Top.Mail.Ru
архив

Бульдожья хватка

история бизнеса, Mack
Mack Trucks, изначально именовавшаяся Mack Brothers Company, была основана в 1901 г. пятью потомками французского гугенота по фамилии Мак, в середине XIX столетия эмигрировавшего в Америку. Этому событию предшествовал побег из семейного гнезда самого младшего из братьев - Джека. В 14 лет, в 1878 г., юноша решил попробовать себя на поприще новой для того момента профессии водителя, в то время, как старшие родственники занимались производством железнодорожных вагонов на собственном предприятии в Скрэнтоне (штат Пенсильвания). Джеку не удалось стать шофером, но, работая сначала в мастерской по ремонту телег, а позже в небольшой автомобильной фирме Fellesen-and-Berry в Бруклине, он в совершенстве овладел профессией автомеханика. В 1890 г. на паях с братом Августом Джек Мак выкупил фирму, в которой работал, а несколькими годами позже к бизнесу присоединились и братья Уильям, Джозеф и Чарльз, к 1894 г. окончательно оставившие вагоностроение.

Вызванная падением акций железнодорожных компаний биржевая паника 1893 г. в США и последовавшая за ней экономическая депрессия поначалу не позволили родственникам развернуться. До 1900 г. на предприятии в основном ремонтировали двигатели различных автомобилей, а собственные разработки велись "в стол". Первое творение братьев Мак - двадцатиместный автобус Old Number One - увидело свет в начале ХХ века. Автобус Mack стал первой коммерчески успешной моделью общественного транспорта Америки и выпускался вплоть до 1917 г. Выпуск автобусов оказался весьма прибыльным, и уже в 1905 г. компания в целях расширения производства переехала в Аллентаун. Тогда же произошло и ее акционирование.


Впереди телеги

Братья придерживались весьма передовых для того периода взглядов, полагая, что времена запряженных лошадьми повозок как грузового транспорта уходят. В 1905 г. появился первый грузовик Mack - весьма простая и надежная машина грузоподъемностью в 1,5 тонны с капотным расположением двигателя. Ее разработкой, как и конструированием нескольких последующих грузовиков, занимался Август Мак. К 1910 г. предприятие уже выпускало несколько моделей грузовиков разной грузоподъемности - от легкого Junior c полезной нагрузкой в 1,5 тонны до тяжелого Senior, способного перевозить до 7 тонн груза. Машины отличало новое для того времени расположение кабины над двигателем, существенно улучшавшее обзор с водительского места. Именно за эту характерную тупоносую форму кабины грузовики Mack и получили впоследствии прозвище "бульдог", спустя годы нашедшее отражение в логотипе компании.

Тогда же был собран и первый пожарный автомобиль для города Моррисвилль. Из технических особенностей обращали на себя внимание коробка передач, позволявшая переходить с высшей передачи на низшую, минуя средние, и пружинный стартер для запуска двигателя разработки Августа Мака. В 1911 г. на производстве грузовиков Mack работали 825 человек, собиравших до 600 единиц автомобильной техники в год.


Мыльная опера

В какой-то момент Маки решили объединить усилия с другими производителями грузового транспорта, создав совместную International Motor Company (IMC). Они объединились сначала с американским филиалом швейцарской Saurer Motor Company, а чуть позже - с Hewitt Motor, уже известной своими грузовиками, а также имевшей в распоряжении команду талантливых инженеров-конструкторов. Все участники альянса продолжали производство под собственными брендами, однако руководство было общим. Это и сыграло роковую для основателей Mack Brothers Co. роль. Из-за разногласий с новыми партнерами и между собой братья стали один за другим покидать бизнес. Первым в 1912 г. ушел Джек Мак, основавший впоследствии компанию Maccar, вскоре за ним последовали Август и Джозеф. Последним семейное дело оставил Уильям, в 1916 г. начавший выпускать легкие грузовики под брендом Mackbilt.

Лишившись партнеров и кое-как пережив экономические трудности первой половины 1910-х в США, International Motor Co. все же продолжила свое существование. Сначала она стала называться International Motor Truck Corp., а в марте 1922 г. из-за патентных споров с производителем сельскохозяйственной техники и грузовых автомобилей International Harvester была переименована в Mack Trucks Inc. Это название, несмотря на многочисленные смены собственников, сохранилось и по сей день.

Неформально же грузовики Mack стали именовать "бульдогами" еще с Первой мировой войны. Согласно легенде, тогда некий офицер британской армии, которой поставлялись грузовики Mack модели АС, пытаясь вытянуть из грязи застрявшие артиллерийские орудия, нашел выход из положения, приказав пригнать на помощь Mack: "Bring that bulldog over here!" "Бульдог" с задачей справился, и кличка прилипла. Собственно, фигурка собаки появилась на машинах в 1933 г., после того, как ее прототип был выточен из мыла главным инженером Mack Trucks Альфредом Мейзьюри: в 1932 г. он проходил курс восстановительной терапии после операции и в перерывах между процедурами развлекался резьбой по доступным в больнице материалам. Вырезанный бульдог так ему понравился, что в том же году он защитил оригинальный дизайн фигурки патентом. Спустя год при катастрофе дирижабля ВМС США Альфред Мейзьюри погиб, и в память о нем капоты грузовиков Mack стали украшать фигуркой бульдога, попирающего том Hauling Costs (стоимость транспортных перевозок). Помимо эстетической, позолоченный или серебряный (в зависимости от типа двигателя), бульдог выполняет функцию рукоятки для открывания капота.


Золотые времена

После ухода братьев Мак основными конструкторами на предприятии стали инженеры фирмы Hewitt. Один из них, Эдвард Хьюитт, в 1913 г. создал весьма удачный грузовик Mack AB. Машина могла перевозить 2,5 тонны груза, имела двигатель в 30 л.с., цепной привод задних колес с червячной главной передачей, штампованную раму и тормоза на задних колесах с литыми шинами. Mack AB выпускался до 1936 г., и последние его модификации, помимо увеличенной до 5 тонн грузоподъемности, получили карданный вал, пневматические шины, электрический стартер и закрытую цельнометаллическую кабину с кондиционером.

В 1916 г. будущий автор эмблемы Mack Альфред Мейзьюри создал самый известный грузовик фирмы, принесший ей мировую известность, - модель Mack AC. Внешне машину отличали массивный капот, широко расставленные колеса, благодаря чему грузовик казался приземистым, и огромные фары. Автомобиль легко справлялся с нагрузкой в 7 тонн благодаря мощному двигателю, удачно сделанной трансмиссии и крепкой раме. За долгие годы эксплуатации он показал потрясающую надежность и способность работать в самых тяжелых условиях, в том числе на полях сражений обеих мировых войн. До 1938 г. было выпущено 40 299 единиц этой модели в различных модификациях.

Золотые времена для Mack Trucks Incorporated наступили в 1920-х. Количество и качество дорог в США улучшились, увеличился спрос на доставку грузов непосредственно до места использования. К этому времени компания уже располагала полным циклом производства автомобилей. На предприятии работали уже около 6000 человек, собиравших свыше 7000 грузовиков в год. Выручка от продаж к 1927 г. выросла до $55 млн (против $19 млн в 1919 г.).

С 1928 г. Mack Trucks приступает к выпуску новой серии скоростных грузовиков с шестицилиндровыми двигателями. Это были машины моделей BJ, BM, BX, и BQ, ознаменовавшие начало перехода от неспешных грузоперевозок к экспресс-доставке грузов. Тогда же было налажено изготовление внедорожных самосвалов, огромное количество которых было задействовано на постройке самого большого инженерного сооружения США - плотины Гувера.

В годы Великой депрессии продажи грузовиков снизились на три четверти, но руководство компании не только не сократило производство, но и создало линейку малых грузовиков, более адекватных той ситуации. К 1938 г. Mack Trucks становится лидером среди производителей грузового транспорта в США, закрепив успех выпуском машин с двигателем Mack-diesel - первым дизельным двигателем, сделанным самим автопредприятием. В 1940 г. грузовики с таким мотором принесли чистую прибыль в $1,4 млн, им же был оснащен и первый карьерный самосвал Mack FC грузоподъемностью 30 тонн.

Во время Второй мировой войны Mack Trucks Inc. была одним из крупнейших поставщиков автотехники в армию США. Всего в вооруженные силы поступило более 30 000 грузовиков для перевозки личного состава, а также санитарные машины и тягачи. Еще для армии на предприятии делали трансмиссии для танков.


Европейцы в помощь

В послевоенные годыкомпанией было выпущено еще несколько весьма удачных грузовиков и внедрены важные технические новшества. В частности, в 1953 г. авто стали комплектоваться двигателем собственной разработки END 673 Thermodyne. Это был первый в мире дизель с непосредственным впрыском топлива, что давало большие мощность и надежность.

Однако к началу 1960-х финансовое состояние компании стало ухудшаться: с 1959 г. по 1964 г. прибыль упала с $15,8 до $3,4 млн. В результате в 1967 г. Mack Trucks Inc. вынуждена была пойти на слияние с Signal Oil-and-Gas Company - при гарантии полной свободы в производстве. Но руководство Mack Trucks не справилось со стремительными темпами внедрения всевозможных инноваций на рынке грузового транспорта в 1970-х, и в результате 41% акций компании был продан автоконцерну Renault. Под руководством европейцев удалось устранить техническое отставание и расширить дистрибьюторскую сеть компании, но качество продукции заметно снизилось, что незамедлительно сказалось на спросе.

Затяжной кризис закончился только к 2000 г., когда собственником 90% акций Mack Trucks Inc. стала компания Volvo, сделавшись при этом вторым в мире производителем грузовиков и получив в общей сложности около четверти рынка тяжелых грузовиков по обе стороны Атлантики. При этом шведы оставили Mack право выпускать машины под своим брендом.

Сейчас грузовики легендарной американской марки продаются более чем в 700 дилерских центрах в 45 странах. Mack выпускает и легкие грузовики, и седельные тягачи для междугородных перевозок, самый тяжелый из которых, из серии Titan, способен буксировать груз в 200 тонн, и весь остальной спектр грузовой техники, вплоть до карьерных самосвалов и спецмашин для горных работ.


Запруда на реке Колорадо

На момент сдачи в эксплуатацию плотина Гувера была самой большой в мире. Работа на строительстве плотин считается одной из самых тяжелых, однако более 20 000 рабочих были ей рады, потому что трудиться им довелось в годы Великой депрессии. Плотина перекрывает воды реки Колорадо и расположена в Черном каньоне, неподалеку от Лас-Вегаса. Идея постройки плотины для обеспечения водой Южной Калифорнии принадлежала тогдашнему министру торговли США Герберту Гуверу. К 1922 г. был разработан план возведения дамбы в каньоне Боулдер, однако президент Кельвин Кулидж утвердил его лишь в 1928 г. Через год сам Гувер стал президентом и перенес строительство в Черный каньон. Постройка дамбы началась в 1931 г. и закончилась в 1935 г., на два года раньше графика.

Работы производились консорциумом Six Companies Inc., состоявшим из шести строительных фирм. Кроме того, компания General Superintendent Frank Crowe разработала специальное освещение, позволявшее людям трудиться круглосуточно. Сначала всего за год было проложено четыре отводных тоннеля, чтобы воды реки не мешали возведению дамбы. Затем из взаимосцепленных блоков, постепенно заливавшихся бетоном, в рекордно короткие сроки была построена сама плотина, открытая 30 сентября 1935 г. уже президентом Франклином Рузвельтом. Высота плотины над уровнем реки Колорадо - 725 футов (221 м). В наше время электростанция с 17 мощными генераторами производит 4 млрд киловатт энергии ежегодно. К тому же это еще и популярная американская достопримечательность: каждый год полюбоваться на одно из грандиозных сооружений человечества приезжают около 9 млн туристов.