$ 69.26
 77.10
£ 86.52
¥ 64.36
 72.00
Нефть WTI 12.98
GOLD 1737.19
РТС 1247.61
DJIA 25480.48
NASDAQ 9557.86
мнения

«Бронировать офисный столик придется заранее»

Фото: 123rf/Legion-media Фото: 123rf/Legion-media

Еще пару недель потерпеть и в офис — этого желает 70 % клерков. Но этот показатель может существенно снизиться, считает Алёна Владимирская, «главный хантер Рунета». По мнению эксперта, новые санитарные нормы изменят офисы до неузнаваемости. Из-за необходимости постоянного измерения температуры на входе и выходе, соблюдения дистанции в 1,5 м между людьми за рабочими и обеденными столами, ношения масок и перчаток многие сотрудники захотят работать в гибридном режиме — например, по графику «два дня в офисе, три дня из дома».

Бизнес постепенно начинает выходить из режима самоизоляции. Какие риски кроются в возобновлении офисной работы?

— Ковидный офис рискует стать главным разочарованием: наивно полагать, что после снятия карантина рабочее пространство останется прежним.
На первом этапе большинство компаний и не смогут вывести в офис весь штат. Согласно новым санитарным нормам, работодатель обязан обеспечить расстояние между сотрудниками в 1,5 м, чаще проводить санитарную обработку помещений и т.д. Кроме того, сотрудники должны будут регулярно проходить экспресс-тесты и сдавать анализы. Они должны быть «вооружены» масками и перчатками. Это затратные мероприятия. В итоге возрастет финансовая нагрузка на содержание офисов, даже если людей в них станет меньше. Думаю, что стоит ожидать и роста числа штрафов за нарушения новых правил.
Да и большинству работников вряд ли понравится офис без кофе-зоны без коллег, работа в маске и перчатках, если еще не дослужились до собственного кабинета, или столовая со столиками на одного.

То есть остаться в изоляции все-таки лучше?

— Люди — социальные существа, которым некомфортно в изоляции. Подтверждается этот тезис статистикой: только 25–30 % сотрудников чувствовали себя комфортно, работая из дома, — такому персоналу придется идти на уступки, например предложить приезжать в офис один-два раза в неделю. Как выяснил HeadHunter, 70 % россиян не понравилось работать в режиме home office. Ведь немногие живут в просторных квартирах или частных домах, большинству даже некуда компьютерный стол воткнуть. Проблема стоит острее, если вместе дистанционно работают супруги. Еще сложнее выполнять рабочие обязанности с детьми. Усугубляется ситуация тем, что компьютеров может не хватать: например, у супругов дома был один ноутбук, а работать нужно двоим, к тому же детям-школьникам надо дистанционно делать уроки.
Кроме того, офис несет социальную функцию. На работе можно договориться о новом проекте, вместе подумать, выпить чая, показать новое платьице. В офисе заводят друзей, приятелей, влюбляются и т.д. Такого взаимодействия и новых позитивных впечатлений большинству вынужденных удаленщиков не хватает.

Получается, что бизнесу придется выбирать между двух зол. Какие последствия это порождает?

— Многие попросятся на гибридный режим работы, в котором будут чередоваться офис-дом, а сам офис станет своеобразным внутренним коворкингом, где бронировать рабочий столик придется заранее.
Могу также предположить рост числа судебных разбирательств с работодателями по поводу нарушения приватности. В целом напряженность будет расти, а вместе с ней и число депрессий. А это отличная почва для роста новых бизнесов — через год-два появятся миллиардеры, которые предложат новые «комфорты».

Изменится ли система мотивации после эпидемии?

— Она уже пересматривается. Это вопрос не карантина, а сопутствующего кризиса. Множество сфер пострадали из-за коронавируса больше других: туризм, сфера питания вне дома, непродуктовый ретейл и т.д. У большинства отраслей снижаются прибыли, растут убытки. Если сотрудник работал по трудовому кодексу, то зарплату не урежут, а переменную часть (премии, KPI, бонусы) пересмотрят. Оно и понятно: становится сложнее выходить на результат.
Чтобы спасти бизнес, часть людей переводят на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Как минимум год-полтора компаниям будет сложнее получать прибыль, а тем более — вернуться на докризисные показатели.

Как коронакризис повлиял на ваш бизнес?

— Появилось дикое количество работы. С коллегами даже говорим о социальной миссии, которую теперь выполняет сайт. На сайте можно задать вопросы о карьере, и специалисты ответят бесплатно. Отмечу, что тревожность персонала — на высоком уровне: в начале карантина в день мы получали до 100 вопросов, а теперь это количество резко увеличилось в несколько раз.

Вы говорили, что эпидемия — только надводная часть айсберга. А подводная — это новая экономическая ситуация в стране. Как это отразится на рынке труда?

— Обрисовать новые контуры не могут даже лучшие экономисты мира и России. Ясность появится не ранее чем через месяц после выхода из карантина.

Вы спрогнозировали, что 80 % ваших читателей на Facebook (креативный класс, малый и средний бизнес) будут вынуждены искать работу. На чем основано ваше предположение?

— Все дело в структуре моей аудитории на Facebook. Среди читателей — много фаундеров и представителей стартапов. Им непросто вести бизнес, многие стартапы, малый и средний бизнес уже разоряются со страшной силой. Под ударом также конкретные креативные профессии: пиарщики, редакторы, креативные продюсеры, директора фестивалей и т.д. Пострадают даже топ-менеджеры, им, пожалуй, больше всего достается. В больших компаниях договорились о неполной зарплате сотрудникам или сократили персонал, а топ-менеджерам урезали бонусы.

Сколько офисных сотрудников будет сокращено и по каким причинам?

— Точные прогнозы давать сложно. Но существует связь между отраслями: чем хуже сегменту экономики, тем больше будут сокращения. Пострадает туризм, рестораны, непродовольственный ретейл (в большей степени — электроника, одежда, обувь и т.д.). К тому же кризисные ситуации часто компании используют как повод для сокращений ненужных сотрудников.
Выиграет от коронакризиса ретейл, осваивающий новые ниши, — те, кто закупает агропродукцию, развивает аптечное направление, логистику, онлайн-образование для сотрудников... Также выиграют или меньше проиграют в текущей ситуации фармацевтические компании, IT, индустрии онлайн-развлечений и робототехники (все поняли, что люди — это слабое звено), технологии обучения персонала, телемедицина.

Какие профессии будут востребованы после снятия карантина?

— Ситуация сильно не изменится. Востребованными останутся высокоуровневые продажники, юристы по банкротству, IT-специалисты.