Бюджетная тайна

19.08.200200:00

Одобренный в конце прошлой недели бюджет на 2003 год так и не открыл самой главной финансовой тайны правительства – где взять деньги одновременно на увеличение государственных расходов и на выплаты по внешнему долгу?

По всей видимости, правительство намерено до последнего скрывать «козырные карты», которые позволят параллельно решить две основные проблемы бюджета-2003 – деньги на выборы и платежи иностранным кредиторам. Причем это далеко не полный список крупных затрат на следующий год. Правительству нужно срочно найти дополнительные средства еще по двум статьям – помощь пострадавшим от недавних природных бедствий и празднование 300-летия Санкт-Петербурга.

Очевидно, что проект бюджета, представленный Минфином правительству на прошлой неделе, пока не решает перечисленных проблем полностью. Поэтому по итогам обсуждения Минфин получил поручение пересмотреть основные параметры бюджета с учетом увеличения госрасходов и роста ВВП во втором квартале 2002 года.  Ревизии наверняка подвергнутся все ключевые показатели бюджета и в новом виде он будет мало похож на вариант, представленный Минфином первоначально. Согласно первому варианту, основные показатели бюджета России на 2003 год выглядят примерно так: ВВП составит около 13 трлн руб. При этом доходы федерального бюджета планировались в размере 18,5% , а расходы – 17,9% от ВВП.

Соблюдение этих параметров вполне позволяло решить основные социальные задачи, стоящие перед правительством в предвыборный год. В частности, провести запланированное с 1 октября 2003 года повышение зарплат бюджетникам на 11% – 12% и полностью ликвидировать задолженности по ним.

С внешним долгом все не так просто. Профицит, с помощью которого правительство собирается выполнять внешние обязательства, составит 0,6% ВВП, или примерно $2,5 млрд. К этой сумме следует добавить еще около $8 млрд, заложенных на выплату долга непосредственно в бюджете, и $2 млрд, накопленные в финансовом резерве. Так что при самом удачном стечении обстоятельств в виде стабильных и высоких цен на нефть, росте ВВП и отсутствии крупных непредвиденных расходов едва набирается $12,5 млрд. Покрыть дефицит путем новых займов на внешнем рынке вряд ли удастся. В бюджете правительство зарезервировало свое право на выпуск еврооблигаций суммой в $1,25 млрд. Откуда правительство возьмет недостающие $4 млрд, проект бюджета и пояснительная записка к нему никоим образом не объясняют.

Существуют три гипотетических варианта ответа на этот вопрос. Первый предполагает новую попытку договориться с кредиторами о сокращении текущих выплат и реструктуризации задолженности. Второй вариант – быстрое наращивание доходов и финансового резерва. Оба варианта представляются труднореализуемыми. Просить об отсрочке в нынешней ситуации – только зря тратить время. У кредиторов безупречная логика: цены на нефть высоки, российская экономика на подъеме, так что извольте платить, а не прибедняться. У второго варианта – свои недостатки. Повышение бюджетных доходов, за счет которых формируется финансовый резерв, маловероятно. Увеличение ставок налогов неэффективно, а рост ВВП и цен на нефть – основных элементов налогооблагаемой базы российской экономики –натыкается на фундаментальные ограничения различного характера. Последний, более вероятный вариант решения долговой проблемы, связан с использованием валютных резервов Центрального банка. К настоящему времени они уже достигли $44 млрд и продолжают стабильно увеличиваться. Если не удастся решить проблему внешнего долга нетривиальным способом (например, за счет продажи акций «ЛУКойла» и другой собственности), правительство будет вынуждено занять недостающие миллиарды у ЦБ. Впрочем, пока этот вариант в качестве основного не рассматривается. Косвенно об этом свидетельствуют слова председателя Банка России Сергея Игнатьева, который заявил на прошлой неделе, что ЦБ не намерен кредитовать Минфин в 2003 году. Это заявление глава Центробанка сделал после окончания заседания кабинета, на котором обсуждались «Основные направления денежно-кредитной политики на 2003 год». Прежде два главных экономических документа страны – бюджет и основные направления ЦБ – готовились отдельно и даже могли противоречить друг другу. В этом году Минфин и ЦБ впервые работают в тандеме. По словам Сергея Игнатьева, основной задачей Центробанка в области денежно-кредитной политики на ближайшие три года станет снижение инфляции до уровня менее 8%, а в 2003 году – до 9% – 12 %. При этом, по его словам, денежная масса должна увеличиться на 20% – 26%. Эти планы, очевидно,  находятся в прямой связи с новой экономической идеологией премьера Касьянова*. На заседании правительства, посвященном обсуждению бюджета, глава кабинета заявил, что профицит более не является ключевой целью бюджетной политики: «Профицит – это не самоцель, а необходимость определенного периода экономики». По словам премьера, профицит нужен только для того, чтобы отдавать долги, а вообще государству нужно выходить на равные величины расходов и доходов.


** признан в России иноагентом