Быстрый, как лягушка
Роман Прилипко до 2009 г. жил в Магнитогорске и работал там региональным директором крупной московской девелоперской компании. "Начал работать на позиции менеджера, через некоторое время значительно вырос. Заработал денег. Встал вопрос: куда вложить? Собственно, московские пробки и подсказали решение, куда их вложить, чтобы они работали", - рассказывает генеральный директор Quickfrog Александр Бортенев. "Приехав из Магнитогорска, мы были поражены существующей ситуацией с доставкой в Москве. Помогло то, что мы посмотрели на проблему незамыленным взглядом и она могла по-настоящему разозлить. Всегда, когда варишься в собственной каше, рано или поздно привыкаешь даже к негативным моментам. И доставка долгая вроде раздражает, а вроде бы и доставляют же в итоге", - вспоминает Роман Прилипко. Он обратил внимание на опыт других стран: для доставки DHL часто использует скутеры, во Вьетнаме и Франции курьеры передвигаются на велосипедах, в Венеции - на катерах. "Пробки московские в широком смысле слова нам победить пока не по силам, а вот найти возможность обойти проблему - это намного проще", - отмечает Александр Бортенев. На начальном этапе в проект было вложено порядка 150 000 евро личных сбережений. Их Роман Прилипко потратил на аренду офиса, зарплаты сотрудникам и покупку 20 скутеров. Мототехника была окрашена в ярко-зеленый, "лягушачий" цвет, а все курьеры получили фирменную зеленую одежду. На старте возникло сразу несколько проблем. Во-первых, сбоила техника - время выполнения заказа, скорость движения скутеров и местонахождение курьеров диспетчеры должны были отслеживать автоматически в режиме реального времени. Но высокотехнологичное оборудование никак не хотело работать стабильно. Кроме того, старт проекта пришелся на самый пик летней жары, и многие курьеры, в нарушение инструкций, снимали фирменную одежду и приезжали к клиентам буквально в майках. Приведение техники к нормальному режиму функционирования и повышение корпоративной дисциплины (в основном за счет штрафов) заняли несколько месяцев. К этому времени у Quickfrog уже появились первые постоянные клиенты.
Скорость - не главное
"Бизнес-модель проста - недостатки мегаполиса Quickfrog превращает в свои достоинства. Главное конкурентное преимущество компании - это, безусловно, высокая скорость доставки", - рассуждает эксперт ФГ "БКС" Богдан Зыков. "На мой взгляд, бизнес-модель Quickfrog на сегодняшний день очень актуальна, своевременна и перспективна. Сегодня время - это самый дефицитный и дорогой ресурс, поэтому многие сервисы, которые позволяют экономить наше время (и деньги, безусловно), при грамотном маркетинге становятся очень востребованными", - подтверждает директор "АсстрА Рус" Александр Михеев. В условиях глобальных пробок в Москве и других крупных городах России внутригородские экспресс-перевозки становятся весьма актуальными. Для доставки мелких недорогих грузов данный сервис будет очень востребован, считают эксперты. При перевозке больших партий, или ценных, или опасных, или крупногабаритных грузов надежность перевозчика и гарантия сохранности доставляемого станут решающими факторами, скорость отойдет на второй план. Учредитель и генеральный директор i-Accelerator Виталий Виноградов не склонен использовать превосходные степени при оценке бизнеса Quickfrog. "Там, где бизнес-модель отходит от классической модели доставки ("разбудить мужа", быстро купить и доставить подарок супругу/другу/партнеру т.п.), - это бизнес-модель консьерж-службы. Пока такие компании, к сожалению, не преуспевают на нашем рынке (частично из-за того, что люди не привыкли пользоваться такими услугами, а сектор состоятельных клиентов закрывают консьерж-службы банков или внутренние корпоративные службы), и, боюсь, подобный расклад будет сохраняться еще долго", - заключает эксперт. Скорость доставки в современных условиях, безусловно, очень веское конкурентное преимущество, но недостаточное для успешного развития бизнеса. Исключительно важными и требующими внимания остаются вопросы работы с клиентами (call-центр, клиентская служба). Ведь для клиента существенно не то, сколько времени потратит на доставку курьер, а то, сколько пройдет с момента его заказа до доставки. "Так, я недавно заказывала себе товар по Интернету, на сайте значилось "доставка в день заявки" плюс офис компании находился недалеко от меня. Я ожидала быструю доставку. Но оператор интернет-магазина обнаружил мой заказ лишь через 5(!) часов после его размещения, и в этот день доставка была уже невозможна. Вот тебе и скорость курьера!" - приводит пример партнер Retail Training Group Елена Комкова. Генеральный директор "Сити-экспресс" Алексей Кичатов также весьма критично отнесся к маркетинговому ходу конкурентов. "Небольшая курьерская компания, использующая стандартные способы доставки. Все остальное - маркетинг. Делают акцент на супертехнологии, которые используют в работе все, и давно, - резюмирует эксперт.
Со скутера - на трицикл
Динамика заказов в Quickfrog в 2011 году |
|
июль |
2823 |
август |
2981 |
сентябрь |
3562 |
октябрь |
3501 |
ноябрь |
3844 |
декабрь |
3620 |
Несмотря на критику в свой адрес, учредители Quickfrog оптимистично смотрят на перспективы своего бизнеса. В конце декабря прошлого года они решили очередную проблему - курьеров на зимнее время пересадили со скутеров на трициклы с крышей. Трицикл - это трехколесный скутер с крышей, который, в отличие от обычных скутеров, можно эксплуатировать в зимний период. Благодаря этому Quickfrog даже в холодное время года обеспечивает своим партнерам скоростную доставку товаров и грузов за 59 минут с момента заказа. Трициклы давно и с успехом используются крупными международными логистическими компаниями, например United Parcel Service (UPS). Инвестиции в проект на его старте составили 250 000 руб. Стоимость полного запуска проекта - около 3 млн руб. По расчетам компании, срок окупаемости трицикла - 6-7 месяцев. "В течение месяца мы будем тестировать трицикл совместно со своими партнерами - Yota, Skylink, Just5 и пр. В случае успешного прохождения испытательного срока мы планируем не только полноценно запустить проект во всех городах, где есть представительства Quickfrog, но и стать российским дилером по продаже и обслуживанию данного вида трициклов", - рассказывает Александр Бортенев. Предварительная договоренность об этом с китайскими партнерами уже имеется. "На рынке существует жесткая конкуренция, для развития нужны серьезные финансовые инвестиции. По данным kommersant.ru, за два года обороты Quickfrog выросли с 20 млн руб. до 70 млн руб., но получить прибыль не удалось", - констатирует Алексей Кичатов. "Основной проблемой компании является прибыльность, - подтверждает старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков. - Для увеличения прибыльности Quickfrog планирует отрыть интернет-магазин. Однако это является уже другим бизнесом, где высока конкуренция. Поэтому нет гарантий, что компании удастся успешно заниматься интернет-торговлей и основным бизнесом". "Стратегический риск, на мой взгляд, связан с тем, что высока зависимость от компаний-партнеров, а их у Quickfrog уже целый пул, и во многом их прибыль зависит от потребительской активности, которая, разумеется, не всегда находится на одном уровне", - заключает Богдан Зыков.
В Top-100 Forbes
Расходы на пробки |
||
Год |
Расходы*(млрд руб) |
Простой в пробках** |
2011 г. |
101 |
- |
2010 г. |
38 |
- |
2009 г. |
51 |
1 ч. 37 мин. |
2008 г. |
108 |
1 ч. 26 мин. |
2007 г. |
56 |
1 ч. 8 мин. |
* Расходы столичных властей на строительство и ремонт дорог ** Средняя продолжительность московской пробки, по данным "Яндекса" |