«Будет большой скандал»: «Победа» досталась Шереметьево
Лоукостер «Победа» должен вернуть Внуково около 2 млрд рублей из-за решения перенести основную часть рейсов в Шереметьево. Авиакомпания будет терять еще не менее 1 млрд рублей ежегодно из-за разницы в аэропортовых тарифах и прямой конкуренции с «Аэрофлотом». Уход «Победы» может быть связан с обязательствами «Аэрофлота» по поддержке перевозок в Шереметьево. Между тем эта ситуация, возможно, станет началом нового обсуждения объединения аэропортов.
«Победа» должна выплатить около 2 млрд рублей неустоки за разрыв долгосрочных соглашений с Внуково и хэндлинговой компанией UTG, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники. По их данным, контракты заключались до декабря 2023 года и предусматривали скидки на наземное и техническое обслуживание. Теперь эти средства предстоит вернуть, отмечает издание.
По словам другого собеседника, сумма еще не финальная, а стороны ищут компромисс. Для сравнения: в прошлом году «Победа» получила 4,9 млрд рублей чистой прибыли, а в 2020-м — 1,5 млрд рублей.
Авиакомпания собирается перевести рейсы в Шереметьево, основной аэропорт «Аэрофлота», с ноября. «Аэрофлот» после введения санкций усилил свое присутствие в регионах и пообещал сохранить объемы перевозок в Шереметьево с помощью расширения полетов. Издание отмечает, что за январь — июль объем перевозок «Аэрофлота» упал год к году всего на 1,5%, у «России» — на 7%, у «Победы» — на 17%.
В конце марта лоукостер припарковал для «закрытия потребности в запчастях» 16 из 41 своего Boeing-737–800, оставив для полетов 25 лайнеров. Для сокращения отставания авиакомпания в конце августа выполняла полеты уже на 38 самолетах.
Источники утверждают, что обсуждение полного перевода «Победы» в Шереметьево началось еще летом. В тот момент, по их словам, стал понятен масштаб потерь аэропорта на фоне сокращения числа международных перевозок, которые приносили существенную долю доходов. Шереметьево за счет внутренних рейсов в январе — июле увеличил пассажиропоток на 2% к 2021 году, до порядка 15 млн человек. Однако его отставание к этому же периоду 2019-го составило 47%. У Внуково отставание по итогам июля к показателям 2021 года оценивается в 7,5% (к 2019 году — 31,5%).
Во Внуково подтвердили корректность данных, не став отвечать на дополнительные вопросы. «Победа» и Шереметьево на запросы не ответили, а в «Аэрофлоте» отказались комментировать информацию.
Дорогая поддержка
Собеседник издания в группе «Аэрофлота» заверил, что «коммерческие условия работы в Шереметьево более гибкие и соответствуют рынку, а с учетом консолидации ресурсов группы — экономически обоснованы и эффективны». Источники на рынке не исключают, что позиция «Аэрофлота» связана с обязательством «поддержать уровень пассажиропотока» в аэропорту. Основной акционер авиакомпании — «Шереметьево холдинг», 65,22% которого держит траст, действующий в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, а 34,78% — у Аркадия Ротенберга.
Против перехода выступал врио гендиректора «Победы» Андрей Юриков, утверждают источники издания. Они считают, что этот конфликт привел к назначению гендиректором выходца из «Авроры» Дмитрия Тыщука.
Собеседники полагают, что «Победа», помимо выплат Внуково, может начать терять не менее 1 млрд рублей в год на переходе в Шереметьево. По их словам, вылет каждого Boeing из этого аэропорта будет стоить примерно на 20 тыс. рублей дороже, чем из Внуково, а это дополнительные 80–100 тыс. рублей ежедневно. Источники не исключают снижения доходных ставок «Победы» из-за «лобовой» конкуренции с «Аэрофлотом» в Шереметьево. Кроме того, лоукостер обязан перевести техобслуживание своих Boeing в техцентр «Аэрофлота» «А-Технис», что увеличит его стоимость почти в два раза по сравнению с обслуживанием во Внуково. Только нормо-час в «А-Техниксе» дороже на 50%, пишет «Коммерсант».
Независимый экономический эксперт Дмитрий Адамидов полагает, что без судов, взаимных претензий и скандалов в Росавиации неустойку «Победа» выплачивать не будет. Такую сумму одномоментно сложно выплатить даже группе «Аэрофлот», отмечает он.
Если «Победа» действительно уйдет из Внуково, то его доходы значительно просядут, аэропорт будет вынужден просить субсидию. «Для Росавиации это не будет сенсацией, потому что все с 2020 года ходят просить госпомощи», — подчеркнул Адамидов.
С другой стороны, ситуация позволяет вернуться к очередному обсуждению объединения аэропортов столицы. Этот вопрос поднимался еще в 2010 году. В 2012-м Минтранс разработал план слить в один имущественный комплекс Домодедово, Шереметьево и Внуково. Это вызвало недовольство у акционеров Домодедово, что помешало процессу. Сейчас, по словам Адамидова, объединение «фактически невозможно», поскольку собственники всех аэропортов недавно сделали их реконструкцию. «Будет большой скандал», — отметил эксперт. Однако он все же не исключил, что «переезд» Внуково в Шереметьево может быть прологом к объединению аэропортов.