Бренд-менеджерам остаться, остальные -- свободны
Рынок труда специалистов по маркетингу, сократившийся наполовину после кризиса, стал оживать. В кадровых агентствах появились заявки от работодателей. Тем не менее многим специалистам придется подождать с маркетингом до лучших времен. Либо переквалифицироваться в сейлз-менеджеры.
Конкуренты фитнесс-клуба
Осенью 1998 года, когда компании сокращали штаты, сразу вслед за рядовым персоналом увольняли именно маркетологов.
«Многие фирмы посчитали роскошью иметь отдел маркетинга, -- говорит руководитель одного из подразделений компании Manpower. -- Зачем содержать столько людей, которые лишь косвенно связаны с прибылью? Если я руковожу компанией, и у меня есть средства, то я оплачу для сотрудников фитнесс-клуб. Это тоже может повысить производительность труда, так как укрепляет здоровье. Так и маркетологи с их исследованиями прибыли не гарантируют. Тут выгода гипотетическая, а расход - налицо. Такая роскошь позволительна лишь в лучшие времена».
Нельзя сказать, что маркетологов увольняли всех подряд. Некоторые компании радикально сокращали отделы маркетинга. В Bristol-Myers Squibb, например, часть сотрудников отдела маркетинга перевели в отдел продаж с понижением зарплат.
Были, конечно, и фирмы, которые вообще никого не увольняли. Например, сотовые компании. «Вымпелком» и «Московская сотовая связь» сохранили весь штат маркетологов.
«В период жестокой конкуренции на сотовом рынке у компаний просто нет времени на подготовку и введение в курс дела нового, даже более дешевого специалиста, -- говорит один из высокопоставленных сотрудников МСС. -- Маркетологов-практиков, специализирующихся на рынке сотовой связи, не так уж много. Поэтому все сотовые операторы сохранили свои отделы маркетинга».
Тем не менее в сентябре-ноябре прошлого года спрос на маркетологов на рынке труда просто отсутствовал. Но уже в декабре он начал восстанавливаться. А с Нового года, по данным кадровых агентств, стабилизировался.
Три касты
Как известно, маркетолог маркетологу - рознь. Тех, кто работает в маркетинговых подразделениях компаний, можно поделить на три условных типа: специалисты высокого класса, среднего уровня и обслуживающий персонал.
Профессионалов высокого класса никогда не бывает очень много. Специалисты из кадровых агентств считают, что на всю страну их количество измеряется сотнями человек. Эти люди часто имеют западное образование и опыт работы в авторитетных зарубежных компаниях. Причем в этой группе можно выделить отдельную когорту маркетологов-звезд. Их в лучшем случае несколько десятков.
Мало кто из высококлассных специалистов потеряли работу в результате кризиса. А те, кто ее все же лишился, имеют наибольшее количество шансов снова получить хорошее место.
Если кто-то из них и не идет сейчас работать, то лишь потому, что существующие вакансии не соответствуют их уровню и амбициям. Эти люди обладают достаточными средствами, чтобы в данный момент не работать нигде. Они ждут стабилизации и новых достойных предложений.
До августа прошлого года зарплата таких менеджеров составляла от $1500 до $4000 в месяц, а иногда и больше. Теперь -- от $700 до $2500.
Специалисты среднего класса - это, как правило, те, кто занялся маркетингом без специального образования, но имеет приличный опыт работы - два-четыре года. Эти люди еще не стали крупными специалистами, но вполне способны строить маркетинг в серьезных компаниях.
Заявки на таких людей со стороны работодателей в кадровые агентства сейчас поступают. Однако, по мнению Владимира Кошубарова, директора кадрового агентства «Арсенал», рынок труда для маркетологов сократился на 50%. А это значит, что многим специалистам придется подождать с маркетингом до лучших времен и заняться пока чем-то другим.
Зарплата специалистов среднего класса до кризиса колебалась между $700 и $1500. Теперь, по мнению кадровых экспертов, нанимаясь на работу, специалист среднего уровня может претендовать на сумму от $200 до $1200.
Третий тип сотрудников - обслуживающий персонал отделов маркетинга, ассистенты. Это, в основном, молодые люди, начинающие карьеру. Тех из них, кто потеряли место, сейчас не берут на работу вообще.
Если и могут молодые специалисты на что-то претендовать - так это на место в отделе продаж. Многие из начинающих маркетологов, кстати, в свое время перешли в маркетинговые подразделения именно из сейлз-менеджеров.
Невостребованными оказываются сейчас свежие выпускники вузов и те, чей стаж работы не превышает одного года. Кадровые агентства просто не получают заявок на молодых специалистов. Единственный вариант для этой категории работников - рутинная работа в отделах продаж.
Раньше такие сотрудники получали от $400 до $800. Теперь те из них, кто все же смог наняться по объявлению в газете, зарабатывают не больше $150 - $200.
Из различных категорий специалистов меньше всего за свой завтрашний день стоит беспокоиться брэнд--менеджерам. Их работа в глазах работодателей напрямую связана с получением доходов. Вычеркивать столь важную должность из штатного расписания никто не решается. Спрос на брэнд-менеджеров по сравнению с докризисными временами почти не изменился. Компании продолжают выводить на рынок новые марки. А значит, нужны и те, кто умеет это делать.
Свободные художники
Во многих компаниях от былых дорогостоящих отделов маркетинга сейчас остались один-два универсальных специалиста, которые могут выполнять работу целого отдела.
Интересно, что на рынке труда сложилась огромная разница в оплате труда между теми, кто потерял работу осенью и нанимается вновь, и теми, кто остался на своем месте.
Многие компании могут теперь позволить себе нанимать за меньшие деньги специалистов гораздо более высокого уровня, нежели прежде. По словам Валерия Оськина, руководителя кадрового «Агентства «Контакт», маркетологи, благополучно пережившие осенние массовые сокращения, сейчас получают всего на 15-20% меньше, чем год назад. Некоторые фирмы даже повысили зарплату оставленным в штате специалистам. Тем же, кого нанимают сейчас, платят гораздо меньше.
К примеру, сохранивший место маркетолог получает в компании $1000. Если на схожую работу фирма ищет еще одного специалиста, ему предлагают $600.
Безусловно, если экономика стабилизируется не только по мнению премьер-министра, на рынке появится больше товаров и, соответственно, больше рабочих мест. Тогда многие фирмы вновь будут создавать и укрупнять отделы маркетинга. Вопрос только в том, как скоро это произойдет.
Что касается ближайшего будущего, то и директор кадрового агентства «Арсенал» Владимир Кошубаров, и директор по связям кадрового «Агентства «Контакт» Валерий Оськин, и руководитель информационного отдела компании «Анкор» Оксана Соболева, и другие специалисты считают, что в ближайшем будущем маркетологов чаще будут нанимать на отдельные проекты на два - три месяца. Компаниям гораздо дешевле набирать временную команду под отдельные проекты, нежели содержать стационарные отделы маркетинга.
Так что жизнь маркетолога становится похожей на жизнь свободного художника - от заказа к заказу.