Броня крепка?
Коронованных особ и госчиновников, бизнесменов и лидеров политических партий объединяет одно: все они принадлежат к категории людей, именуемых на языке сотрудников служб безопасности "группой риска". Они становятся мишенью террористов, на них охотятся наемные убийцы. Статистика покушений свидетельствует, что чаще всего опасность подстерегает VIP за пределами резиденций - там они более уязвимы.
Прототипом современных бронированных автомобилей VIP-класса был Opel 18/32PS. Его презентация состоялась на берлинском автосалоне 1906 года. Впрочем, авто со спецзащитой (броня "по кругу" была способна противостоять выстрелам из стрелкового оружия тех лет) лиц из высшего света явно не прельстило. А зря: предпочти чета Габсбургов бронированный "Опель" - и всемирная история могла получить совершенно иное развитие. Но Франц Фердинанд отправился в Сараево на Gref & Stift представительского класса... Впрочем, справедливости ради отметим, что балканский инцидент был первым нападением на высокую персону, путешествующую в автомобиле. К тому же настоящий бронелимузин (Mercedes-Benz W08/60) появился гораздо позже - в 1928 году.
Броня от производителя
С тех пор все в мире сильно изменилось. Редкая персона из высших кругов позволяет себе появляться на людях без усиленной охраны. Похвастаться всеобщей любовью - подобно испанскому королю Хуану Карлосу, в одиночку разъезжающему на мотоцикле, - может далеко не каждый. Напротив, отношения в обществе складываются таким образом, что все больше людей склонны согласиться с известным представителем российского шоу-бизнеса Борисом Зосимовым: "Бронированный Mercedes - это не сумасшествие. Это необходимость".
В мире существуют всего два автопроизводителя, предлагающих оригинальные броневерсии собственных машин. Это концерны DaimlerChrysler и BMW. Отмечая возрастающий год от года спрос на автомобили со спецзащитой, руководство концерна DaimlerChrysler пошло на беспрецедентный шаг - популяризацию бронеавтомобиля в широких слоях населения. В понимании штутгартских автомобилестроителей к таковым можно отнести потенциальных потребителей бронированной версии Mercedes Е-класса (W210). Автомобиль вполне способен оградить своих пассажиров от посягательств уличных хулиганов, хотя бы и вооруженных. Бронирование по классу В4 (стандарт DIN) предусматривает защиту от выстрелов из армейского пистолета.
С марта этого года у "мерседесовских" дилеров можно заказать и модель S 500 L в новом кузове W220, бронированную по классу В6/7 (защита от штурмовой винтовки и осколков ручных гранат). Осенью в Москве появится и новая версия "шестисотого" с аналогичной защитой.
В отличие от штутгартского концерна его баварские конкуренты не торопятся раскрывать карты. На BMW по-прежнему считают, что бронеавтомобиль - удел избранных. Для них в Мюнхене разработаны спецверсии BMW 5-й и 7-й серий. Представительский BMW-750iL (класс защиты В6) выдерживает обстрел из снайперской винтовки (калибр 7,62 мм) и даже взрыв 15 кг тротила на расстоянии свыше 5 м. Кроме того, производитель гарантирует, что подрыв связки из двух гранат под днищем машины не причинит пассажирам никакого вреда. К тому же в салоне баварского броневика можно не только "ждать милостей от природы", но и активно обороняться. Для этого в потолке салона имеются три ниши для автоматов МР 5k (в комплект поставки, естественно, не входят) и бойницы в дверях, замаскированные под динамики стереосистемы.
Впрочем, продажа BMW-750iL в комплектации, подобной описанной выше, частным лицам запрещена. Вооружать отечественный криминалитет в планы баварцев не входит. Простому российскому бизнесмену концерн предлагает BMW-540i Protection с защитой класса В3. В броневерсии "пятерки" в основном использованы композитные и керамические материалы, что благотворно сказалось на массе и цене модифицированного автомобиля: обе величины в сравнении со стандартным вариантом машины изменились незначительно.
Альтернативная защита
У поклонников броневерсий Mercedes есть одна уникальная возможность. Они могут проверить на собственном опыте утверждение, что автомобиль, бронированный непосредственно его производителем, лучше и надежнее, чем переоборудованный специализированной фирмой. Дело в том, что бронированием "мерседесов" занимается не только спецпроизводство в Штутгарте, но и ряд независимых от концерна фирм. Одна из них - бельгийская Carat, специализирующаяся на бронировании и удлинении стандартных версий Mercedes.
Концепция Carat - максимально возможная защита. Поэтому поступивший в цеха Carat автомобиль подвергается основательной переделке. Все слабые места (дверные притолоки, сварные швы кузова, стыки стекло/металл и т.д.) дополнительно укрепляются. Обычные стекла уступают место стеклопакетам толщиной 46 мм, выдерживающим выстрел из автомата Калашникова с расстояния 10 м. В качестве опции - система электрохимического затемнения (когда к стеклам подается ток, они становятся абсолютно непрозрачными). Штатный бензобак меняется на пластиковый, покрытый специальным составом, затягивающим пробоины. На двигатель нацеливают форсунки системы пожаротушения. Большое внимание уделяется защите электронных систем управления двигателем. Сам двигатель не бронируют - кожух сильно увеличивает нагрузку на переднюю подвеску и затрудняет охлаждение. Считается, что даже с простреленным мотором автомобиль способен уехать на значительное расстояние от места нападения. А чтобы броневик не потерял управления и с простреленными шинами, внутрь ската вставляют жесткий пластиковый обод. Это нехитрое приспособление позволяет проехать еще километров тридцать после нападения.
Доработанный бельгийскими мастерами Mercedes от Carat внешне практически неотличим от оригинала. Это и правильно: о преимуществах, предоставляемых защитой уровня В7, должен знать только владелец, потративший на собственную безопасность сумму, в 3 - 10 раз превышающую цену обычного Mercedes.
Излюбленный транспорт различных служб безопасности (в частности, Федеральной службы охраны) - броневерсия Chevrolet Suburban. В качестве личной машины бронированный Suburban предпочитают только очень решительные люди. Долгое время таким джипом пользовался, например, чеченский президент Аслан Масхадов.
Обладатели внедорожников General Motors, желающие превратить свой джип в неприступную крепость, обращаются в различные специализированные компании. Пожалуй, самая известная - O'Gara-Hess & Eisenhardt (США). Репутации этой фирмы вполне можно доверять: ее услугами традиционно пользуются американские президенты. Кроме Suburban спецзащитой оборудуются и внедорожники Chevrolet Tahoe.
Отличия от базовой модели становятся заметны, только когда открыты двери: толщину многослойного стекла скрыть невозможно. Между прочим, все боковые стекла могут опускаться. Защита (по категории В6) обеспечивается не только бронированием, но и специальными вставками в шинах, позволяющими двигаться на простреленных колесах. Бронированный Suburban выдерживает обстрел из АКМ или М16 и, как показывает практика, способен защитить от мощного взрыва.
Приобрести автомобиль, бронированный фирмой с мировым именем, в Москве не проблема. Сегодня в столице представлены едва ли не все крупные компании. Например, итальянская FontAuto прочно закрепилась на нашем рынке еще с конца 70-х годов. В числе ее постоянных клиентов Центробанк и ряд коммерческих банков. Фирма "Имя" - дилер O'Gara-Hess & Eisenhardt - строит в Москве собственное производство. Carat планирует открыть производство на базе компании "Аларм-сервис".
Еще по теме
Ирина Краг – человек номер один в российском фитнес-бизнесе. В ее послужном списке создание российских "дочек" двух крупных сетей оздоровительных клубов – World Class и "Планета Фитнес". В других фитнес-клубах на первых позициях вы тоже встретите ее воспитанников.