Бумеранг для «Норникеля»

10.11.200300:00

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) попыталась осложнить жизнь двум российским олигархам – главе «Интерроса» Владимиру Потанину и гендиректору «Норильского никеля» Михаилу Прохорову. 3 ноября Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил жалобу ФКЦБ и вернул на повторное рассмотрение дело о признании незаконной реструктуризации «Норильского никеля».

«Норильский никель» является крупнейшей металлургической компанией в России и одной из самых крупных в мире. На ее долю приходится около 18% мировой добычи никеля, 14% – платины и примерно половина – палладия. В 2002 году выручка компании составила $3 млрд, чистая прибыль – $584 млн. Вместе Владимир Потанин и Михаил Прохоров контролируют больше половины акций «Норильского никеля».

Основную часть этого пакета (38% акций) ОНЭКСИМбанк получил в 1995 году на залоговом аукционе, заплатив государству $170 млн. А в июле 2000 года заместитель генерального прокурора Юрий Бирюков попросил Владимира Потанина добровольно доплатить $140 млн. Именно такую сумму, по мнению прокуратуры, государство потеряло из-за несправедливой цены проданного пакета. В воздухе запахло глобальным пересмотром итогов приватизации. Но тогда Владимир Потанин смог как-то договориться с властью, и дело «Норильского никеля» развития не получило.

А в сентябре 2000 года «Норильский никель» совершенно неожиданно начал свою реструктуризацию. Неофициально ее причиной эксперты считали желание Потанина и Прохорова защитить бизнес от деприватизации. Миноритарные акционеры компании были в шоке: сложнейшая процедура требовала проведения нескольких крупных эмиссий акций, продолжалась около года и гарантировалась фактически честным словом менеджеров «Норильского никеля». Естественно, ФКЦБ затребовала все относящиеся к реструктуризации документы.

Тут-то и выяснилось, что руководство «Норильского никеля» скрыло от акционеров покупку 100% акций своего трейдера – британской компании Norimet. Защищая интересы миноритариев, ФКЦБ весной 2001 года подала иск о признании покупки Norimet ничтожной. Если бы суд согласился с комиссией, то автоматически аннулировались бы другие сделки в рамках реструктуризации «Норильского никеля». Однако суд дважды (в последний раз в июне этого года) отклонил иск ФКЦБ. А реструктуризация благополучно завершилась еще к середине прошлого года.

Аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов полагает, что таким образом «ФКЦБ просто стремится поднять свой политический вес на фоне войны с ЮКОСом. Однако вряд ли это начало нового «наезда» власти на олигархов: пока никаких других претензий к Потанину озвучено не было». Получается, что ФКЦБ подложила большую свинью все тем же миноритарным акционерам. За прошедшие с начала реструктуризации три года цена акций «Норильского никеля», по словам пресс-секретаря «Норильского никеля» Анатолия Комракова, выросла примерно в семь раз. И миноритарии давно уже компенсировали все потери от реструктуризации, включая психологические. Но теперь вмешалась ФКЦБ, и владельцы небольших пакетов акций «Норильского никеля» опять почувствовали, что могут оказаться в пролете.