Top.Mail.Ru
архив

Бюджетное внедрение

IT
В таких странах, как США или Китай, доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП составляет около 50-60%, в России же в настоящее время - порядка 21-22%. "В прошлом году совместно с Oxford Economics мы провели исследование быстрорастущих компаний, опросив 2100 руководителей из 21 страны, включая РФ, и выяснили, что в 61% российских компаний руководство считает необходимым фактором роста развитие технологий при гарантированной окупаемости инвестиций", - рассказывает заместитель генерального директора SAP СНГ Илья Юрьев. А самыми оптимальными технологиями для среднего и малого бизнеса являются в первую очередь "облачные", когда компания использует инновационные решения, разработанные с применением лучших мировых практик, по подписке и работает с тем или иным решением ровно столько, сколько требуется для реализации соответствующих бизнес-задач. За счет этого достигается существенная экономия в плане обслуживания и стоимости владения решением.

В последнее время предприятия малого и среднего бизнеса начали гораздо чаще использовать корпоративные IT-решения, потому что они стали значительно проще, дешевле и доступнее, например MS Office 365, подтверждает руководитель департамента CRM компании "Норбит" Дмитрий Демидов. По его словам, вендоры движутся в сторону потребителя, развивая направление "облачных" услуг. Раньше маленькие фирмы не могли себе позволить хорошие IT-решения в основном в силу необходимости приобретения большого количества аппаратного обеспечения, тогда как сейчас это становится услугой, которая оплачивается по запросу. Например, упомянутый Office 365 оплачивается помесячно за каждого пользователя. Для сравнения: средняя цена за пользователя "облачной" CRM-системы составляет 2500 руб. ежемесячно, а раньше покупался сервер, лицензия на который стоит свыше 200 000 руб., и дополнительно лицензии на каждого пользователя (около 30 000 руб.).


"Под ключ"

Сектор МСБ включает в себя различные по размеру и зрелости бизнеса компании, но, конечно, можно констатировать наличие общего тренда в сторону разумного и эффективного использования комплексных IT-решений. "Наша компания наблюдает это на примере роста популярности решений InfraStruxure (инженерная инфраструктура ЦОДов и серверных), которые изначально были предложены крупному бизнесу. Теперь же значительная часть продаж приходится как раз на МСБ, - отмечает менеджер по стратегическому маркетингу подразделения IT Business компании Schneider Electric Тимур Алтышев. - Более того, для нужд малого бизнеса нами был запущен отдельный продукт "Серверная комната под ключ" (упрощенная и легкая в использовании версия InfraStruxure)". Причины подобных тенденций вполне понятны: по мере роста зрелости рынка, бизнеса у специалистов возникает понимание того, что использовать комплексные решения, зачастую стандартизованные и разработанные "под ключ", позволяющие адаптировать IT-инфраструктуру по мере роста бизнеса компании, намного эффективнее и проще, чем покупать отдельные продукты и компоненты и тратить время и ресурсы на свой, "особенный путь".

"Можно сказать, что существует два диаметрально противоположных мнения по вопросу использования "коробочных" продуктов. Русский человек всегда считает, что его бизнес уникален и стандартная "коробка" ему не очень подходит. Он хочет сделать именно то, что нужно ему", - рассуждает Дмитрий Демидов. Значительная часть предприятий МСБ в России до сих пор предпочитает брать разработчиков себе в штат и годами делать собственную систему силами одного или двух штатных специалистов. Это классический путь отечественного малого и среднего бизнеса. При этом фиксируется и противоположная тенденция: все больше предприятий МСБ пытаются максимально использовать "коробочные" решения, так как свободных денег на разработку собственных у них не хватает, хотя небольшие изменения в стандартные модификации они вносить могут. Популярность "коробочных" решений в последнее время активно растет, поскольку предложений все больше, их качество становится значительно выше, в то время, как рыночная стоимость IT-специалистов увеличивается. Создавать собственные решения становится сложнее в связи со значительными затратами, понимают участники рынка. "Сейчас явно наблюдается тенденция ухода от "самописных" решений в МСБ. Стоимость собственной разработки слишком велика для предприятий данного сектора", - подтверждает Дмитрий Демидов.


Большой брат общепита

Мы попросили участников рынка привести примеры внедрения IT-решений для малого и среднего бизнеса в различных секторах. Директор по развитию телеком-оператора "Дом.ru Бизнес" Елена Венцлавович рассказывает, что ее компания не так давно вывела на рынок ряд отраслевых пакетов для таких сегментов, как ресторанный бизнес, розничная торговля, сферы услуг и офисы. Каждый пакет объединяет сразу несколько услуг: высокоскоростной доступ в Интернет, Wi-Fi, "облачную" АТС и видеонаблюдение. Комплексные решения позволяют топ-менеджерам и владельцам бизнеса гибко подходить к выбору необходимых телеком-решений, максимально учитывая специфику конкретного бизнеса. При этом руководители получают эффективный инструмент, который дает возможность оптимизировать работу компании, сократить затраты на ИКТ-инфраструктуру и контролировать бизнес.

"Так, например, для ресторанов одним из основных инструментов продвижения бизнеса является сервис. При этом ошибки в данном бизнесе непростительны, - подчеркивает Елена Венцлавович. - Необходимо видеть, как общаются сотрудники с посетителями заведения". Конечно, можно прибегать к услугам "тайных покупателей", которые под видом клиентов будут посещать рестораны и кафе, а затем с их слов пытаться восстановить общую картину качества обслуживания. Но эффективнее воспользоваться пакетом телеком-услуг и установить систему видеонаблюдения, "облачную" АТС и высокоскоростной Интернет Wi-Fi Hot Spot. Это дает возможность постоянного контроля качества клиентского сервиса, а также данные для принятия управленческих и маркетинговых решений. Не говоря уже о том, что, если сотрудники знают, что за ними ведется наблюдение, они станут более ответственно подходить к своей работе. Даже при условии, что далеко не все записи потом будут просматриваться. Кроме того, видеозапись можно использовать в качестве аргумента при решении спорных вопросов. Поэтому такой вид контроля качества значительно эффективнее и, что самое главное, дешевле, чем другие методы проверки и поддержания качества обслуживания.

"Для компаний с большим потоком исходящих звонков важной опцией становяться комплексные предложения, благодаря которому существенно снижается стоимость исходящих звонков в другие города и страны", - рассказывает Елена Венцлавович.


Изменить подход

Сегодня практически нет компаний, в том числе в сегменте МСБ, которые могут работать без корпоративных каналов связи. "Тем не менее далеко не все предприятия перешли на новые коммуникационные технологии. Несмотря на присущую B2B-сегменту консервативность, можно отметить, что отношение к телекоммуникационным бизнес-приложениям в российском предпринимательской среде меняется", - признает Елена Венцлавович. По данным исследования, которое "Дом.ru Бизнес" провел совместно с аналитической компанией "Радар", владельцы бизнеса уже менее настороженно относятся к новым технологиям связи, осознавая их возрастающую роль в повышении эффективности бизнеса. Работая на телеком-рынке, "Дом.ru Бизнес" стремится менять отношение предпринимателей к инновациям, способствуя развитию технологичных подходов к ведению бизнеса и росту проникновения современных услуг связи в регионах.

"Глядя на западный рынок, из перспектив развития сегмента МСБ хотелось бы отметить потенциальный рост зрелости в плане управления операционными затратами", - говорит Тимур Алтышев. Если сейчас при выборе решения основным критерием для многих небольших российских компаний является изначальная цена покупки (чем дешевле, тем лучше), то на Западе даже малый бизнес, а зачастую и домохозяйства руководствуются общей стоимостью владения и влиянием внедрения решения на общие операционные затраты (примеры - программное управление электропитанием и охлаждением IT-объектов или "умным" домом). "На Западе все бизнес-процессы стандартизированы. Начинающая компания может купить пять неких решений для бизнеса. Это будет базовым необходимым набором, который они даже дорабатывать не станут, - добавляет Дмитрий Демидов. - В России, как правило, такая схема не работает".

Однако с учетом опыта общения с западными компаниями этот миф часто развенчивается. Выявляются индивидуальные особенности каждого предприятия, не позволяющие внедрять "коробочные" решения. Хотя сравнивать наш средний бизнес с западным в принципе некорректно. То, что на Западе входит в понятие среднего бизнеса, у нас может считаться enterprise-рынком. Поэтому, несмотря на постепенное "взросление" сегмента МСБ в России, до западных стандартов работы, в том числе в сфере IT, ему еще достаточно далеко.