Top.Mail.Ru
архив

Браво Интернэшнл

Среди российских компаний, выпускающих напитки, санкт-петербургская "Браво Интернэшнл" - фирма весьма нетипичная. Даже в самой "Браво" затрудняются определить профиль предприятия. Начав в 1993 году с простого боттлерства, небольшое предприятие со стопроцентно исландским капиталом и российским менеджментом превратилась к 1999-му в многопрофильную компанию, которая занимается всем - от розлива безалкогольных газированных напитков до полномасштабного производства качественного пива. Все принятые за шесть лет стратегические решения "Браво" отличаются абсолютной оригинальностью. Во-первых, "Браво" всегда старалась открыть рынок первой и быстро занять на нем лидирующее положение, "снимая сливки" с быстрорастущих продаж. Во-вторых, любое продвижение "Браво" на рынке всегда было активным и агрессивным. В-третьих, санкт-петербургские боттлеры никогда не стремились оставаться в каком-то конкретном секторе рынка навечно: зачем терять рентабельность в позиционных войнах с новыми конкурентами? Похоже, для генерального директора "Браво" Виктора Пятко и его коллег гораздо проще придумать новый бизнес, чем бороться за десятые доли процента.

Когда компания "Браво" начала свою деятельность, до начала бума в отрасли оставалось еще три года. Этого срока "Браво" вполне хватило на то, чтобы заработать на рынке почти все, что возможно. Уже через полтора года компания запустила производство напитков в алюминиевых банках, став первым российским боттлером, которому удалось освоить новую технологию. Это обстоятельство сделало клиентом "Браво" такого монстра, как Pepsico. В 1995 году алюминиевые банки с газированными напитками еще не стали самой распространенной продукцией на полках магазинов, но, как только на горизонте появились первые конкуренты, "Браво" открыла новую нишу - производство слабоалкогольных газированных коктейлей - и уже через год занимала около 35% рынка коктейлей. Но уже в 1997 году популярность этой продукции начала медленно падать. Между тем "Браво" именно в марте 1997 открыла большой завод в Санкт-Петербурге мощностью 42 тыс. банок и 10 тыс. бутылок в час. Шаг, казалось бы, опрометчивый: не будут ли простаивать новые линии в условиях, когда спрос на коктейли "Браво" пошел на спад? Но почти одновременно с открытием завода "Браво" получает права на производство (и - что не менее важно - на реализацию, то есть не на простое боттлерство, а на дистрибуцию и сбыт) коктейля на основе джина Gordon's. А это уже европейский брэнд, и алкогольная карусель "Браво" начинает раскручиваться с новой силой. Чуть позже к Gordon's добавляются White Horse и Greenalls, партнером "Браво" становится United Distillers, и к осени 1998 года слабоалкогольные коктейли составляют уже 90% от общего объема производства "Браво". С падением продаж этой продукции в начале 1999 года, казалось, уже не справится и волшебник.

И тогда в феврале "Браво" запускает принципиально новый проект, который, собственно, и стал основой успеха компании в 1999 году. Компания переезжает на новую производственную площадку и начинает варить и разливать пиво под собственной торговой маркой "Бочкарев".

"Бочкареву" пророчили сокрушительный провал. В самом деле, компания решила стать пятым по счету крупным пивным производителем в Санкт-Петербурге. В активе у "Браво были только качество и налаженная дистрибуция, в пассиве - жесткая конкуренция в Петербурге, да и по всей России. Более того, в секторе premium "Браво" стартовала почти одновременно с Efes и SAB, весьма громко заявившим о своих намерениях, подкрепленных немалыми финансовыми возможностями. Тем не менее "Браво" объявила о своем намерении увеличить в будущем объемы розлива до 45 млн литров (это практически столько же, сколько производит старейшее предприятие Питера - "Вена").

И брэнд-менеджерам "Бочкарева" удалось достичь того, что им хотелось. Видимо, не желая ввязываться в летнюю битву гигантов, "Браво" перенесла начало promotion-кампании на начало осени, снизив тем самым возможные рекламные затраты. Общероссийские итоги кампании пока не известны, но, по данным местных аналитических агентств, осенью 1999 года "Бочкарев" по узнаваемости марки стал первым пивным брэндом северной столицы, а по объемам продаж вошел в первую пятерку. К тому же весной 1999 года компания подписала контракт с Lowenbrau на производство пива знаменитой марки на линиях "Браво". По информации "Ко", этот же контракт, равно как и контракт с Heineken, предлагался лидеру рынка - "Балтике". В августе "Браво" получила лицензию датской Harboes на производство знаменитого и почти забытого "белого медведя" - крепкого дешевого Bear Beer. Того, что "Браво" пойдет в сектор дешевого пива, не ожидал вообще никто, и сейчас компания, семь месяцев назад дебютировавшая на пивном рынке, уже рассматривается конкурентами как серьезный игрок.

Именно динамичность и способность приспосабливаться к любым изменениям не один раз помогали "Браво" окупать первоначальные инвестиции и работать в чистую прибыль, постоянно расширяя производство. "Браво" первой среди крупных российских beverage-компаний поняла перспективность постоянных перемен - именно этим легко берут свою долю рынка мелкие производители. Совсем недавно, в начале осени, компания на гребне прокатного успеха "Сибирского цирюльника" запустила марку "Юнкерское пиво", а уже с декабря в продаже новый сорт - пиво "Рождественское". Заработав на миллениуме, "Браво" обязательно пойдет дальше - стоять на месте компании невыгодно. А может быть, просто скучно.

Еще по теме