Буря в инкубаторе
В отечественных СМИ эту новость подают скорее с радостью, поскольку Саакашвили привычно воспринимается как геополитический противник России. Между тем куда более важно, что он является инициатором беспрецедентных для СНГ экономических реформ, на которые РФ вполне могла бы ориентироваться. За последние восемь лет из страны, где не было света и господствовал криминал, Грузия стала процветающим, благоустроенным и безопасным государством. Там побеждена преступность, до минимальных размеров уменьшена коррупция, исчезли поборы с бизнеса, снижены налоги и таможенные пошлины, резко повышена эффективность полиции, оптимизирован и омоложен госаппарат. В международном рейтинге удобства ведения бизнеса Всемирного банка за период 2004-2008 гг. Грузия поднялась с 124-го места на 67-е. Согласно "рейтингу прогресса" компании "ФБК", Грузия заняла первое место в мире по скорости происходящих улучшений за последние пять лет.
Цена, которую страна заплатила за экономические реформы, - большой государственный долг, высокая безработица, незащищенность трудящихся от увольнений, самые низкие в Закавказье пенсии. Между тем политологи давно заметили, что в демократических государствах происходит циклическое чередование правых и левых правительств: после того как правые повышают экономическую эффективность, левые начинают восстанавливать социальную справедливость. Неудивительно, что после ультралиберальных реформ, символом которых был министр экономики и миллиардер Каха Бендукидзе, грузинское общество, конечно, стало более чувствительно к вопросам социальной защиты.
Кстати, "левый поворот" начался еще несколько лет назад. После того как в 2009 г. Бендукидзе подал в отставку, политика Михаила Саакашвили стала куда более социал-демократической, так что экс-министр экономики даже обвинял власти в социализме. Но, несмотря на это, режим Саакашвили пользуется репутацией либертарианского.
К тому же, к режиму, накопилось немало претензий с точки зрения демократии. Оппозиция постоянно жаловалась на преследования, на то, что предприниматели, продемонстрировавшие свою приверженность политической оппозиции, быстро лишались своего бизнеса. Именно поэтому эксперт-востоковед Никита Мендкович заявил "Ко", что созданное бывшей оппозицией новое правительство в первую очередь будет стремиться пересмотреть результаты некоторых сомнительных банкротств компаний.
У грузинской оппозиции практически нет определенной экономической программы, она в основном эксплуатирует острые политические вопросы вроде пыток в тюрьмах. Как и в России, несогласие с одиозным президентом объединило людей с прямо противоположными взглядами. Между тем будущему правительству "Грузинской мечты" достаются в наследство усовершенствованные государственные институты и реформированная экономика, и в некотором смысле это достояние не только Грузии, но и окружающих стран, для коих грузинские реформы сегодня реально служат "маяком". Грузия - это инкубатор экономических реформ для всего СНГ. Очень хочется надеяться: все то ценное, что создано за время правления Михаила Саакашвили, не будет утрачено просто из ненависти к личности президента.
Лариса Буракова, сотрудник Института экономического анализа:
"У Грузии еще много нерешенных экономических проблем. Среди них и большая безработица, и высокая доля государственных расходов, и недостаточно существенный экономический рост. Но на сегодняшний день содержательной экономической программы у победившей коалиции нет. К тому же в коалиции собраны представители принципиально разных взглядов на дальнейшее развитие. В связи с чем прогнозировать, какое направление развития будет выбрано "Грузинской мечтой", крайне сложно. Из озвученных действий: разрушение недавно построенного моста в Тбилиси, а также отказ от строительства нового города Лазики. Но очевидно, что без движения вперед политического будущего в стране у коалиции нет".
Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент":
"В рамках европейской тенденции, где происходит по факту сокращение темпов оптимизации бюджетов и усиливается монетарная и фискальная поддержка инвестиций, реформы в Грузии также будут направлены на поиск возможностей привлечения вложений инвесторов. На этом фоне политические противоречия с Россией могут сократить свое влияние на действия грузинских властей. При наличии гибкости в политике России, которую она способна демонстрировать, судя по переговорам с Грузией по вступлению РФ в ВТО, инвестиционный обмен и товарооборот Грузии со странами Таможенного союза и Россией в частности, возможно, возрастет".
Андрей Епифанцев, руководитель аналитического агентства Alte et Certe:
"Экономическая платформа ГМ базируется на двух основных направлениях: а) внешнем - восстановление отношений с Россией, и в первую очередь отношений экономических и б) подъем с/х с направлением туда огромных инвестиций и созданием рабочих мест. Плюс я бы добавил сюда социальные реформы, в первую очередь реформу здравоохранения с целью сделать его доступным для всех граждан. Считаю, что в обоих направлениях есть огромный элемент популизма. Непонятно, как г-н Иванишвили хочет восстанавливать отношения с Россией, если его внешнеполитическая платформа почти неотличима от позиций Михаила Саакашвили и непонятно, откуда он найдет деньги на мощные инвестиции в с/х, если общий приток инвестиций в Грузию значительно уменьшился, а на носу проблема 2013-2014 гг., когда Грузии придется делать основные выплаты по кредитам предыдущих периодов".
Никита Мендкович, эксперт центра "Креативная дипломатия":
"Полагаю, что грузинская оппозиция может предпринять следующие основные шаги в сфере экономики: 1) сокращение золотовалютных резервов с целью исполнения социально-экономических обещаний; 2) пересмотр итога ряда операций прошлого режима по отчуждению активов на территории республики; 3) частичная реформа трудового законодательства в сторону увеличения прав наемных работников. Кроме того, уже в ближайшее время ожидаю роста инфляции в Грузии, однако без связи непосредственно с политикой правительства. Также хочу подчеркнуть, что реализация новой экономической стратегии начнется не ранее перехода в руки "Грузинской мечты" реальной исполнительной власти".
Инал Ардзинба, президент Ассоциации мировой экономики при НИУ ВШЭ:
"В результате реформ, проведенных правительством Саакашвили, экономика Грузии претерпела существенные изменения, но сильно изменить уровень и качество жизни простых граждан не удалось. Полагаю, что главным направлением деятельности нового коалиционного правительства станет именно социальная сфера. Вместе с тем, есть основания полагать, что новая команда реформаторов постарается побороть элитарную коррупцию и зависимость судов - проблемы с потенциально разрушительными последствиями".
Прирост ВВП Грузии, % к предыдущему году |
|||||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
5,5 |
11,1 |
5,9 |
9,6 |
9,4 |
12,4 |
2,4 |
-3,9 |
6,4 |
- |
Источник: IMF |