Частный бизнес вышел за пределы космоса
Частная космическая компания «КосмоКурс» объявила о закрытии проекта и сокращении сотрудников. Ее гендиректор объяснил решение трудностями во взаимодействии с региональными властями и получением разрешений на создание многоразового космического комплекса. По мнению экспертов, частный космический бизнес в России может развиваться лишь в теории, а целью является не достижение Луны или отправка туристов на орбиту, а повышение финансирования отрасли.
По словам главы компании Павла Пушкина, у руководства «КосмоКурса» возникли «непреодолимые трудности» с согласованием проекта космодрома с властями Нижегородской области и невозможностью получить нормативы Минобороны для проектирования суборбитальной ракеты для космотуризма. Гендиректор «КосмоКурса» отметил, что в компании работали 50 инженеров-конструкторов космической и ракетной техники. Роскосмос планирует сохранить коллектив в одном из научных учреждений, «входящих в периметр» госкорпорации.
Гендиректор компании заявил «Интерфаксу», что российское законодательство готово к частным космическим проектам почти на 90%, но этого недостаточно. Для себя Пушкин пока ничего не планирует, но хотел бы, чтобы «коллектив продолжал развиваться».
Космический турист на 15 минут
«КосмоКурс» был создан в 2014 году бывшим сотрудником Центра имени Хруничева Павлом Пушкиным. Компания собиралась создать суборбитальный космический комплекс для туристических полетов в космос. По задумке руководства компании, комплекс должен был включать в себя одноступенчатую ракету-носитель с космическим кораблем для экскурсий по самой орбите.
Проект космического туризма выглядел следующим образом: полет длится 15 минут в составе группы из шести экскурсантов, где каждый турист смог бы находиться в состоянии невесомости 5–6 минут, свободно перемещаясь по кабине объемом 30 кубометров. Стоимость билета оценивалась в 200–250 тысяч долларов, высота полета составляла бы 180–220 километров.
В год «КосмоКурс» собирался совершать до 115 пусков, отправляя на орбиту до 700 человек. Первый полет был намечен на 2025 год со стартом из Нижегородской области.
Соглашение о строительстве космодрома «КосмоКурс» и правительство региона заключили весной 2019 года. Тогда стоимость наземной инфраструктуры оценивалась в 2,6 миллиарда рублей, а суммарные инвестиции — в 9,6 миллиарда. Однако проект не был реализован.
«Сейчас американцы полетят...»
По словам Павла Пушкина, проблемы возникли при согласовании санитарных и защитных зон космодрома. Он отмечал, что из-за задержек Россия может выйти из гонки за рынок суборбитального туризма. «В этом году компания Blue Origin должна запустить первого туриста, Virgin Galactic — тоже. А у нас в стране до сих пор не верят в техническую возможность таких полетов, мы на уровне папуасов. Сейчас американцы полетят, а мы этот потенциальный рынок потеряем», — заявлял Пушкин.
Кроме того, компания первой из частных организаций вышла на тендер Роскосмоса по созданию ракеты-носителя. «КосмоКурс» проиграл конкурс, хотя и предложил цену вдвое меньше. Победил в тендере государственный «Прогресс».
Будущее российского бизнеса в космосе
Главный научный сотрудник ФГУП «ЦНИИМаш», академик Виталий Мельников считает, что развитие частного космического бизнеса в России теоретически возможно, но на практике этому мешают экономика, культура и наука, которые «почти развалены».
Эксперт сомневается, что частный космический туризм является важной задачей для какой-либо страны. Мельников напомнил, что на 70-й ассамблее ООН озвучивались главные вопросы для всего человеческого общества: стабилизация климата и замещение нефти. «Эти два вопроса могли быть решены космическими солнечными электростанциями, вопрос создания которых в России, в Роскосмосе, вообще не обсуждаются», — отметил Мельников. По его словам, если в РФ появится компания, которая будет продвигать и это направление, она станет «чрезвычайно богатой».
Популяризатор космонавтики, основатель проекта «Открытый космос» Виталий Егоров рассказывал, что у России нет целенаправленной стратегии, выходящей за пределы «дайте больше денег». «В данном случае цель стратегии — не достижение Луны или создание новой спутниковой группировки, а повышение финансирования отрасли», — объяснял он.