Top.Mail.Ru
архив

Браки по расчету

Главные тенденции в бизнесе отечественных компьютерных дистрибуторов вызваны давлением на них дилеров, требующих все более выгодных для себя условий. Под натиском дилеров некоторые дистрибуторские компании вынуждены объединяться.

 

В этом секторе игра идет по-крупному: дистрибуция – самая финансово емкая часть компьютерного бизнеса. Поставки компьютерного оборудования и комплектующих в 2003 году в РФ оцениваются примерно в $3,4 млрд.

 

Мода на слияния

 

Так, в мае 2003 года был образован холдинг «Национальная компьютерная корпорация» путем объединения четырех ИТ-компаний – «Аквариуса», АНД Проджект и двух дистрибуторов, «Ландаты» и OCS. При этом все компании холдинга НКК остались самостоятельными структурами, которые взаимодействуют друг с другом на основе коммерческих отношений: каждая компания ведет самостоятельный бизнес, и у них раздельные финансовые потоки.

На тех же условиях объединились группы компаний «Ланит» и DPI. Объединение позволило им усилить свои дилерские сети. «Небольшим дистрибуторам становится все труднее удовлетворять возросшие требования дилеров, – говорит генеральный директор Центра электронного бизнеса «Дилайн» Сергей Эскин. – Мы ожидаем, что на рынке дистрибуции определятся несколько крупных игроков, которые будут занимать контрольную долю рынка».

Коммерческий директор компании «Ланит» Дмитрий Злотов отмечает другую тенденцию: у большинства дистрибуторов происходит заметное расширение номенклатуры товаров. Злотов полагает, что это свидетельствует о намерении компаний расширить сферу влияния и об укрупнении их бизнеса: «Появляются новые технологии, добавляется больше возможностей работы через электронную коммерцию, возникают новые схемы кредитования, финансирования, расширяются транспортные услуги, и в результате расширяется ассортимент».

 

Приближение к классике

 

Другая любопытная тенденция заключается в том, что системные интеграторы, имеющие прямые контракты с производителями оборудования на поставку оборудования, предпочитают перекладывать все вопросы, связанные с поставкой техники под конкретные проекты, на дистрибуторов. «При этом все большее количество средних и крупных контрактов идет без полной предоплаты со стороны конечного заказчика, – отмечает президент OCS Максим Сорокин. – Таким образом, дилеры стремятся переложить финансирование проектов на дистрибуторов».

Президент компании «Ланк» Владимир Просихин считает, что в результате происходящих изменений российский дистрибуторский бизнес выглядит теперь проще, «почти по-книжному». Рынок сбыта настолько вырос, что стал в большей мере «вытягивать» товар, и дистрибутору приходится меньше его проталкивать».

Российские дистрибуторы с тревогой ожидают прихода в страну крупных международных дистрибуторских компаний – таких, как Ingram и TechData. Стремление к созданию альянсов объясняется помимо прочего еще и ожиданием появления в России зарубежных монстров.

Правда, несмотря на маневры (слияния и объединения), пока расклад сил на российском дистрибуторском рынке не изменился. «Если какие-то изменения и произошли, то на уровне статистической погрешности. Доли ведущих дистрибуторов приросли пропорционально росту рынка в 2003 году», – уверен президент VerysellМихаил Краснов. Он объясняет стабильность долей на рынке сбалансированной ценовой политикой серьезных игроков.

 

Регионы становятся более требовательными

 

Объем российского ИТ-рынка «прирастает регионами»: в среднем региональные дилеры в 2003 году закупили на 36% больше, чем в 2002-м. Василий Васин, президент группы компаний R-Style (в группу входит дистрибутор RSI), говорит, что региональные заказчики стали более взыскательными, чем прежде. «Они начинают требовать от своих поставщиков, региональных дилеров, повышения уровня услуг и различных дополнительных сервисов», – рассказывает Васин. Так, на своей конференции дилеры RSI откровенно критиковали автоматизированную систему заказов оборудования. Они сравнивали ее с более удобной системой конкурирующей компании «Дилайн», и теперь компании RSI, видимо, придется инвестировать в разработку новой системы, чтобы сохранить лояльность своих дилеров.

В свою очередь, компьютерная розница тоже становится все более цивилизованной: открытые рынки трансформируются в торговые комплексы с пешеходными и парковочными зонами. Правда, никаких принципиальных изменений в расстановке сил между розничными компьютерными компаниями в 2003 году не наблюдалось. Новых игроков за последние два года здесь так и не появилось. «Слишком высока цена входа в бизнес, и слишком велики проблемы с подбором хороших мест под магазины», – считает Юрий Дубовицкий, владелец сети «Белый ветер». – По итогам 2003 года можно говорить о формировании розничного рынка ноутбуков. Все, что было до этого, лишь репетиция».

В столице продажей компьютерной техники помимо собственно компьютерных магазинов занимаются торговые сети «М.Видео», «Мир» «Техносила». В Санкт-Петербурге лидирует сеть «Компьютерный мир», принадлежащая компании «Ланк».

Еще по теме