Бренды ушли, гостиницы остались: что ждет отельный бизнес в 2023 году
В 2022 году Россию покинули крупные зарубежные операторы гостиничных сетей, среди которых — Marriot, Hilton и Hyatt. Как их уход повлиял на отрасль в целом и что ждет отели в 2023 году, в колонке для журнала «Компания» рассказывает партнер ZONT Hotel Group Николай Филатов.
Возврат к историческим названиям
Уход западных игроков в гостиничном бизнесе повлиял на рынок не так сильно, как в некоторых других секторах экономики. Тем более что не все крупные сети покинули Россию — ряд брендов остался и продолжает поддерживать уже действующие отели, хотя и появился запрет на новые контракты.
Влияние, конечно, есть, но оно не так заметно, я бы оценил освободившуюся нишу в 5–7%. На начальном этапе пострадали отели, которые работали с ушедшим брендами, в том числе потому, что они были встроены в международные системы бронирования именно через эти бренды. В определенный момент сказался и уход самой крупной международной системы бронирования — Booking.com. Но к катастрофе на рынке это не привело, ситуация с этими отелями выровнялась в течение пары месяцев, и они продолжают успешно работать под другими названиями.
Большинство таких отелей вернулось к историческим именам, если они были. Например, Crowne Plaza на Озерковской набережной в Москве опять стала «Аквамарином». Те же отели, которые строились конкретно под международный бренд, просто сменили название на новое.
Важно понимать: сами здания гостиниц не принадлежат международным отельным брендам. У них есть владельцы и инвесторы, как правило, российские, заключившие договор с брендом, под которым гостиница работала. Авторитетный международный игрок по этому договору обеспечивал управление, соответствие стандартам, подключение к системам бронирования, маркетинг и т. п. Ушла именно эта надстройка, но сами гостиницы остались и продолжают работать.
Отключение от международных систем бронирования, конечно, сыграло роль, но тоже не такую заметную, ведь ими пользовались преимущественно зарубежные туристы. Сейчас входящий туристический поток в Россию резко упал, а спрос полностью закрылся за счет внутреннего туризма, который, напротив, вырос. Словом, ситуация на гостиничном рынке почти соответствует показателям доковидных лет, за исключением 2018 года, его некорректно брать для сравнения из-за резкого скачка, связанного с приездом большого числа болельщиков на чемпионат мира по футболу.
Почему Россию ждет бум отрасли
Если сопоставлять, например, с 2019 годом, то в 2022-м, по предварительным оценкам, проседание составило около 10%, максимум 15%. Конкретные же цифры зависят от региона: сильнее всего пострадали отели там, где закрыты перелеты, — это Ростов-на-Дону, Краснодар, Анапа и другие города на юго-западе страны. Напротив, очень благоприятна ситуация на Алтае — в минувшем году там побывало около 4 млн туристов, хотя обычно эта цифра составляет около 2 млн. Спрос на корпоративные поездки также восстанавливается.
Положительно сказались и государственные инициативы в поддержку отельного бизнеса: в июле 2022 года была введена нулевая ставка НДС для гостиничных услуг сроком на пять лет. Учитывая, что в отельном бизнесе основные расходы — это зарплата персонала, а встречный НДС очень маленький, это стало серьезным фактором роста. По нашим расчетам, нулевая ставка НДС увеличивает эффективность примерно на 25–27% и сокращает сроки окупаемости инвестиций в гостиничный бизнес.
Эта инициатива на фоне растущего спроса на гостиницы говорит о том, что нас в ближайшие годы ожидает хороший, уверенный бум в отрасли. Собственно, он уже начался — очень активно обновляются и строятся отели. Появляется много небольших игроков рынка, которые управляют отелем на 25–30 номеров либо двумя-тремя отелями на десять номеров с небольшим. Это позволяет закрыть и традиционно проседавший средний сегмент — острее всего ощущался дефицит номеров среднего класса с приемлемым качеством и относительно доступной ценой, но сейчас их становится все больше.
Понятно, что на местах встречается не очень качественная и не очень грамотная работа, но это проблема роста, и со временем она решится. Есть осторожные надежды и на частичное возобновление входящего туристического потока — в частности, из Китая. Словом, неэффективные игроки уходят, эффективные приходят, люди учатся работать, а рынок в целом чувствует себя гораздо лучше, чем предполагалось.
Прогнозы на следующий год делать сложно, но если не учитывать геополитические факторы, то чисто с рыночной точки зрения они выглядят весьма благоприятно.