Чартерный передел
ПОХОЖЕ, что в наступающем летнем сезоне туроператорам и авиакомпаниям, осуществляющим перевозки на мировые курорты, так и не придется спать спокойно. Не успели утихнуть "испанские страсти", как Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ) выдвинула новую инициативу - введение квотирования на международных нерегулярных рейсах.
До сих пор для осуществления чартерных перевозок авиакомпании было достаточно получить лицензию на полеты по данному маршруту и согласовать частоту с назначенным перевозчиком - в подавляющем большинстве случаев с "Аэрофлотом". Иногда и последнее условие было необязательным. Теперь предполагается, что количество полетов в неделю по тому или иному направлению будет зафиксировано и распределено в определенной пропорции между несколькими авиакомпаниями. Сегодня такая система действует на внутренних и международных регулярных рейсах.
Окончательное утверждение введения квот на чартерных полетах должно произойти до середины мая, и представителям авиакомпаний уже официально объявлено о том, что восемь наиболее популярных летних направлений - Анталия, Стамбул, Ларнака, Пафос, Дубай, Барселона, Бургас и Варна - будут расквотированы на следующей лицензионной комиссии. Прием заявок на них уже прекращен. Помимо введения квот предполагается ужесточить систему взаимоотношений авиаперевозчиков и туроператоров.
Мнения авиаторов по поводу нового начинания ФСВТ расходятся. Так, советник гендиректора "Внуковских авиалиний" Леонид Ицков полагает, что для туроператоров ничего не изменится. По его мнению, перевозчики в основном получат все маршруты, которые они потребуют. Если же по тем или иным направлениям возникнут проблемы с получением квот при уже заключенных договорах с туроператорами, то авиакомпании смогут договориться между собой. Аналогичного мнения придерживаются и крупные региональные авиаперевозчики, для которых введение квотирования, похоже, однозначно выльется в частичное или даже полное вытеснение с московского чартерного рынка. Так, гендиректор красноярской "КрасЭйр" Борис Абрамович заявил, что, даже если его компания не получит всех необходимых частот на полеты из Москвы, пассажиры все равно увидят ее на этих маршрутах - под кодами другого авиаперевозчика.
Представители традиционных чартерных авиакомпаний относятся к скоропалительному введению квотирования более жестко. Глава крупнейшего российского чартерного перевозчика AJT International Сергей Гусак полагает, что, во-первых, в настоящий момент корректно внедрить новую систему невозможно, поскольку потребуется внести дополнения в Воздушный кодекс, а во-вторых, сейчас квотирование абсолютно несвоевременно, поскольку все договоры на лето уже заключены. Ему вторит директор по пассажирским перевозкам компании "Атлант-Союз" Сергей Колтунов, который утверждает, что объявление о введении квотирования уже сегодня внесло ощутимую нервозность во взаимоотношения авиаторов и туроператоров, а его дальнейшее развитие способно и вовсе разрушить сложившийся рынок.
И хотя последнее утверждение представляется сомнительным, российские авиационные власти действительно несвоевременно взялись регулировать чартерный рынок - в момент, когда летний сезон фактически начался. Квотирование является признанным механизмом упорядочения нерегулярных перевозок, но даже при успешном его внедрении в этом сезоне эффект от новшества проявится только в следующем.