Частно-государственный менеджер
В правительстве РФ ожидаются бизнес-ориентированные кадровые изменения для придания ему динамики: в составе кабмина может появиться представитель реального сектора экономики. Источники журнала «Компания» говорят, что глава группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев проходит этап согласований. Пока непонятна окончательная должность: фигурирует позиция министра транспорта. По их словам, Шишкарев также рассматривается на пост генерального директора АО РЖД. Одним из ключевых направлений работы для него станет развитие системы международных транспортных коридоров, в особенности Северного морского пути, где планируется значительно повысить уровень активности.
Шишкарев осенью 2019-го удивил весь транспортный рынок, победив Романа Абрамовича и Владимира Лисина в борьбе за госпакет крупнейшего в России контейнерного оператора «Трансконтейнер», что обеспечило ему место среди 200 богатейших людей РФ (на 2021 год) с состоянием $800 млн.
В конце 2023-го ключевые активы ГК «Дело» перешли под руководство выходцев из «Росатома». Главой головной структуры группы, УК «Дело», назначена директор по развитию бизнеса «Росатома» Екатерина Ляхова. При «Росатоме» Шишкарев остался в ГК «Дело» мажоритарным партнером (у него 51%). И при поддержке госкорпорации бизнесмен получил возможность влияния на операционное управление активом братьев Магомедовых, компанией FESCO. В частности, с FESCO обсуждается взаимодействие по каботажным перевозкам и другие проекты. Впрочем, сам Шишкарев, как он рассказал в недавнем интервью «Коммерсанту», «сосредоточился на вопросах стратегии до 2035 года».
Очевидно, что оперативное руководство не столь интересно бизнесмену. Планы гораздо более масштабные: войти в топ-10 мировых логистических компаний к 2035 году и выйти с проектами на рынки Ирана, Шри-Ланки и Африки.
Представитель транспортного цеха
У Шишкарева достаточно богатый опыт политической работы. Он был депутатом Государственной думы трех созывов (1999–2003, 2003–2007, 2007–2011 годы). В 2006-мрешил перейти в «Единую Россию», после чего его политическая карьера пошла вверх. Осенью 2007-го был принят поддержанный Шишкаревым закон «О морских портах». Он установил 49-летний срок аренды причалов, хотя ранее государство сдавало их стивидорам максимум на год. Эта законодательная инициатива существенно упростила жизнь всему рынку.
В конце 2007 года Шишкарев в очередной раз переизбрался и возглавил созданный специально под него транспортный комитет Госдумы. Под конец третьего депутатского срока отношения Шишкарева с руководством «Единой России» испортились из-за постоянной критики власти, он намеревался перейти в «Родину» или даже КПРФ, но, по слухам, в АП ему настоятельно порекомендовали «снизить политическую активность», что он и сделал.
В последние годы Шишкарев резко активизировался в GR-сфере. В частности, осенью 2023 года на Восточном форуме он предлагал создать при РЖД специальный консультативный орган, на площадке которого можно было бы находить компромиссы с участниками рынка, в том числе и с угольными компаниями, которые конкурируют с другими товаропроизводителями за дефицитные мощности Транссиба.
В апреле этого года он дал интервью «Коммерсанту», которое выглядит как предвыборная программа будущего члена правительства. Шишкарев выступил за более активное развитие международного транспортного коридора «Север — Юг», в частности строительство широкой колеи через Дагестан на Астару и на Решт. Причем он утверждает, что уже встречался с представителями Катара, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии, они готовы вкладывать средства в этот проект.
С целью усиления Восточного полигона он предлагает развивать в Новороссийске припортовую станцию, что в комплексе с другими проектами в регионе обеспечит порядка 35 млн тонн дополнительного грузооборота. Еще один предложенный проект — строительство контейнерного хаба в Шри-Ланке, в том числе с привлечением в качестве партнеров DP World и AD Ports. Это позволит «попытаться повторить успех Сингапура или Гонконга», уверен Шишкарев. Все эти проекты представляют его как высокоуровневого переговорщика, способного успешно реализовывать сложные мультимодальные проекты с участием большого количества разноплановых международных игроков, и, более того, в прошлом у него уже есть опыт успешных кейсов такого масштаба.
На пару с бизнесом
«Все последние крупные инициативы государства, например 12 мегапроектов технологического суверенитета, подразумевают частно-государственное партнерство и использование денег бизнеса. В государственных проектах в транспортной отрасли схема ЧГП применялась до недавнего времени с крайней неохотой, хотя инициативы со стороны бизнеса постоянно поступали. Назначение Шишкарева могло бы означать, что государство готово более активно взаимодействовать с бизнесом по решению тех масштабных задач, которые перед ним сейчас стоят. Несмотря на победные реляции в прессе, строительство транспортных коридоров идет явно медленнее, чем это нужно металлургам, угольщикам и представителям многих других отраслей. И сейчас единственный способ исправить ситуацию — привлекать средства, экспертизу и ресурсы крупных частных компаний», — сказал «Компании» советник гендиректора и член правления крупного российского ресурсного холдинга.
Источники в отрасли говорят, что у Шишкарева «наработан огромный авторитет», но при этом прошлое его не выглядит безупречно. Например, в 2005 году он участвовал в управленческом конфликте вокруг Новороссийского морского торгового порта. В 2016 году судился на Кипре с собственным племянником Тимофеем Телятником, которому он сначала в качестве мотивационного пакета подарил долю стивидорной компании DeloPorts, а потом заставил ее же выкупать.
«Впрочем, во время работы в транспортном комитете Госдумы Шишкарев не был замечен в лоббировании интересов близких к нему компаний, а думал об интересах всей отрасли», — говорит один из источников. В целом представители отрасли признают, что Шишкарев — один из самых старых и заслуженных игроков на рынке, способный разговаривать на одном языке как с бизнесом, так и с государством. В диалоге с последним пригодятся и его заслуги в спорте, под его кураторством женская сборная по гандболу в 2016 году завоевала золото на Олимпиаде в Рио.