Top.Mail.Ru
архив

«Брауновское» движение

После банкротства Moulinex на рынке бытовой техники может произойти перегруппировка сил. Свою долю будет стремиться увеличить немецкий концерн Braun. (Эта компания специализируется на выпуске малогабаритной бытовой техники.) Другие участники рынка – например, голландская Philips – пытаются сделать то же самое.

Эксперты еще долго будут объяснять причины фиаско, постигшего французов. Но одна из них не вызывает сомнений – Moulinex, пытаясь завоевать новые рынки сбыта (в том числе и российский), держала розничные цены на довольно низком уровне, рассчитывая благодаря этому потеснить своих главных конкурентов – Braun и Philips. Однако французская компания не учла опасности, исходящей от производителей из стран Юго-Восточной Азии, чьи производственные издержки в силу вполне понятных причин гораздо ниже, чем у Moulinex. С уходом Moulinex значительную долю на рынке бытовой техники может завоевать Braun.

Что умеет Braun Немецкий концерн имеет довольно узкую специализацию: Braun выпускает малогабаритную бытовую технику плюс электробритвы, эпиляторы, фены и приборы персональной диагностики. Это обстоятельство делает позицию и возможности Braun уникальными, поскольку для других участников этого рынка бытовая техника является скорее побочным продуктом. Та же Philips, как известно, специализируется и зарабатывает основные деньги скорее на телевизорах и аудиотехнике, чем на утюгах, блендерах и бритвах. Немецкая же компания, хоть и была создана в 1921 году инженером Максом Брауном как фирма по производству радиодеталей, никогда не пыталась выйти за пределы «бытовой» ниши после того как в 1950 году выпустила первую электробритву. Именно благодаря узкой специализации Braun получила в 1967-м столь мощного партнера, как Gillette. Очевидно, американских производителей бритвенных станков привлекла возможность «окучить» еще и ту аудиторию, которая предпочитает «электрическое» бритье «ручному». В 1962 году, еще до альянса с американцами, Braun купила испанскую фирму Pimer, выпускающую блендеры, или, как их называли сами производители, минипимеры. Кстати, продукция этой испанской фирмы была настолько популярна, что само слово «минипимер» стало в Европе нарицательным. Примерно так же, купив соответствующее производство во Франции, Braun приобщилась к выпуску эпиляторов. Причем и блендеры, и эпиляторы на мировой рынок первой вывела именно Braun. И лишь потом соответствующую нишу стали осваивать Philips, Moulinex и прочие производители.

Немцы переходят в наступление Имея за плечами почти 40-летний опыт производства бытовой техники, Braun, казалось бы, вполне могла рассчитывать на мировое лидерство в этом сегменте. Однако до недавнего времени доля продаж тех же «брауновских» блендеров на мировом рынке не превышала 50%. (В России, правда, несколько выше – 70%.) Видимо, сказывался демпинг со стороны Moulinex. Последние два года выдались для немцев неудачными. По объемам продаж (в 2000 году этот показатель составил $1,66 млрд) Braun до сих пор не может достичь уровня 1998 года, тогда как другие компании – партнеры Gillette давно уже преодолели этот рубеж. Однако накануне своего 80-летия немецкий концерн вывел на рынок сразу три новых продукта. Помимо утюга Free Style c усовершенствованным дизайном и специальной системой подачи пара и сверхмощного 500-ваттного блендера MR 5550, Braun выпустила еще и бритву Syncro, снабженную уникальным центром clean & charge для автоматической чистки и подзарядки. Кроме того, по словам регионального менеджера Braun по странам СНГ и Балтии Патрика Ринальди, Braun существенно активизировала свою рекламную деятельность. Причем наряду с традиционными рекламными ходами немцы намереваются проводить всевозможные акции по продвижению товара непосредственно в торговых точках. Немалые надежды возлагает Braun и на свою систему дистрибуции. Braun – единственный из мировых производителей бытовой техники, кто имеет в России собственный склад, а партнеры у Braun есть практически во всех крупных городах страны.

В Хабаровске утюгам не климат Что же касается приобретения в России производственных мощностей, то идти по стопам своего партнера – компании Gillette, которой, как известно, принадлежит фабрика в Санкт-Петербурге, Braun пока не собирается. При нынешнем уровне импортных пошлин немецкой компании выгоднее ввозить готовый товар в Россию, нежели налаживать здесь производство. Концерн изменил бы отношение к перспективе создания производства в России, если бы нашел в нашей стране какое-нибудь привлекательное ноу-хау. А блендеры и утюги компания вполне резонно предпочитает делать в Барселоне, а не в Хабаровске. Тем более что и в Испании уровень жизни не настолько высок, чтобы гоняться за дешевой российской рабочей силой. Повторить судьбу Moulinex менеджеры Braun не боятся. Сейчас из 33 тыс. единиц бытовой техники, которые ежедневно изготавливаются на «брауновском» заводе в Барселоне, не менее 27 тыс. отправляются на экспорт. Если Braun удастся воспользоваться последствиями банкротства Moulinex, загрузка испанского завода, несомненно, возрастет.

Еще по теме