Бойтесь – и вы победите
«Если ты каждый день укрепляешь свою решимость пасть в поединке и живешь так, словно ты уже мертв, ты достигнешь успеха в делах и в бою», – говорится в японском средневековом трактате «Хагакурэ». Через сотни лет примерно о том же – необходимости жить, постоянно готовясь к худшему – заявил вице-президент и один из основателей корпорации Intel Эндрю Гроув. В книге «Выживают только параноики» он пишет о том, что в жизни любой компании неизбежно наступают критические моменты, когда можно либо потерять бизнес, либо приспособиться к новым условиям и продолжить развитие: «Эта враждебная территория, через которую вы и ваша компания должны пробраться (или умереть), представляется «долиной смерти». Избежать ее невозможно, нельзя и сделать ее менее опасной, но вы можете преодолеть ее с меньшими потерями».
Вице-президенту Intel самому пришлось побывать в «долине смерти» не один раз. В 1994 году телекомпания CNN сообщила миру о небольшой ошибке в модуле вычислений процессора Pentium. В результате Intel пришлось отозвать процессоров на $500 млн. Корпорации удалось выжить и в конечном счете извлечь выгоду из кризисной ситуации – Intel стала больше ориентироваться на конечного пользователя, начав по всему миру масштабную рекламную акцию под лозунгом Intel Inside.
Эндрю Гроув утверждает, что чем больше компания и прочнее ее позиции, тем больше риск, что самодовольство и небрежность менеджеров, а также зависть конкурентов приведут ее к катастрофе. Недавние события с Enron, WordCom и Arthur Andersen, похоже, подтверждают справедливость его выводов. Очевидно, корпоративному миру действительно не помешает немного паранойи.
Эндрю Гроув. Выживают только параноики. – Издательство «Альпина Паблишер», 2003.