Быстрее, тоньше, легче
В последние год-два планшетные компьютеры превратились из модного гаджета в эффективный инструмент для бизнеса. "Ноутбуки показывают стабильный рост, планшеты - взрывообразный, вынуждая аналитические агентства пересматривать предсказания по несколько раз в год.
У Lenovo как второго в мире производителя ПК и самой быстрорастущей компании на протяжении 9 кварталов подряд и рынок ноутбуков, и довольно молодой рынок планшетов показывает положительную динамику", - рассказывает директор департамента корпоративных продаж "Lenovo Россия и СНГ" Павел Зотов. "Динамика за последние два-три года была положительной, но тем не менее отмечался небольшой спад в 2008 г., 2009-й и 2010-й же годы показали подъем. Всего в среднем рост был до 30%. Но так как планшеты на системе Android появились только в прошлом году, судить о динамике продаж пока сложно. Подобную оценку мы сможем дать только в конце этого года. В этом году планируется очень большой подъем, большой рост продаж планшетных девайсов в России. Рынок должен увеличиться минимум в два раза", - прогнозирует представитель по продажам ASUS в России Алексей Осипов.
В противостоянии ноутбуков и десктопов первые медленно, но верно побеждают: рост рынка десктопов сильно замедлился, и общий баланс постепенно смещается в сторону ноутбуков. "Тем не менее среди десктопов есть и одна растущая категория - это так называемые моноблоки, системы, объединяющие в одном корпусе и монитор, и компьютер. В отличие от классических десктопов, они предельно просты в установке, занимают меньше места и обладают намного более приятным внешним видом, что и обусловливает их растущую популярность как среди домашних, так и среди корпоративных пользователей. Samsung планирует представить свои моноблоки в России уже этим летом", - говорит руководитель отдела продаж департамента информационных систем Samsung Electronics Rus Company Аркадий Граф.
Если говорить про отечественный рынок ноутбуков в целом, то он стабильно растет из года в год и этим отличается от рынков большинства стран Западной Европы, которые из-за различных экономических неурядиц вошли в стадию стагнации. В 2012 г., по прогнозам аналитических агентств, рынок ноутбуков в России вырастет на 16%, до 9,5 млн единиц. "Компания Samsung также демонстрирует стабильный рост: мы наращиваем свою рыночную долю из года в год, даже в кризисный 2010-й. Сейчас мы уверенно входим в тройку крупнейших поставщиков ноутбуков на российском рынке с долей 15,9% (в штуках), а в 2012 г. планируем нарастить нашу долю рынка до 20%", - делится планами Аркадий Граф.
Кто тоньше?
Основной вопрос, которым сейчас задаются эксперты, - удастся ли планшетным компьютерам потеснить на рынке классические ноутбуки и настольные системы? "Мы очень рады таким результатам - мы продали 15,4 млн iPad только за последний квартал. И считаем, что со временем этот продукт привнесет еще больше возможностей для Apple. Как я говорил раньше, я убежден, равно как и другие эксперты в нашей компании, в том, что когда-нибудь рынок планшетов и их количество будет больше рынка PC. И, кстати, интересно, что, по последним данным IDC, продажи планшетов в США уже превысили продажи настольных ПК. Различные индикаторы указывают на значительные изменения в этой сфере", - заявил во время обсуждения результатов I финансового квартала 2012 г. глава корпорации Apple Тим Кук. "Если говорить о планшетах, то они изрядно потеснили одну категорию ноутбуков - нетбуки, предельно недорогие, но достаточно маломощные устройства", - добавляет Аркадий Граф.
Дело в том, что нетбуки зачастую приобретались в качестве второго или третьего домашнего компьютера для доступа в Интернет "с дивана", и в этом качестве планшеты действительно намного удобнее и привлекательнее. Однако конкуренции планшетов с более серьезными ноутбуками как таковой нет: это устройства совершенно разных классов, и если планшеты рассчитаны в основном на развлечение и потребление медиаконтента, то ноутбуки "заточены" на работу и создание этого контента. "В какой-то степени их задачи могут пересекаться, но говорить о прямом противостоянии нельзя - оба типа устройств успешно развиваются", - подчеркивает Аркадий Граф. Хотя он не исключает, что в обозримом будущем начнет стираться грань между ноутбуками и планшетами: первые станут тоньше и легче, а вторые получат частично пересекающуюся с ноутбуками программную экосистему благодаря Windows 8.
Тем не менее разделение на планшеты как развлекательные и ноутбуки как рабочие компьютеры по-прежнему сохранится, и те и другие будут занимать свою собственную нишу, лишь граница между этими нишами станет менее четкой. "Сегодня на рынок выходят более тонкие, более легкие девайсы, появился сегмент ультрабуков. В перспективе, я думаю, в любом случае будет происходить какое-то слияние тач-интерфейсов, слияние разных мобильных устройств. Но пока ноутбуки и планшеты занимают свои ниши. Я полагаю, что в ближайшие два года (в этом году точно) эта тенденция сохранится", - подтверждает Алексей Осипов. "Мы на пороге новой эры в технологиях, в Lenovo мы называем ее PC+. Хотя ПК будут по-прежнему занимать центральное положение в "цифровой" жизни миллионов людей, на рынке продолжат появляться новые устройства, которые предложат пользователям альтернативные сценарии взаимодействия, однако ПК все равно останется "сердцем" этой новой экосистемы", - высказывает свою точку зрения Павел Зотов.
На службе корпорации
Несмотря на то что многие эксперты рассматривают планшеты как некую альтернативу маломощным нетбукам (причем используются планшеты в основном для медиаконтента), эти устройства все больше становятся востребованными в корпоративной среде. "В перспективе они (корпоративные клиенты. - Прим. "Ко") будут делать большие закупки этих девайсов (планшетов. - Прим. "Ко"). В прошлом году у нас в корпоративном сегменте активно продвигалась и продавалась модель ASUS Eee Slate B121 на базе Windows Professional. Это достаточно интересное устройство, выполненное в ударопрочном корпусе", - рассказывает Алексей Осипов. "Так как сотрудники берут планшеты с собой на презентации и для работы вне офиса, они должны гарантировать сохранение всех данных и при этом обеспечить надежный доступ к корпоративным сетям. Мы в Lenovo гордимся тем, что первыми на рынке предложили планшет действительно для работы - ThinkPad Tablet, который поддерживает профессиональные требования IT-отделов компаний", - говорит Павел Зотов. Что касается ноутбуков для корпоративных нужд, то основная задача, которую ставят IT-отделы больших компаний, - обеспечить непрерывность бизнеса и эффективность сотрудников. Для них идеальным ноутбуком будет тот, что позволит сотруднику эффективно работать и не выйдет из строя в течение всего запланированного срока эксплуатации (как правило, три-четыре года).
Однако в то же время бюджет, выделяемый организацией на приобретение ноутбуков, ограничен, поэтому компании пытаются найти сбалансированное решение, которое может предоставить необходимый функционал и надежность по минимальной цене. "Для сотрудников, часто работающих вне офиса, основными критериями, помимо производительности, становятся габариты устройства, время автономной работы и расширенная возможность подключения к беспроводным сетям (встроенный модуль 3G)", - добавляет Павел Зотов.
Для тех же, кто большую часть времени проводит в офисе, компании приобретают ноутбуки с большим экраном - габариты и вес отходят на второй план. "Наша корпоративная линейка ноутбуков ThinkPad со временем стала де-факто стандартом для бизнес-ноутбуков. Матовый экран высокой контрастности и эффективная система охлаждения, обеспечивающая низкий уровень шума, защита клавиатуры от пролитой жидкости, датчик ускорений, отключающий жесткий диск при падении ноутбука, стальные петли крепления дисплея, металлический каркас жесткости внутри корпуса, не говоря уже о сверхпроизводительности, все это представлено в ноутбуках Lenovo ThinkPad", - перечисляет Павел Зотов. "Если говорить о корпоративной серии ноутбуков, то это должны быть ударопрочные машины с обеспечением максимальной безопасности информации, с защитой от падения жестких дисков (шок-резисты), с водонепроницаемой клавиатурой. У нас, например, есть корпоративная серия ноутбуков - B-серия, отвечающая этим требованиям. В этих ноутбуках есть защита для дополнительных портов, специальные защитные жесткие диски, стоят специальные модули защиты и т.д.", - соглашается Алексей Осипов.
По стопам ультрабука
Наибольший рост | |
Моноблоки | 80,00% |
Ноутбуки | 34,50% |
Нетбуки | 5,00% |
Итоги 2011 г. | |
Продано всего ПК | 12,5 млн |
настольных систем | 5,04 млн |
мобильных систем | 7,485 млн |
*По данным ITResearch |
Учитывая темпы обновления продуктовых линеек производителей планшетов и ноутбуков, трудно себе представить, как эти устройства будут выглядеть и каким функционалом станут располагать через два-три года. "Сложно сказать, как они будут выглядеть через три-четыре года. Возможно, это будет уже какое-то совсем другое устройство либо некий симбиоз нетбука и планшета. Если говорить о ближайших перспективах, то это будут устройства на новом поколении процессоров с более четким дисплеем, с новым интерфейсом, новой, улучшенной производительностью и возможностью работы в "облачном" интерфейсе - Cloud Computing", - рассуждает Алексей Осипов. "Мы не ожидаем каких-то революционных технологических изменений, но с определенностью можем сказать, что ноутбуки будут становиться лучше: легче, компактнее, быстрее, автономнее, а главное - доступнее.
Время реальной автономной работы более пяти часов станет стандартом для всех моделей, ноутбук весом больше 2,5 кг превратится в анахронизм, а внедрение AMOLED-экранов высокого разрешения поставит точку в дискуссиях о качестве изображения, на которое способен ноутбук по сравнению с большим настольным монитором, как современные процессоры уже поставили точку в дискуссиях о том, проигрывает ли ноутбук настольному компьютеру в производительности", - высказывает свою точку зрения Аркадий Граф. В результате ноутбуки выпуска 2016 г., вне всякого сомнения, будут сильно отличаться от известных нам сейчас моделей, но накапливаться эти изменения станут постепенно, без внезапных скачков.
Все без исключения опрошенные "Ко" эксперты отметили очень перспективный для рынка ноутбуков сегмент - ультрабуки. "В перспективе, через три-четыре года сегмент ультрабуков будет все больше и больше вытеснять привычные для нас ноутбуки. В ближайшее время возможен полный (или практически полный) переход на SSD-носители, а также полный отказ от оптического привода, что позволит также уменьшить в размерах будущие устройства", - считает Алексей Осипов. "Сегмент ультрабуков, предложенный корпорацией Intel, - самый молодой на рынке персональных компьютеров, он как раз и является наглядной демонстрацией того, как будут меняться портативные ПК в ближайшее время. На прошедшей выставке CES-2012 Lenovo представила новейшие модели ультрабуков - IdeaPad U310 и U410, а также первый бизнес-ультрабук легендарной серии ThinkPad T430u. Эти сверхпроизводительные, тонкие, легкие, с длительным временем автономной работы ультрабуки уже в скором времени позволят увеличить эргономичность пользования ноутбуками как для массовых потребителей, так и в масштабах крупных компаний", - резюмирует Павел Зотов.