Бренд по случаю

На тахометрах этих мотоциклов нет красного сектора, а точность их сборки не предполагает массового производства. Обладатели подобных машин либо неприлично богаты, либо помешаны на мототехнике. А ведь производители громкоговорителей, братья Дукати, лишь искали возможность немного заработать в разоренной войной Италии и начали выпускать двухколесные транспортные средства, чтобы хоть как-то свести концы с концами.


История эта стартовала в 1926 г., когда братья Бруно, Адриано и Марчелло Дукати создали в Болонье фирму по производству радиотехники. В середине 1930-х основанная братьями Societe Radio Brevetti Ducati заработала себе международное имя, а предприятие в Болонье стало крупным, как сейчас бы сказали, технологическим кластером, привлекавшим частные и государственные инвестиции в регион. К концу того десятилетия компания открыла представительства в разных городах мира, включая Нью-Йорк, Париж, Каракас и Сидней.

Основным и самым успешным продуктом предприятия являлись рупорные громкоговорители, которые на родине были жизненно необходимы фашистскому режиму Бенито Муссолини в качестве пропагандистского инструмента. В годы Второй мировой войны фирма братьев выполняла и государственные военные заказы, обеспечивая войска радиостанциями и оптическими прицелами. Это в результате и послужило причиной производственного разгрома в прямом смысле слова: авиация антигитлеровской коалиции бомбила новую фабрику Ducati как военный объект. К тому же после войны резко сократилась потребность в настенных динамиках: менялась жизнь, а вместе с ней и рынок, так что компания переживала не лучшие времена и в конце концов была национализирована. В то же время послевоенная Италия остро нуждалась в доступном для населения транспорте, что и открыло перед бизнесом братьев Дукати новые возможности. (Впрочем, выпуск электротехники не остановился совсем.)

Стартом к трансформации стала покупка у компании Siata лицензии на производство компактного, надежного и неприхотливого мотодвигателя инженера Альдо Фаринелли. Им и оснастили первое транспортное средство с логотипом Ducati - мопед Cucciolo, то есть "Щенок" (из-за характерного звучания двигателя, напоминавшего собачье тявканье). При объеме цилиндра всего в 50 куб. см двигатель Фаринелли демонстрировал отменную тягу на низких оборотах, что было незаменимо в условиях гористого ландшафта Апеннинского полуострова. Модель продавалась очень хорошо, и к 1950 г. по стране разъезжало уже около 60 000 "Щенков", что составляло половину общего количества мопедов. В 1952 г. появился и первый мотоцикл - легкий Cruiser с двигателем в 8 л.с., электростартером и невиданной по тем временам автоматической коробкой передач. Однако все это было воспринято потребителями как излишество, которое к тому производило пугающее впечатление: слишком уж сложно выглядело. Так что спрос на модель оставлял желать лучшего. В итоге конструкцию пришлось упростить, а мощность - уменьшить. Впрочем, и с двигателем в 6,5 л.с. Cruiser легко разгонялся до 95 км/ч, и это вкупе со снижением цены наконец подняло уровень продаж.


Звезда мотогонок

Эпоха спортивных скоростных мотоциклов, ставших визитной карточкой братьев Дукати, начинается с приходом на пост главного конструктора компании в 1954 г. молодого инженера Фабио Тальони. Под его руководством был спроектирован ставший впоследствии каноническим Ducati 100 Gran Sport. Мощность двигателя обеспечивалась уникальной его схемой, при которой достигались потрясающие результаты, но требовалась высочайшая точность в изготовлении. При весе в 80 кг Gran Sport разгонялся до 130 км/ч. 15 июля 1956 г. мотоцикл был представлен 40-тысячной армии поклонников мотогонок на Гран-при Швеции. Несмотря на то, что машина была в новинку и для управлявшего ею гонщика Дельи Антони, он сумел на три секунды опередить ближайшего соперника, придя первым к финишу. С этого времени на гонках мотоциклистов-любителей в своем классе гонщикам команды Ducati равных не было.

Дальнейшее совершенствование двигателя привело к настоящему прорыву - изобретению так называемой десмодромной схемы, в которой предусмотрено принудительное закрывание клапанов в цилиндрах, что обеспечивает бесперебойную работу мотора практически на любых оборотах. Впервые такой двигатель появился на мотоцикле Ducati в 1958 г. Поначалу десмодромные двигатели ставились на гоночные, специальные и эксклюзивные экземпляры. В 1960-х Тальони разрабатывал мощный мотоцикл по заказу дорожной полиции США. В результате получился итальянский ответ Harley-Davidson под названием Apollo c четырехцилиндровым мотором мощностью в 100 л.с. На этом агрегате можно было промчаться со скоростью 210 км/ч. Но поскольку ни одна шина того времени не была рассчитана на подобные нагрузки, американцы, хорошенько подумав, сняли заказ.

Но технические разработки не пропали даром. Половинка мотора Apollo стала "сердцем" одной из самых удачных и успешных моделей - Ducati 750GT. Машина увидела свет в ноябре 1970 г., спустя пару лет после официального заявления компании о массовом выпуске мотоциклов с десмодромным двигателем. Еще через два года был представлен самый быстрый мотоцикл того времени - Supersport 750. Это чудо техники разгонялось до 100 км/ч за 3,7 секунды, предельная же скорость равнялась 215 км/ч. Главным успехом этого байка стала победа в 1972 г. гонщика Пола Смарта на гонке Imola-200, проходившей на трассе Autodromo Enzo e Dino Ferrari, построенной в 1950 г. (Эта трасса в те годы являлась полем для сражений авто- и мотогонщиков в разных соревнованиях, вплоть до Гран-при "Формулы-1", и до сих пор считается одной из самых коварных в Европе.) Впоследствии с легкой руки Фабио Тальони на мотоциклах Ducati была впервые применена такая инновация, как использование при изготовлении цилиндров алюминиевого сплава с никель-кремниевым покрытием вместо чугуна. Тальони же принадлежит авторство знаменитой рамы из труб хром-молибденовой стали, похожей на птичью клетку, к которой двигатель подвешивается снизу.


Monster и компания

К началу 1980-х стало ясно, что выпуск дорогих скоростных мотоциклов не приносит должной прибыли владельцу компании - государству, которое к тому же не приветствовало постоянное участие команды Ducati в недешевых гоночных состязаниях. В 1983 г. была заключена сделка с концерном Cagiva. Согласно ее условиям, Ducati должна была производить для него мотоциклетные двигатели, а выпуск собственно мотоциклов прекратить. Однако в итоге получилось по-другому: владевшие Cagiva братья Кастильони решили выкупить все мотопроизводство Ducati и, оставив за компанией выпуск дорожных моделей мотоциклов, под собственным брендом собирать лишь мотоциклы для путешествий в классе эндуро.

В 1985 г. произошло глобальное обновление модельного ряда (новым главным конструктором стал Массимо Борди). Были представлены обновленные Pantah с несколькими типами моторов разного объема, новой ходовой частью, центральным моноамортизатором и обтекателями гоночного типа, а также спортивно-туристическая модель Paso. К 1989 г. обновили и линейку классического Ducati Supersport, до сих пор остающегося одним из самых популярных в модельном ряду компании. Следующим шедевром стал разработанный дизайнером Мигелем Галуцци по прозвищу Monster одноименный мотоцикл. Monster увидел свет в 1992 г. как воплощение слогана "Обнаженная мощь".

Венцом же творческой и инженерной мысли Ducati в 1993 г. явился мотоцикл с индексом 916, на котором был установлен самый совершенный на тот момент двигатель, позволявший разгоняться до 260 км/ч и делать "сотню" за три секунды. Над его дизайном работал известнейший итальянский специалист Массимо Тамбурини. Восседая на этом "железном коне", англичанин Карл Фогарти стал чемпионом мира в 1994 и 1995 годах в чемпионате "Супербайк" (см. справку). В 2000 г. появилась очередная модель двигателя - Testatretta. При разработке каждая его часть подвергалась компьютерной обработке с целью снижения веса и повышения прочности. Этот двигатель мощностью в 135 л.с. (при 10 200 об./мин.) был установлен на новой модели Ducati 996R.


Мотоцикл не для всех

Сейчас Ducati - частная фирма, принадлежащая итальянской Performance Motorcycles SpA. С апреля 2012 г. Ducati является подразделением Audi AG. Компания ежегодно производит около 40 000 мотоциклов семи различных классов по ценам $25 000 - 70 000. Причем эти машины продаются по предварительным заказам, еще до того как покинут пределы завода. Также выпускаются реплики старых моделей, предназначенные для самых преданных (и богатых) поклонников марки. Ducati на протяжении многих лет является единственным в мире брендом, серийно производящим мотоциклы со сложнейшим в изготовлении десмодромным двигателем. Мотоциклы этой фирмы всегда были не только символом мощности, средоточием инноваций, но и воплощением изысканного итальянского дизайна: наибольшее количество призов за мотодизайн находится в копилке специалистов Ducati. У Ducati много всемирно известных поклонников: британский принц Уильям, кинозвезды Том Круз и Брэд Питт, футболист Дэвид Бекхэм. В фильмах "Матрица. Перезагрузка", "Блейд-2" и многих других боевиках герои используют Ducati как средство передвижения не просто быстрого, но еще и по очень сложной траектории, с прыжками и полетами. Собственно, вся история бренда - прыжок и полет.


Супер-пупер

"Супербайк" - разновидность кольцевых гонок на доработанных серийных моделях мотоциклов, находящихся в свободной продаже. Гонки зародились в 60-х годах прошлого века в США. Первый Гран-при состоялся в 1988 г. Гонки проводятся в трех классах мотоциклов, различающихся объемом двигателя: до 1000 кубических см, до 600 кубических см и до 400 кубических см. Первым чемпионом мира по "Супербайку" стал американец Фред Меркел на мотоцикле Honda. Но чаще всего побеждали в этих соревнованиях гонщики Ducati. Самым титулованным спортсменом "Супербайка" является англичанин Карл Фогарти, четырежды становившийся чемпионом мира и одержавший 59 побед за 11 сезонов. Три раза побеждал австралиец Трой Бейлисс, и еще четверо гонщиков поднимались на верхнюю ступень пьедестала дважды.

Каждый этап "Супербайка" состоит из двух воскресных гонок с перерывом в два часа. Во время перерыва разрешается вносить изменения в настройки мотоцикла. В гонке участвуют 16 лучших спортсменов, определяемых квалификационными заездами. Длина трассы варьируется от 90 до 110 км. Сама гонка длится около 40 минут, а разгоняться мотоциклы могут до 300 км/ч. За победу в заезде начисляется 25 очков, пришедшему предпоследним достается одно. В командный зачет марок очки идут по лучшей финишировавшей машине.

Гонки "Супербайк" довольно популярны у производителей мотоциклов, руководствующихся девизом "В воскресенье победим - в понедельник продадим". Среди постоянных участников "большая четверка" из Японии (Honda, Suzuki, Yamaha, Kawasaki), немецкая BMW, "итальянцы" Ducati, Aprilia, Benelli, Bimota и MV Agusta. Одно время в единственном американском этапе принимали участие мотоциклы Harley-Davidson. Еще по одному этапу проводится в Австралии и Катаре. Все остальные гонки проходят в Европе. С 2012 г. один из этапов "Супербайка" будет проходить в России на трассе Moscow Raceway. Помимо чемпионата мира по "Супербайку", имеют место и локальные соревнования в этом классе мотоциклов: американский "Супербайк", британский "Супербайк", японский "Супербайк" и Открытый чемпионат Германии.