«Будем управлять меньшей суммой»

В гонке за пенсионными накоплениями работающих граждан России участвуют более 55 частных управляющиx компаний. По оценкам экспертов, на долю отобранных Минфином 55 частных управляющих компаний, которым Минфин доверил управлять накопительной частью пенсионных сбережений россиян, в будущем году придется не более 5% от всех «пенсионных» денег. (Остальное, скорее всего, достанется Внешэкономбанку, наделенному полномочиями государственной управляющей компании.) Однако очевидно, что даже за эти 2 – 3 млрд руб. (деньги по меркам отечественного фондового рынка не очень большие) развернется довольно напряженная борьба. О том, как «частники» собираются делить эти деньги, рассказывает управляющий директор УК «Альфа-Капитал» Анатолий Милюков.

 

«Ко»: Многие эксперты утверждают, что пенсионная реформа провалилась. Все действительно так плохо?

Анатолий Милюков: Наверное, сейчас складывается ощущение, что не все идет так, как нужно, что реформа буксует. Учитывая масштабность решаемой задачи в рамках огромной страны, можно сказать, что это объективные трудности. Пока идет важный процесс закладки базиса реформы: предоставление возможности выбрать между государственным и негосударственным управлением пенсионными накоплениями, допуск негосударственных компаний на рынок.

 

«Ко»: Но ведь задержка каждого из этапов перехода к новой системе не может не сказаться на ее участниках.

А.М.: Разумеется. Если человека не информировать, то у него не будет и мотива к действию. Следовательно, меньше людей примут осознанное решение и меньше денег перейдет в управление. Наши интересы более всего страдают на этапе выбора. Для нас задержки означают дополнительные денежные затраты с большим горизонтом окупаемости. Но издержки все равно будут: мы предложили портфель, должны его обслуживать и не будем ничего делать вполсилы. Будем работать так, как закладывали, но управлять меньшей суммой.

 

«Ко»: Предположим, выбор сделан. Пенсионный фонд перевел деньги, и вы начали ими управлять. Что дальше? Кто будет контролировать этот процесс?

А.М.: Уполномоченным федеральным и лицензирующим органом назначен Минфин. Кроме того, как управляющая компания, мы подотчетны ФКЦБ. Наконец, существует еще и спецдепозитарий. Исполнение его функций возложено на Объединенную депозитарную компанию (ОДК). Она будет следить за правильностью размещения средств.

Одним из ключевых принципов реформы является принцип предварительного согласования сделки. Иными словами, спецдепозитарий имеет право не разрешить проведение управляющей компании той или иной сделки, если, по его мнению, это нарушает инвестиционную декларацию управляющего или ведет к нарушению законодательства. Сейчас мы ждем от ОДК регламент и заключим с ним соглашение.

Управляющие компании вообще самые прозрачные структуры на фондовом рынке. Мы должны отчитываться перед несколькими контролирующими органами, наша информация является обязательно публичной, любые неосторожные высказывания могут иметь последствия. У ПФР и Внешэкономбанка, кстати, таких жестких ограничений нет. Деятельность последнего, как государственной управляющей компании, регулируется особым постановлением правительства, в котором не указаны вопросы раскрытия информации.

 

«Ко»: А это не будет мешать работать?

А.М.: В том объеме, который есть, это уже более чем достаточно. Абсурдно каждый день публиковать данные о своем портфеле и сделки. Тем более что это и есть ноу-хау компании, ее коммерческая тайна, так сказать.

 

«Ко»: Риски при управлении пенсионными накоплениями будут страховаться?

А.М.: По страхованию управляющих компаний уже утвержден тариф для страхования ответственности управляющих компаний. Какое-то время уйдет на получение лицензий страховыми компаниями, это нормальный процесс. Все может затянуться, но реформа из-за этого не провалится.