Top.Mail.Ru
архив

Брэнд с госизоляцией

Модернизация российской энергетики становится ареной острой конкурентной борьбы титанов энергетического машиностроения «Силовые машины», Siemens, Alstom, Mitsubishi, General Electric. Однако на значительную долю этого пирога претендует инжиниринговая компания ВО «Технопромэкспорт», уже построившая «одну Бразилию».

В истории суперпроектов бывают ситуации, о которых очевидцы и участники событий редко любят вспоминать. При сооружении Асуанского гидроэнергетического комплекса такой критический момент настал буквально накануне пуска в 1970 году. В уже установленных на станции бушингах-изоляторах был обнаружен дефект. Что делать? На месте исправить нельзя. Вводить станцию нужно. Ведь это Асуан! ВО «Технопромэкспорту», главному оператору стройки, пришлось задействовать все свои связи в тогдашнем советском руководстве. В результате Министерство обороны СССР выделило самолет «Антей», которого за рубежом тогда еще никто и не видел. На заводе-изготовителе большегруз уже ждали новые бушинги. Загрузили. Привезли. Дефектные забрали. Новые установили. Потерь во времени по сравнению с утвержденным графиком работ практически не было. Все тогда прекрасно понимали, что за плечами «Технопромэкспорта» стоит государство. Сейчас эта близость превратилась скорее в бремя.

Свой среди своихКазенная принадлежность «Технопромэкспорта» обусловлена не только его советским происхождением. Мировой рынок услуг по созданию энергетических мощностей с момента своего появления был площадкой амбиций самых разных государств, не только СССР. В 50 – 60-е годы XX века этот бизнес переживал настоящий бум на волне послевоенной реконструкции Европы и деколонизации. Однако в связи с колоссальной стоимостью энергетических проектов и доминированием протекционизма во внешнеторговой политике по сути единственным заказчиком и финансовым ангелом-хранителем подобных работ могло стать только государство. Это привело к формированию непрозрачной и очень политизированной практики подбора подрядчиков, сходной по многим признакам с торговлей оружием или сотрудничеством в ядерной энергетике. СССР на этом рынке играл одну из первых скрипок. Важной статьей масштабных инвестиций Москвы в «страны народной демократии» были крупные энергетические проекты, которые по замыслу должны были послужить основой для развития крупной промышленности и формирования рабочего класса. Однако идеологическая «подкладка» довольно быстро износилась при соприкосновении с реальностью. Вскоре это почувствовали в «Технопромэкспорте», созданном в 1955 году. Почти универсальная ранее практика строительства по межправительственным соглашениям под госкредиты к началу 1970-х начала давать сбои. Именно в это время серьезными заказчиками «Технопромэкспорта» стали Иран и Ирак. У них было много нефти, а значит, и валюты. Поэтому вопреки межправительственному соглашению между Ираком и СССР, согласно которому исполнителем проекта по ТЭС «Наджибия» (два блока по 100 МВт) значился «Технопромэкспорт», Багдад решил провести международный тендер. Москве предложили участвовать в нем на общих основаниях. Переговоры, по словам одного из бывших сотрудников «Технопромэкспорта», свелись примерно к следующему:– Хотите – участвуйте, хотите – нет.– Но мы же вам кредит даем!– А нам теперь не нужны кредиты. Мы платежеспособны. Наличными будем платить. Участвуйте, если хотите, наравне со всеми! История с тем первым тендером закончилась для «Технопромэкспорта» благополучно, несмотря на то что буквально по пятам за советскими коммерсантами шли японцы. Главную роль сыграл опыт, накопленный компанией за время работы за рубежом. Когда началась война между Ираком и Ираном, иракские энергетики просто молились на электростанции, построенные советскими специалистами. В ходе конфликта их несколько раз бомбили. Однажды после налета оказалось, что в межтрубном пространстве котла ТЭС «Насирия» застряла бомба, но станция продолжала функционировать. Аналогичная ТЭС «Харта», построенная японцами в южной части Ирака, прекратила свою работу, когда рядом упала бомба, из-за полностью отказавшей автоматики. «Железобетонная» «Насирия» в результате стала одной из важных «референций», сумма которых и составляет стоимость брэнда «Технопромэкспорта».

На перевалеПо прогнозам авторитетной аналитической группы Fredonia, мировой спрос на энергетическое оборудование в период до 2008-го будет расти ежегодно на 4,5%. При этом основной зоной роста станет азиатский регион, на который уже сейчас приходится более 30% всего рынка энергооборудования, оцениваемого в $69 млрд. Из них около $20 млрд – на подрядные работы по строительству и модернизации мощностей. Сейчас на долю российских компаний приходится около 3% мирового рынка энергетических проектов (доля СССР в 1991 году оценивалась в 13%). Несмотря на внушительный размер рынка, игроков на нем относительно немного. Острейшая конкуренция, высокие требования к качеству и квалификации, огромные инвестиции сформировали весьма высокий порог вхождения в этот бизнес. Попасть в него трудно, а вылететь можно быстро, и российские компании, участвующие в глобальной схватке за мегаватты, усвоили этот урок на собственном опыте. «Технопромэкспорт», имеющий почти 50-летнюю историю и сотни крупных проектов за плечами, в начале 1990-х оказался очень близко от роковой черты.Большинство советских внешнеэкономических объединений (ВО) получили значительную экономическую самостоятельность в конце 1980-х, когда стало очевидно, что государственный контроль за их деятельностью неэффективен и вреден. Однако вместо роли посредников многие ВО, располагавшие крупными валютными средствами, переквалифицировались в инвесторов. «Технопромэкспорт» одно из немногих «старых» внешнеэкономических объединений, избежавших этой участи. И причина была довольна проста: инжиниринговый бизнес в отличие от экспортно-импортных операций невозможно «слить» на сторону. Референции, основной капитал компании в отличие от финансовых средств, товарных запасов или зданий не могут быть переданы «дочкам» или «внучкам», не помнящим родства. При этом референц-листы российских игроков – таких, как «Технопромэкспорт» или «Зарубежэнергопроект», – практически не уступают аналогичным перечням Siemens, Alstom, Mitsubishi, General Electric. Продолжая работать по контрактам, заключенным еще в советское время, «Технопромэкспорт», лишившийся государственного финансирования, активно вел поиск новых подрядов. После фактического замораживания программ развития российской энергетики заказы «Технопромэкспорта» превратились в основной источник средств для большинства российских производителей энергооборудования. В период наиболее острого спада (с 1987 по 1997 год), когда общий экспорт российского машиностроения сократился с $14 млрд до $4,5 млрд в год, доля экспорта продукции энергомашиностроителей в нем выросла на 30%. Между тем поддержка, оказанная компанией отрасли в кризисной ситуации, может осложнить дальнейшее развитие бизнеса «Технопромэкспорта». Пример успешной внешнеторговой деятельности компании подтолкнул наиболее крупных поставщиков к созданию собственных инжинирнговых подразделений, которые вскоре начали составлять серьезную конкуренцию «Технопромэкспорту» за рубежом и внутри страны. Наиболее агрессивно в этот бизнес устремился концерн «Силовые машины», заключивший партнерство с «Энергомашэкспортом». В августе 2002 года консорциум этих двух компаний стал победителем тендера стоимостью около $100 млн по реконструкции ГЭС «Джердап-1» в Югославии. В том же году концерн выиграл тендер стоимостью около 77 млн евро на строительство ГЭС «Маккул» в Ираке. Вскоре соперничество перекинулось и на внутренний рынок. В начале 2003 года «Силовые машины» обошли «Технопромэкспорт», выиграв тендер на поставку энергетического оборудования для Сочинской ТЭС стоимостью порядка $20 млн. «Технопромэкспорт» подготовил комплексный проект под ключ. Однако заказчик (РАО «ЕЭС») предпочел раздробить проект на четыре лота, по каждому из которых проводился отдельный конкурс. В результате «Технопромэкспорт» тогда остался без контракта. Но когда строительство подошло к завершению стало очевидно, что подрядчики не справляются. В мае 2004-го РАО было вынуждено официально обратиться к компании с просьбой о содействии в «поставке газовых турбин, запуске и обучении персонала». Однако, по оценке руководителя «Технопромэкспорта», о реальной конкуренции говорить пока преждевременно. «Мы сейчас единственная в России компания, обладающая ноу-хау строительства электростанций под ключ, – комментирует глава «Технопромэкспорта» Сергей Моложавый. – Мы приходим в чистое поле, работаем там четыре-пять лет и оставляем после себя работающую ТЭЦ или ГЭС. У «Силовых машин» такого ноу-хау нет, поэтому фактически мы работаем с ними в альянсе. Разумеется, ни о какой эксклюзивности речи не идет: мы параллельно работаем и с Siemens, и с Alstom, и с General Electric, и еще с десятком производителей». По словам регионального директора «Технопромэкспорта» по странам Азии Сергея Татарникова, соперничество-партнерство между крупными производителями энергооборудования и инжиниринговыми компаниями уже стало обыденной практикой. «Зачастую компании участвуют в тендерах в двух ипостасях. Например, у энергетического концерна Alstom французское подразделение занимается инвестиционным строительством, и мы часто встречаем их среди конкурентов на разных тендерах. Но одновременно сотрудничаем с подразделением того же концерна по поставкам оборудования для других проектов. Практически та же ситуация с Siemens», –отмечает Татарников.Но и в этом правиле есть исключения. В последние годы все более активно на рынок выходят китайские компании. Если в тендере участвуют китайцы и заказчик не имеет политических предубеждений по отношению к ним, как считает Моложавый, на конкурс «можно даже не заявляться». С льготными госкредитами, дешевой рабочей силой они могут предлагать цены ниже рыночных. Потом, правда, начинаются проблемы с качеством оборудования, но на результат тендера это не влияет. В любом случае игнорировать воздействие китайского фактора невозможно, и «Технопромэкспорт» планирует рассмотреть возможность привлечения китайских поставщиков к отдельным проектам. Не исключено, что дополнительный импульс потенциальное партнерство получит в ходе схватки за российский рынок, на который в «Технопромэкспорте» возлагают особые надежды.

Родное полеПока у компании в России два законченных объекта – Северо-Западная ТЭЦ и Мутновская геотермальная станция на Камчатке. Более 90% заказов в текущем портфеле «Технопромэкспорта» составляют зарубежные контракты. Однако после завершения реформы энергетики новые собственники активов столкнутся с проблемой морального и физического износа. Средний возраст генерирующих активов холдинга РАО «ЕЭС» значительно превышает аналогичный показатель энергокомпаний развивающихся и уж тем более развитых стран. Возраст оборудования российских электростанций составляет более 30 лет, его износ превышает в среднем 70%. Большинство электростанций было построено еще в 60 – 70-х годах прошлого века. По мнению аналитика компании «Брокеркредитсервис» Александа Корнилова, в этих обстоятельствах «Технопромэкспорту» есть где развернуться. На наш взгляд, основной объем заказов на модернизацию оборудования со стороны энергокомпаний придется ближе к моменту либерализации рынка электроэнергии. Именно тогда генерирующие станции (за исключением атомных) перейдут в частные руки, и в первую очередь это касается тепловых электростанций, оборудование которых не только изношено в максимальной степени, но и устарело морально, значительно уступая по многим характеристикам зарубежным аналогам. Таким образом, можно смело говорить о том, что рыночная ниша для компаний типа «Технопромэкспорта» в России весьма велика. Кроме того, РАО «ЕЭС» также имеет ряд незавершенных проектов по строительству станций. Что также может представлять потенциальный интерес для «Технопромэкспорта» в России.Между тем на российском рынке энергетического машиностроения уже закрепились другие игроки – например, «Энергомашкорпорация», «Силовые машины», «Тяжмаш», Siemens, Framatom, ABB, Alstom. Крупные российские компании-производители исторически занимались созданием энергетических мощностей в России, поэтому логично привлечь к достройке или модернизации именно их. По мнению аналитика компании АВК Елены Шашкиной, «Энергомашкорпорация» и «Силовые машины», развивая собственное инжиниринговое направление, имеют возможность сдавать проекты под ключ, что снижает значимость «Технопромэкспорта» как компании, специализирующейся только на инжиниринге.Пока конкуренция на российском рынке со стороны зарубежных производителей относительно невысока. В основном участие иностранных компании сводится к сотрудничеству с российскими производителями, покупке пакетов акций для выхода на российский рынок. Однако, как считает Шашкина, если Siemens приобретет контрольный пакет акций «Силовых машин», его доля на рынке сильно увеличится, что негативно отразится на перспективах «Технопромэкспорта». По ее мнению, перспективы «Технопромэкспорта» напрямую привязаны к политике РАО. Если РАО «ЕЭС» решит сделать генеральным подрядчиком российскую государственную компанию, то место на рынке «Технопромэкспорту» будет обеспечено. Без инициативы РАО шансы ФГУП «Технопромэкспорт» занять большую долю на уже поделенном рынке достаточно малы. В «Технопромэкспорте» не скрывают, что рассчитывают на серьезную долю инвестпрограммы РАО «ЕЭС России». Компания также рассматривает модели вхождения в генерацию как второе стратегическое направление бизнеса. Для этого могут быть использованы разные схемы – от просто участия в акционерном капитале до создания новых энергомощностей. Параллельно «Технопромэкспорт» намерен предложить свои услуги в так называемой малой и средней энергетике нестандартным, но платежеспособным потребителям – нефтяным компаниям и крупным городам. Но все эти планы могут быть реализованы, по мнению Сергея Моложавого, только по завершении процесса изменения организационно-правовой формы, перехода от нынешнего статуса ФГУП, ставшего тормозом развития, к форме акционерного общества со стопроцентным участием государства. «Любая сделка стоимостью свыше $170 000 должна согласовываться ФГУП с собственником – правительством. Реально эта форма контроля не работает. Сделок подобного масштаба у нас в течение года не сотни – тысячи. Разрешение правительства нам требуется и на создание дочерних структур, и на покупку акций предприятий. Очевидно, что это лишает компанию возможности оперативно работать».

Что такое «Технопромэкспорт»:Год основания: 1955Специализация: строительство электростанций, линий электропередачи и подстанцийОборот в 2003 году: $450 млнПортфель заказов: $1,67 млрдКомпанией построено более 400 объектов в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Их суммарная мощность превышает 85 млн кВт, что сопоставимо по масштабам с валовой мощностью энергетики Бразилии. Общая протяженность сооруженных компанией линий электропередачи составляет более 30 000 км. Сейчас компания реализует 15 крупных проектов. В частности, ТЭС «Флорина» в Греции, ТЭС «Сиддирганч» в Бангладеш, ГЭС «Капанда» в Анголе, ТЭС «Харта» и ТЭС «Юсифия» в Ираке, Северо-Западная ТЭЦ (Ленинградская область). В ближайшее время начнется строительство ТЭС «Триполи» в Ливии и ТЭС «Обра» в Индии

Еще по теме