Будущее – за хорошими трубами
«Трубная металлургическая компания» была создана в апреле 2001 года. После того как к предприятиям компании – Волжскому и Северскому трубным заводам присоединился Синарский трубный завод, ТМК стала лидером отечественного рынка трубной продукции, а в мире уступает по объемам производства лишь транснациональной Tennaris. Перспективные планы ТМК еще более амбициозны: компания ставит перед собой задачу стать крупнейшим мировым производителем труб.
Суммарные производственные мощности заводов ТМК составляют 3,1 млн тонн труб в год. Компания производит около 40% всего объема отечественных труб, удовлетворяя на 60% потребности российского топливно-энергетического комплекса. Владельцем контрольного пакета акций предприятий ТМК является «Группа МДМ», однако оперативное управление трубным холдингом полностью осуществляется менеджментом ТМК. По словам генерального директора компании Дмитрия Пумпянского, «главный акционер ставит перед ТМК задачи и спрашивает с компании результат по окончании финансового года. В непосредственное управление трубными заводами мажоритарные акционеры не вмешиваются».
В скором времени в состав ТМК должен войти еще один крупный игрок отечественного трубного рынка – Таганрогский металлургический завод. Хотя контрольный пакет акций Тагмета до сих пор находится на балансе входящей в «Группу МДМ» венчурной компании «Ринако», уже сейчас начат процесс производственной интеграции завода в централизованную производственную и сбытовую систему ТМК.
Перспективные планы развития компании предусматривают перевод всех активов холдинга на единую акцию. Внедрение на заводах ТМК европейских стандартов отчетности, современных систем финансового и производственного менеджмента будут впоследствии хорошим подспорьем для вывода акций трубного холдинга на международные фондовые рынки.
В качестве основной проблемы отечественных трубников Дмитрий Пумпянский называет избыточные мощности отрасли. Российские заводы могут производить примерно 13 млн тонн труб, но потребление в лучшем случае «будет балансировать на уровне 5 – 6 млн тонн». «Незагруженные мощности правильнее всего временно консервировать и искать пути их перепрофилирования для выпуска новых видов продукции», – отмечает руководитель холдинга. Особое беспокойство у трубников вызывает и острая ситуация на внутреннем рынке металлопроката и трубной заготовки. Рост цен на продукцию металлургических комбинатов только в июле 2002 года составил от 4% до 10%. Это вынуждает трубные предприятия адекватно реагировать на создавшееся положение и всерьез думать о повышении цен на свою продукцию.
На фоне общей тенденции к спаду неизменной остается ситуация с производством труб нефтегазового сортамента – в этом секторе прогнозируется устойчивый спрос, за счет которого отчасти компенсируются потери производителей в других направлениях. Именно в развитие производства труб нефтегазового сортамента ТМК направляет основные капиталовложения.
ТМК поставляет трубы практически всем нефтяным компаниям, работающим на российском рынке. Наиболее активными потребителями продукции ТМК являются такие гиганты отечественной индустрии, как «Транснефть», ЮКОС, «Славнефть» и др. Заводы – участники ТМК традиционно становятся победителями как внутренних, так и международных тендеров. Компания выиграла тендеры на поставки труб для строительства крупных нефтепроводов и успешно выполнила заказы Каспийского трубопроводного консорциума, Балтийской трубопроводной системы, обводного нефтепровода Суходольная – Родионовская. Среди наиболее значимых проектов нынешнего года в активе ТМК уже имеются поставки труб для обустройства казахского нефтяного месторождения Карачаганак и строительства нефтепровода Кенкияк – Атырау, куда ТМК уже поставила и поставит в течение лета более 50 000 тонн труб.
Хорошие перспективы компания имеет и в поставках труб диаметра 1420 мм для нужд «Газпрома». Российский газовый гигант планирует реализацию крупных проектов транспортировки газа в Юго-Восточную Азию и рассчитывает увеличить объем добычи за счет разработки шельфа Каспийского моря. В связи с этим потребность газовиков в трубах диаметра 1420 мм в перспективе может увеличиться до 1 млн тонн в год. Сейчас «Газпром» ежегодно потребляет около 600 000 – 700 000 тонн труб большого диаметра, причем две трети этого объема компания закупает за рубежом. Для обеспечения потребностей «Газпрома» в настоящий момент реализуется несколько проектов – «Завод по производству труб большого диаметра» (ЗТБД) и «Альянс-1420». Но оба этих проекта могут быть запущены не ранее чем через 3 – 5 лет. ТМК же идет иным путем – налаживает выпуск труб большого диаметра на базе уже существующих производств. В состав компании входит единственное российское предприятие, способное производить трубы диаметром 1420 мм, – Волжский трубный завод. Внедренная на этом предприятии технология производства сварных спиралешовных труб позволяет выпускать трубы большого диаметра (ТБД) с толщиной стенки до 25 мм с трехслойным антикоррозионным покрытием. Все работы над решением проблемы выпуска труб большого диаметра ТМК ведет в тесном сотрудничестве с «Газпромом» и поставщиками штрипса (исходный материал для производства труб). Преимущества такого подхода заключаются в том, что уже на стадии подготовки к производству продукции формируется вертикально интегрированная цепочка взаимодействия, которая включает в себя изготовителя штрипса, производителя труб и потребителя. Поскольку для производства труб большого диаметра на базе ВТЗ не нужно создавать новую производственную площадку, налаживание выпуска труб не связано ни со значительными финансовыми затратами, ни с большими сроками реализации. В июне этого года для нужд «Газпрома» уже была поставлена первая партия таких труб (1000 тонн). Начиная с октября и до конца этого года ТМК поставит 30 000 тонн газопроводных труб диаметром 1420 мм по согласованным с «Газпромом» техническим условиям и в соответствии с международным стандартом API5L. Эти трубы будут использоваться как при строительстве новых магистральных газопроводов, так и для капитального ремонта газопроводов действующих, в том числе на трассах с арктическими условиями эксплуатации.
У компании есть значительные перспективы для развития своей деятельности на внешнем рынке – прежде всего а странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Существует большой потенциал для развития отношений с потребителями в странах СНГ, где ТМК активно развивает сеть своих представительств. Завоевание рынков этих стран российскими производителями должно проходить в два этапа. Сначала компания налаживает систему отношений с потенциальным потребителями, а затем к этому процессу подключается государство, которое заключает межгосударственные соглашения, создавая тем самым условия для развития таких отношений.
Говоря о международной деятельности ТМК, Дмитрий Пумпянский отмечает, что компания уже сейчас вызывает интерес у ведущих западных производителей труб: «Они сегодня совсем по-другому смотрят на нас. Исчез снисходительный тон, поступают лестные для ТМК коммерческие предложения о стратегическом партнерстве. Но мы считаем, что предпринимать радикальные шаги в этом направлении пока рано. Мы хотим превратить ТМК в нормальную, понятную, хорошо раскрученную на мировом рынке компанию, наполнив брэнд нормальным прозрачным содержанием».