сотрудников уже работают из офиса менее пяти дней в неделю, а 9% полностью дистанционно, следует из результатов исследования Ассоциации менеджеров и Pridex. Еще 64% опрошенных назвали гибридный график наиболее предпочтительным. Одна из причин — сотрудникам бывает трудно сфокусироваться на собственных задачах в тех условиях, в которых они работают сейчас.
«О негативном влиянии наиболее популярного формата офисных пространств — опенспейсов — на продуктивность и самочувствие работников написано уже не одно исследование. Однако проблема не в самих открытых планировках, а в первую очередь в ошибках при проектировании офиса. И одной из них является отсутствие альтернативных вариантов помещений, где можно сосредоточиться на текущих делах в более уединенной атмосфере или поговорить по телефону, не мешая при этом другим», — говорит управляющий директор Pridex Дмитрий Вишняков.
Чтобы привлечь сотрудников обратно в офис, работодателям приходится модернизировать рабочее пространство, что уже начинает серьезным образом влиять на запросы качества инфраструктуры, сервисов и благоустройства в бизнес-центрах.