Бутик креатива
Двадцать пятый офис
В России агентство M&C Saatchi изменило своей привычной стратегии – выходить самостоятельно, опираясь на сильных «топов» на местах, но не делясь с ними акциями. Несколько лет назад сеть решила найти в нашей стране партнера и в 2009 г. впервые встретилась с представителями российской Eurasia Marketing Communication Group (EMCG). В результате 50% агентства в РФ принадлежит международной группе, еще 50% делятся поровну между тремя акционерами EMCG – Андреем Матузовым, Натальей Дмитриевой и Александром Шлезингером. «M&C Saatchi – это не международная сеть в общепринятом смысле, как BBDO, со столетней историей и контрактами. У них практически нет сетевых клиентов как таковых. Поэтому на незнакомом, чужом рынке они решили идти по пути партнерства», – объясняет Александр Шлезингер.
Однако местным партнерам – локальной EMCG – они нужны были больше. Группа известна на рынке тем, что в течение десяти лет была представителем сети креативных агентств TBWA, которая входит в один из крупнейших в мире коммуникационных холдингов – американский Omnicom. Однако в конце 2008-го Omnicom выкупил у основателей EMCG долю в российском агентстве. В итоге EMCG лишилась глобальных клиентов сети, таких как Adidas, Beiersdorf, JTI, Nissan, и стала работать самостоятельно. «Наверное, все-таки больше мы были инициаторами сделки с M&C Saatchi, – признается Александр Шлезингер. – Реалии нашего рынка таковы, что все-таки лучше иметь иностранного партнера, чем его не иметь. Многие компании у нас просто не работают с немеждународными, российскими агентствами – это достаточно жесткое условие большинства отечественных компаний, у которых глобальный бизнес, которые торгуются на международных биржах». В частности, после того как TBWA покинуло своих российских партнеров, с ними перестал работать ЛУКОЙЛ.
Сейчас M&C Saatchi инвестирует в команду, костяк которой, включая Дениса Симачева, уже набран, всего в этом году российское отделение M&C Saatchi наберет 50 человек. Среди собственных клиентов M&C Saatchi в РФ Александр Шлезингер пока называет «Почту России», для которой в настоящий момент компания готовит серию роликов. Однако агентство может рассчитывать и на международных клиентов M&C Saatchi. Так, недавно британский офис выиграл тендеры на глобальные аккаунты «Лаборатории Касперского» и Vertu. По словам Натальи Осадчей, руководителя отдела по развитию бренда «Лаборатории Касперского», для компании это первый опыт сотрудничества с креативным агентством подобного уровня. «До настоящего времени мы работали с разными агентствами локально, а теперь планируем вывести наши рекламные кампании на глобальный уровень», – рассказывает она. По такой же «наводке» российское агентство, возможно, будет также работать с Pernod Ricard и Garmin. В головном офисе M&C Saatchi рассчитывают привлечь в России всего 12 крупных международных клиентов. «Некоторых клиентов российскому офису будут рекомендовать, а если есть глобальный контракт по сети, это замечательно: клиент никуда не уйдет, пока он не будет расторгнут, – поясняет председатель комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР, президент Российской академии рекламы Владимир Филиппов. – Главное, чтобы локальное представительство на таких клиентах не расслабилось. Когда у агентства контракт, который невозможно расторгнуть, есть риск, что оно «заржавеет», не будет в тонусе».
Модные идеи
До конца года в компании обещают представить «несколько интересных проектов». При этом доли у модельера в M&C Saatchi в России нет. Эксперты и участники рынка пока не понимают, к чему все это может привести, но понаблюдают за процессом с интересом. «Надеюсь, что это не был простой PR-ход, так как им будет трудно добиться хороших результатов без сильного креативного директора», – подчеркивает генеральный директор Saatchi & Saatchi Russia Шеннон Каллум. Впрочем, по мнению гендиректора SPN Ogilvy Андрея Баранникова, помимо творческого начала, у креативного директора должно присутствовать хотя бы знание технологий работы.
Битва за каждый цент
Тем временем конкуренция на рынке, в который вливается M&C Saatchi, достаточно высока. По словам опрошенных «Ко» экспертов, основную долю отечественного рынка креативных услуг делят между собой международные сетевые агентства, однако конкретный объем рынка и точные доли игроков пока неизвестны. При этом существует рейтинг креативности Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), позволяющий судить о творческом потенциале агентств (но не о финансовой эффективности), и в нем как раз присутствует очень много наших компаний. В связи с этим Михаил Елагин, генеральный директор российского креативного агентства TWIGA Touch (входит в группу TWIGA), не согласен с тем, что в сегодняшних условиях национальным рекламным компаниям необходимо иметь западного партнера. «Сегодня в России есть очень сильные независимые агентства, которые играют заметную роль на рынке креатива. Кроме того, с ростом российских компаний появляется все больше крупных брендов, выбирающих именно отечественные агентства и таким образом помогающих им увеличивать свою долю на рынке», – поясняет эксперт. Тем не менее участники профильного сегмента прогнозируют, что в ближайшие несколько лет в Россию будут приходить все новые и новые зарубежные рекламные агентства, которых – на фоне общей привлекательности нашего растущего рынка – станут стимулировать в том числе такие мероприятия, как Олимпиада в Сочи. Кстати, бывшее агентство братьев Мориса и Чарльза Saatchi & Saatchi давно работает у нас в стране. Среди его клиентов – P&G, Kraft Foods, Dirol Cadbury. «Честно говоря, помимо того, что они также имеют имя Saatchi в названии, M&C Saatchi – лишь новый конкурент для Saatchi & Saatchi Russia. Это нисколько не повлияет на наш подход здесь», – комментирует выход конкурента-однофамильца Шеннон Каллум. Впрочем, сама структура рынка в России отличается от других развитых стран, где достаточно много производителей товаров и услуг, а следовательно, больше средних локальных и независимых рекламных агентств. В свою очередь, в РФ львиную долю бюджетов от размещения во всех СМИ приносят первые 50 рекламодателей.
В настоящий момент M&C Saatchi в России воспринимается пока как дизайнерский бутик. По словам Владимира Филиппова, позиционирование компании как семейного бизнеса обычно настраивает потребителя позитивно. Предполагается, что семейная компания менее цинична в своем бизнесе, чем публичный игрок. Как говорит Дмитрий Фролов, главный редактор портала Research & Trends, эксперименты с созданием «бутиковых» фирм идут постоянно, однако успех предсказать сложно. «Бутик строится вокруг личности дизайнера, везде видна его рука. Быть бутиковым агентством и иметь при этом 26 филиалов – натяжка. Думаю, это попытка позиционирования, при этом не исключено, что компания будет пытаться стать обычным сетевым агентством», – рассуждает генеральный директор агентства «Страгет» Наталия Балашова. По ее мнению, как только на горизонте появится клиент на услугу, на которой можно будет заработать, M&C Saatchi может и забыть про свою «бутиковость».
Топ-10 сводного рейтинга креативности АКАР за 2010 год |
||
Место |
Агентства |
Итого |
1 |
Leo Burnett Moscow |
949 |
2 |
«Восход» |
416 |
3 |
BBDO Russia Group |
349,5 |
4 |
R&I Group |
348 |
5 |
«Инстинкт» |
266 |
6 |
Transformer Studio |
192 |
7 |
Saatchi & Saatchi |
164,5 |
8 |
АМК Znamenka |
149 |
9 |
Креативное агентство «Аврора» |
145 |
10 |
TWIGA |
138,5 |
Рейтинг составляется на основе баллов, начисляемых агентству за призовые места на различных фестивалях рекламы. Победители объявляются в 5 номинациях: «Реклама», «Интерактив», «Бренд-дизайн», «Маркетинговые услуги» и «Медиа». Приведенные данные – из сводного рейтинга. |