Бойцовский клуб
Фитнес-клубы – это вчерашний день. Последние годы Москва и Санкт-Петербург интересуются интеллигентным боксом. Все больше офисных клерков предпочитают коктейльным вечеринкам тренировки на ринге. В бизнес-среде бокс тоже приобрел особый статус, ведь он учит важным навыкам – правильно держать удар и уходить от атаки противника. «Ко» узнал, как и сколько спортсмены зарабатывают на желании белых воротничков снять стресс.
Школа на миллион
Шесть лет назад у чемпиона мира по микс-файту Сергея Бычкова появилась мечта – открыть в Санкт-Петербурге интеллектуальный боксерский клуб «12 унций» для любителей. Направление white collar boxing зародилось в старейшем бруклинском клубе Gleason’s Gym, который первым начал тренировать белых воротничков. Но Бычкову хотелось не только укоренить новый формат на российской почве, но и создать место с душевной атмосферой, куда приходят и боксировать, и общаться с единомышленниками. У него получилось: даже если клиент «12 унций» забыл членскую карточку дома, его пропустят на тренировку без лишних разговоров – своих в этом клубе знают в лицо.
Идею «12 унций» он реализовал с приятелем по спортзалу Олегом Степановым, который с юности боксировал на любительском уровне – «больше для себя». Тот предложил ориентировать концепцию будущего клуба именно на любителей.
Открытие «12 унций» заняло у партнеров полгода – много времени ушло на поиски в центре города подходящего по цене помещения с высокими потолками и парковкой рядом. В итоге долгосрочная аренда и ремонт 320 кв. м, покупка оборудования, в том числе установка ринга, обошлись в 6 млн руб. В дело Бычков вложил личные накопления. Оборудование партнеры заказывали через знакомых – часть инвентаря Fairtex привезли из Финляндии, остальное оснащение фирмы Everlast доставили из США. Ремонт пришлось делать с нуля – им достался зал на последнем этаже старого промышленного здания, где не было отопления, горячей воды и, ко всему прочему, протекала крыша. Первыми клиентами спортсмена стали его многочисленные знакомые и поклонники. Неплохо сработало «сарафанное радио» – чемпионская слава Сергея сыграла роль имиджевой рекламы. В первый месяц после открытия партнерам удалось продать порядка 25–30 месячных абонементов стоимостью 6000 руб.
Под концепцию клуба – интеллектуальный бокс для белых воротничков – Сергей разработал систему тренировок. Традиции советской школы бокса, которые могли стать ее основой, не вписались в новый формат – «старая» программа заточена на воспитание перспективных бойцов. Поэтому Бычков постарался адаптировать систему обучения профессионалов под возможности обычных людей. По его методике могут тренироваться люди любого возраста и комплекции. «Наша программа ориентирована на состоявшихся личностей, которые стремятся воплотить нереализованную мечту – выйти на ринг, сразиться с достойным соперником, одержав победу не только над ним, но и над собой, – добавляет он. – Мы учим вести бой интеллигентно – без злости и агрессии, – уважать противника, грамотно просчитывать его ходы и выстраивать достойную стратегию».
Два года назад Олег Степанов по семейным обстоятельствам прекратил заниматься клубом, с тех пор Сергей Бычков работает в одиночку. Бизнес во многом похож на спорт – тут тоже нужны такие качества характера, как упорство и стойкость. «Но главное, как говорят в боксе, не опускать руки», – добавляет Бычков. Сейчас тренерский состав «12 унций» насчитывает шесть сотрудников. Бычков уже давно не ведет групповые занятия. За собой он оставил индивидуальные тренировки (2500 руб.). Однако с началом кризиса в клубе изменились цены – теперь месяц занятий стоит 4500 руб., годовой абонемент – 36 000 руб.
Заниматься интеллектуальным боксом в «12 унций» приходят около 130 человек в месяц. Основная аудитория – айтишники, юристы, экономисты, банкиры, бизнесмены, стоматологи в возрасте 25–55 лет. Доля женщин – не более 5%. В январе и на майские праздники посещаемость снижается – сказывается сезонный фактор. Но, что удивительно, летом выравнивается: все клиенты – занятые люди и, по словам Бычкова, уезжают в отпуск ненадолго. За четыре года существования проекта он отбил вложенные инвестиции и вышел в плюс. Сколько клуб приносит ему прибыли, Сергей не раскрывает. По подсчетам «Ко», его среднегодовой оборот может достигать свыше 6 млн руб. Сегодня у «12 унций» есть предпосылки для дальнейшего роста, но Бычков не планирует расширение. «Если у меня будет десять клубов, пропадает душевность, – считает он. – Невозможно сидеть на двух стульях одновременно».
С боксом по пути
«Наша система – больше, чем бокс для белых воротничков, – объясняет владелец клуба «Путь боксера» Евгений Треско. – Это бокс в системе фитнеса, основные задачи которого направлены на укрепление психического и физического здоровья». 18 лет назад он начинал с тренерской работы в родном Омске. Теперь у него два зала в Москве и своя система обучения.
В 1997 г. Евгений Треско окончил Сибирскую государственную академию физической культуры по специальности «Тренер по боксу, преподаватель физической культуры». После выпуска преподавал в спортшколе, подрабатывал частным репетиторством. Перспективы в родном городе его не устраивали, поэтому в 1999-м Треско уехал искать счастья в Португалию. «Пять лет в чужой стране стали не самым сладким временем, – вспоминает он. – Тогда мне стукнуло 30 лет, а этот возраст сложно назвать расцветом физических сил». Ему приходилось работать днем, а вечерами боксировать на ринге. В 2006 г. сибиряк вернулся в Россию с четким пониманием своего будущего. Его перестал интересовать спорт высоких достижений. Другое дело – продвигать бокс в формате фитнеса. Для начала Треско обосновался недалеко от Мытищ, в поселке Пирогово. Местная администрация помогла ему с помещением, а единственная в округе спортивная школа предоставила оборудование.
В финансовом плане дело было бесперспективным. «Зато я получил опыт работы с детьми с ориентацией на фитнес, а не на высокие спортивные достижения», – говорит Треско. Через полтора года он перебрался в Москву и устроился тренером в маленьком старом подвале на Павелецкой. В 2009 г. его намерение запустить собственный бизнес поддержала жена Ганя Шабад, которая раньше работала консультантом в McKinsey & Co. Деньги на «Путь боксера» собирали всей семьей – стартовый капитал составил $100 000. Нужный зал семейная пара искала полгода: помог кризис 2008 г. – рынок недвижимости наводнили выгодные предложения. Несмотря на большой выбор, Треско предпочел помещение площадью 200 кв. м, где нужно было возводить стены, прокладывать канализацию и заливать пол. Поэтому 70% первоначальных инвестиций съел ремонт. Остальные деньги Евгений вложил в покупку оборудования (ринг и гимнастический инвентарь обошлись дешевле 1 млн руб.) и аренду за несколько месяцев.
Поиск грамотных тренеров доставил предпринимателю больше хлопот, чем ремонт. «Мне не нужны спортсмены, которые думают, что автоматически могут стать тренерами. Чтобы стать тренером, надо учиться и приобретать преподавательский опыт. Причем процесс образования должен быть беспрерывным», – добавляет владелец клуба. В первый месяц «Путь боксера» продал пять абонементов, в следующий – уже семь. За год Треско раскрутил зал – его посещали 40–50 постоянных клиентов. Чтобы закрепить успех, он открыл в 2010 г. второе место. $60 000 в развитие бизнеса снова инвестировала семья. Помещение нашлось быстрее, чем в первый раз. Оно не требовало капитального ремонта – нужно было лишь обновить отделку.
Треско рассчитывал выйти на самоокупаемость за три года, но получилось раньше – за два. Вложенные в запуск деньги, по его словам, тоже удалось отбить. За это время у клуба окончательно сложился круг клиентов – офисные сотрудники, предприниматели, люди творческих профессий. Больше всего приходит мужчин, женщины и дети в меньшинстве – 20–30%. «Многие клиенты раньше не занимались какой-либо формой физического развития, поэтому в первую очередь их интересуют не победы на ринге, а подтянутое тело, здоровый опорно-двигательный аппарат, хорошее состояние сосудов, улучшение работы нервной, эндокринной и иммунной систем, бодрость и хорошее настроение», – поясняет Евгений.
Сейчас в двух залах клуба «Путь боксера» работают пять постоянных тренеров. В коллективе нет специального корпоративного кодекса, главное правило звучит коротко и ясно – «тренер обучает, а не дрессирует». Ценник в клубе считается средним по Москве – месяц групповых занятий стоит от 6000 руб., восемь индивидуальных уроков – от 15 000 до 30 000 руб. Сколько сейчас «Путь боксера» продает абонементов, владелец проекта не раскрывает – коммерческая тайна. «Рентабельность такого бизнеса сильно зависит от аккуратного управления и условий аренды, – подчеркивает он. – Она может быть как отрицательной, так и доходить до 30–40%. Основные ошибки, которые обычно совершают при открытии нишевого фитнес-клуба, – это аренда слишком большой площади на краткосрочный период, выбор пафосного помещения, содержание дорогих управленцев и маркетологов».
Свое будущее Евгений Треско видит в развитии сети – в течение пары-тройки лет предстоит расширение в Москве, но при масштабировании важно сохранить качество услуг. Ради этого предприниматель намерен выращивать собственные кадры. В надежде, что они станут толчком для роста, он готов вкладывать в их спортивное образование по нескольку лет. «В целом боксерский клуб – это высокорискованый, не предназначенный для тиражирования бизнес. Он не для боксеров, не имеющих бизнес-опыта, и не для бизнесменов, не имеющих опыта в боксе», – заключает Треско.
Одинокий «воин»
В одном из зданий в Большом Казачьем переулке идет тренировка. Мужчины разного возраста отрабатывают силу удара на груше и улучшают выносливость, прыгая через скакалку. Сегодня после тренировки никто не расходится – с утра создатель боксерского клуба «Воин» Павел Немов специально собирал для учеников березовый сок. Все выпивают по стакану без споров: тренер давно в боксе и лучше знает, что нужно для быстрого восстановления.
Сам Немов не из Петербурга. Он родился под Барнаулом, в поселке Зудилово – «поэтому я, наверное, такой активный», – а вырос в небольшом городке Западной Сибири – Лангепасе. Павел начал боксировать с 15 лет. «Первый раз я попал на секцию по боксу с братом, когда мне было семь. Сходил на пару тренировок, получил по голове и ушел весь в слезах», – вспоминает он. После школы Немов уехал поступать в Тюмень. Тогда он не мог определиться с будущей профессией, поэтому подал документы сразу на пять специальностей. Но ему не суждено было стать маркетологом. Через год, поддавшись уговорам питерского приятеля, Павел перевелся на факультет прикладной информатики в экономике в ИНЖЭКОН.
К тому моменту, когда ему исполнилось 22, Немов получил мастера спорта по боксу. Он крутился, как мог: начал выступать в рейтинговых боях, параллельно получал второе высшее в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, днем трудился консультантом по внедрению корпоративных систем, а по вечерам подрабатывал охранником в клубе. Но чтобы построить карьеру в боксе, нужны спонсорская поддержка и команда промоутеров и тренеров. «Без нее нет смысла соваться в большой боксерский бизнес. Иначе можно легко попасть на лечение», – поясняет Немов. Поэтому логичный выход из ситуации, решил он, – работать тренером.
На первых порах Павел помогал своему тренеру вести групповые занятия, пока у них не начались разногласия на финансовой почве. «Он полностью делегировал на меня ведение групп и стал забирать почти всю прибыль. Я в тот момент снимал комнату в коммуналке и держался на плаву благодаря основной работе. Бокс особо не кормил – в буквальном смысле с едой была напряженка. Но я развивал клуб тренера в свободное время, потому что мне это нравилось и добавляло уверенности», – объясняет боксер. В 2006 г. Немов решился на собственный проект.
Начиналось все скромно – за четыре месяца Павел нашел подходящий зал по объявлению в Сети, набрал группу из 10 человек плюс пять человек на индивидуальные занятия и стал тренировать. Стартовый капитал в 40 000 руб. – на создание сайта, аренду и рекламу в Интернете – выделил из личных накоплений. На оборудование почти не тратился – принес свои лапы (специальные наладки на руки для отработки удара), перчатки и грушу. В 2008 г. у него появился партнер – тоже тренер по боксу. Для открытия второго клуба он предложил свои помещения, поэтому 100 000 руб. ушло на закупку оборудования.
Однако через год, разойдясь во взглядах на дальнейшее развитие зала, Павел Немов вышел из бизнеса. Он начал с нуля в 2010-м. Сейчас почасовая аренда трех залов «Воина» обходится ему в 70 000 руб. в месяц. Он пробовал привлекать тренеров на договорной основе, чтобы разгрузить себя. «Но опыт оказался неудачным, – говорит он. – Либо тренеры уходили, либо клиенты». На тренировках Немов предоставляет выбор – можно заниматься классическим боксом, кикбоксингом или тайским боксом. Он также проводит курсы самообороны и уверяет, что старается найти к каждому клиенту индивидуальный подход. Одни просят нагружать побольше, другие, напротив, хотят снизить интенсивность тренировок.
Сейчас в месяц у него занимаются 20 человек в двух группах и около 30 приходят на индивидуальные уроки. Аудитория, чей средний возраст – 25–40 лет, в основном мужская. Женщины тоже занимаются в «Воине», но их не больше 20%. В месяц занятия стоят от 3500 до 12 500 руб. В год оборот «Воина» достигает всего 1,2 млн руб. Коммерчески успешным, считает Павел, проект может стать при разворачивании франчайзинговой модели в регионах в этом году. «Не люблю говорить о планах. Лучше делиться результатами, – добавляет он. – Это трата энергии. По факту – решает дело».