Божья кара для аудиторов
Уходящий 1998 год обещал аудиторам золотые горы – в прошлом декабре всякая уважающая себя крупная компания с гордостью писала своим партнерам: «Наши успехи подтверждаются аудиторским заключением международной аудиторской компании». А всякая компания, претендующая на звание уважающей себя, не без кокетства заявляла: «В будущем году мы планируем перейти на международные стандарты учета и заключить аудиторское соглашение с ...» С кем именно – зависело от амбиций руководства.
Именно поэтому события, уже, похоже, испортившие новогодние ожидания всех без исключения российских предпринимателей, в аудиторских компаниях восприняли как кару Божию. Очевидно, что кризис заставил не только уволить секретарш, не знавших, чем занять свое время, но и задуматься о том, сколько стоит фирме тщеславное «Мы – клиент аудитора с громким именем».
Тем не менее пока ничего страшного на этом рынке не произошло. Последние месяцы, по данным АБиАС (профессиональная ассоциация бухгалтерских и аудиторских компаний), показали, что повального разорения аудиторов не происходит: объявили о своем уходе с рынка или ликвидировались около 1 – 1,5% компаний. Правда, ожидается, что к концу традиционного всплеска заказов – с ноября по март – с рынка могут уйти еще 10 – 15% компаний. Однако согласитесь, что это отнюдь не крах аудиторского бизнеса.
Основная проблема аудиторского бизнеса, по признанию самих участников рынка, заключается в том, что изменится структура спроса. Будут популярны самые необходимые, базовые услуги аудиторов – общий аудит, восстановление отчетности, аудиторская оценка проектов. Часть же предоставляемых аудиторскими компаниями услуг утратила актуальность. Один аудитор в беседе с корреспондентом Ко обрисовал картину так: «Представьте, что вы строительная компания и умеете строить прекрасные дорогие виллы. А к вам после августа ломятся клиенты и просят построить противотанковый дот. Работа в общем-то почти по профилю. Но ведь мы умеем строить хорошо только виллы! В крайнем случае – садовые домики. Сможем ли мы перестроиться?»
Удержать клиента важнее, чем завоевать
Перестраивать стратегию и тактику своей работы на российском рынке, похоже, придется практически всем аудиторским компаниям – от «большой шестерки» (или «пятерки» – с учетом объединения Coopers & Lybrand и Price Waterhouse) до региональных аудиторов.
Прежде всего изменился спрос на аудит. Во-первых, ранее столь активно работавшие с «большой шестеркой» системообразующие банки, региональные нефтяные компании, металлургические комбинаты уже не имеют лишних денег для оплаты услуг международных аудиторов. Естественно, наиболее крупные клиенты западных аудиторов не смогут отказаться от их услуг: не последним аргументом для них станет и то, что затраты на аудит – это инвестиции в имидж компании, в ее репутацию и будущее. Тем не менее режим жесткой экономии, введенный практически везде, не позволяет аудиторам надеяться на заказы, превышающие самые минимальные потребности компании. Видимо, именно осознавая свою необходимость, представители фирм «шестерки» уверенно (хотя и осторожно) говорят о том, что остаются на российском рынке.
Тем не менее, похоже, активная борьба за российского клиента между фирмами «шестерки» временно прекращена. Существующие крупные клиенты достаточно прочно удерживаются в той же компании, что и в прошлые годы: удерживаются скидками, специальными программами, реструктуризацией задолженностей. Новых же клиентов немного. Возможно, именно отсутствие перспектив поиска новых клиентов и вызвало слухи об уходе с рынка одной из компаний «шестерки», имевшей в клиентских списках разорившиеся крупные банки.
С другой стороны, в ряде отраслей спрос на аудиторские услуги с кризисом только возрастет. Прежде всего, по словам самих аудиторов, это внешнеторговые компании. Если раньше, до кризиса, таким фирмам можно было работать с западными – да и российскими – партнерами на доверии, то теперь прозрачность бизнеса, подтвержденная аудитом, может стать существенным конкурентным преимуществом. Для крупной компании затраты на международный аудит – несомненно, солидная сумма, но подъемная. Да и сами аудиторы «большой шестерки» понимают, что необходимо снижать тарифы, и в некоторых случаях достаточно охотно на это идут. Ряд крупных российских компаний, в том числе МГТС и «Газпром», действительно получили очень и очень выгодные предложения со стороны «шестерки» – вплоть до работы в кредит. Скорее всего, западные аудиторы сделают все возможное, чтобы не допустить реального оттока клиентуры к российским конкурентам.
Впрочем, проблемы «шестерки», занимающей в России, по разным оценкам, от 20% до 35% рынка аудиторских и консалтинговых услуг, отличаются от проблем российских аудиторских и консалтинговых фирм.
От нас ждали другого
Российский аудиторский бизнес в связи с кризисом поставлен в очень сложные условия. Резюмируя все мнения, которые корреспонденту Ко высказывали представители аудиторско-консалтинговых компаний, можно сказать, что наибольшая проблема – это не сокращение объемов рынка, а необходимость увеличения количества и качества аудиторских и консалтинговых услуг. Фактически умирает не рынок, а возможность заработать «легкие» деньги – например, на общем аудите компаний нефтегазового сектора, связи и электроэнергетики, бурно развивавшихся в период роста рынка акций. Новым клиентам (из других секторов: торговли, транспорта, строительства, сферы услуг) – менее щедрым и более разборчивым – необходимо нечто большее, чем просто печать аудитора на ежегодном заключении.
В этой ситуации, похоже, легче выживать компаниям среднего звена, зачастую ориентировавшимся на секторы, которыми крупнейшие компании уровня ФБК и «Юникон/МС» просто не интересовались. В частности, ожидается рост спроса на аудит страховых компаний, которые в условиях кризиса пострадали меньше, чем остальные компании финансового сектора. Кроме того, в ряде аудиторско-консалтинговых компаний сообщают, что возрос спрос на их услуги со стороны некрупных частных промышленно-торговых структур, работающих в секторе производства и сбыта телекоммуникационных систем, электроники. При этом заказы не ограничиваются общим аудитом: до 70% обсуждаемой стоимости работы составляют именно консалтинговые услуги, юридическое сопровождение групп, разработка кадровой структуры компании. Потребность в таких услугах со стороны подобных компаний настолько велика, что, по словам представителя консалтинговой структуры, обсуждаются даже вопросы возможного вхождения аудиторско-консалтинговой фирмы в уставный капитал клиента (в порядке оплаты услуг) и возможные соглашения о выделении аудитору части прибыли, полученной в результате его деятельности.
Между тем положение в крупных и средних аудиторских компаниях резко отличается от ситуации в мелких фирмах. Для компаний, зачастую делающих свой бизнес на общем аудите нескольких некрупных предприятий (особенно такая ситуация характерна для регионов), уход с рынка клиента или разрыв с ним контракта означает полное прекращение деятельности. Для них также чувствительно сокращение рентабельности бизнеса. Если для средней и крупной компании уменьшение рентабельности с 35 – 60% от оборота (докризисный уровень) до 10 – 25% (ожидаемый средний уровень к весне 1999 года) не фатально, то для мелкого аудитора выходом может стать только дрейф в сторону «черного аудита». Проблема недобросовестного аудита, при котором аналитическая часть отчета аудитора не составляется – фактически продается просто имя компании с номером ее лицензии, уже сейчас вновь становится актуальной. По некоторым оценкам, рынок «черного аудита» может к концу 1999 года охватить до 10% предприятий, пользующихся услугами аудиторов.
Аудит против ГНС
Тем временем объем рынка обязательного аудита, являвшийся в свое время своеобразным подспорьем для российских аудиторских компаний, также постепенно сокращается. Согласно постановлениям правительства список компаний, которые обязаны проходить аудиторские проверки ежегодно, весьма велик: в него попадают все ОАО, все компании, имеющие в уставном фонде иностранный капитал или иностранных акционеров, а также негосударственные компании с оборотом не менее 42 млн руб. или активами баланса не менее 17 млн руб. Требовать от компаний аудиторского заключения должна Госналогслужба. Тем не менее, как отмечают аудиторы, сама по себе ГНС отнюдь не заинтересована в том, чтобы ее подопечные проходили аудит: обычно, после того как в бухгалтерии компании поработали аудиторы, возможности налоговиков найти неувязку в отчетности – и соответственно начислить штрафы и пени – резко сокращаются. Кроме того, по сложившейся практике юристы аудиторов выступают в судебном разбирательстве по таким вопросам на стороне своего клиента – и шансы ГНС проиграть процесс резко увеличиваются. Видимо, по этим причинам ГНС не обращает особенного внимания на отсутствие аудиторского заключения у инспектируемых компаний.
В целом существование рынка обязательного аудита в России юридически имеет весьма шаткие основания. Основные критерии, согласно которым проводится обязательный аудит, утверждены постановлением правительства, то есть подзаконным актом. Однако согласно закону «О бухгалтерском учете» обязательному аудиту подлежат компании только в соответствии с федеральными законами. Так что формально обязательному аудиту в России подлежат только ОАО. В одной аудиторско-консалтинговой компании прокомментировали эту ситуацию так: «Если бы все наши клиенты по обязательному аудиту знали, что формально им этого делать не нужно, наши доходы сократились бы на 40 – 50%. Массового отказа от обязательного аудита пока нет, но единичные случаи уже имеются. Возможно, что в Госдуме просто не продумали формулировку закона: возможно, там ждут принятия закона «Об аудите», в котором все будет написано ясно и без оговорок. Сейчас мы с ужасом ожидаем, что же произойдет, если это несоответствие будет использовано налоговыми органами».
Небогатые, но умные
Похоже, в нынешней ситуации сохранить бизнес и более или менее стабильно развиваться смогут компании, не ожидающие потока заказов на стандартный аудит баланса, а старающиеся выкручиваться за счет как можно большей диверсификации своего бизнеса.
«Наше положение не так фатально, – говорит руководитель одной из аудиторских групп. – Придется быть еще изобретательнее и выживать, снова придумывая что-нибудь. Ведь мы ж не бандиты и не миллионеры – у аудиторов нет возможности уйти с рынка, скажем, в торговые операции, у нас не те капиталы и не те прибыли. Вообще мы небогатые, но умные. Станем беднее – значит, будем учиться зарабатывать больше. А потом свой опыт будем продавать клиентам».
Руководители аудиторских компаний о ситуации на рынке
Карл Джохансон, управляющий партнер «Эрнст энд Янг СНГ»: «Многое зависит от того, на каких отраслях специализировались аудиторы»
Кризис в России может повлечь сокращение количества оказываемых аудиторскими компаниями услуг на 30 – 40%. Но, с другой стороны, ценность наших услуг сейчас возрастает – ведь, имея международный аудит, предприятию гораздо легче привлечь инвесторов, можно более правильно распоряжаться деньгами и принимать более взвешенные управленческие решения. Поэтому, несмотря на общий спад, спрос на какие-то услуги сохранится. Минимальным будет сокращение спроса на аудит, также сохранится потребность в услугах по реструктуризации бизнеса, налоговому консультированию и привлечению инвестиций. Аудит и раньше составлял значительную долю в наших доходах на российском рынке – до 60%, в то время как в среднем по миру – 30 – 40%.
Мы не снижаем стоимость услуг, чтобы удовлетворить спрос: мы сокращаем их количество, рассматриваем временные рамки исполнения заказов. За счет этого будут изменены наши расходы.
Сейчас многое зависит от того, на каких отраслях специализировались аудиторские компании. Как в любой экономике, существуют направления инвестиций и стратегии, которые оказываются проигрышными во время кризиса. Мы знаем, что у наших конкурентов возникли определенные сложности в России в связи с кризисом.
Ханс Йукум Хорн, генеральный директор ЗАО «Артур Андерсен»: «Мы ожидаем роста спроса на консалтинговые услуги»
Сокращение объемов финансовых рынков, продолжающийся промышленный спад, подчеркнутый кризисом, несомненно, не может не отразиться на такой инфраструктурной для экономики сфере, как аудиторские услуги. Однако рассматривать проблемы аудиторских компаний исключительно по объему денежных средств, тратящихся российскими предприятиями на услуги аудиторов, – нерационально: у этого рынка есть еще много других показателей.
Сокращение объемов рынка аудита, очевидно, окажется неравномерным: какие-то отрасли аудита будут сокращаться больше. Например, очевидно, сократится рынок банковского аудита в связи с отсутствием у многих банковских структур средств и необходимости проведения международного аудита. В целом многие клиенты и ранее не испытывали очень сильной потребности в проведении аудита по международным стандартам – наличие аудиторского заключения от западной фирмы во многом было имиджевым ходом российских компаний. Естественно, это была очень дорогостоящая реклама, и кризис отсеет такого рода клиентов.
Тем временем наша компания ожидает роста спроса на консалтинговые услуги в России. Причем как со стороны российского бизнеса, так и со стороны западных компаний, решивших продолжать и развивать свой российский бизнес. Возможности экстенсивного развития для российского бизнеса почти исчерпаны, а для интенсивного развития грамотный и достаточно недешевый консалтинг необходим.
Андрей Грачев, генеральный директор и партнер компании «Аудитлэнд»: «Будет спрос на налоговое планирование»
Для российских аудиторских и консалтинговых компаний кризис стал испытанием на прочность и устойчивость. Положение усугубляет дезорганизованность законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность. Более жизнеспособными и соответственно менее пострадавшими оказались те компании, чей бизнес развивался эволюционно и был диверсифицирован. В частности, именно сейчас ожидается рост спроса на предоставление консалтинговых услуг в области налогового планирования. Вообще оптимизация финансовых схем для наших клиентов в последнее время становится все более необходимой. Несмотря на все заверения, давление налоговых органов на средний бизнес только растет, соответственно возрастает и вероятность выплат крупных штрафов, которые в условиях кризиса способны разорить предприятие. Между тем среди клиентов, с которыми мы работали – а это более 100 строительных, торговых структур, госструктур, – бухгалтерская отчетность была поставлена на хорошем только в двух компаниях. В то же время, по нашей статистике, суммы, которые ежегодно тратятся средней российской компанией на выплату штрафов и пеней по налогам, на порядок меньше стоимости качественной аудиторской проверки. Обычно мы говорим своим клиентам: там, где работают качественные аудиторы, налоговики почти не имеют зацепок. И, надо заметить, многие предприниматели это понимают: рынок обязательного аудита занимает около 30%. Остальное – добровольный аудит, многочисленные ЗАО, ООО и ТОО, владельцы которых не считают, что аудит и консалтинг – это дорогостоящие и необязательные игрушки.