Top.Mail.Ru
архив

Частоты раздора

Не успела компания «Сотовая Связь Башкортостана» (ССБ) торжественно объявить о запуске в России второй после петербургской SkyLink сети сотовой связи стандарта CDMA2000, как Государственный радиочастотный центр вылил на оператора ушат холодной воды. Представители ГРЧЦ заявили, что развертывать сеть нового стандарта (CDMA2000 относится к стандартам третьего поколения) никто не разрешал. Постановлением Госсвязьнадзора оператору было предписано отключить все передатчики, которые якобы мешают военным связистам.

Как и в других «частотных скандалах», имевших место в России, в этой истории больше вопросов, чем ответов. Директор ССБ Владимир Перепелкин начал строительство сети, не имея четких гарантий того, что получит лицензии на соответствующие частоты. Вероятно, он был абсолютно уверен в поддержке питерской команды связистов. Тем более что руководил запуском сети директор питерской «Дельты» и одновременно руководитель «Московской Сотовой» Виктор Устюжанин, который считается одним из наиболее вероятных кандидатов на роль главы федерального холдинга, работающего в стандарте CDMA2000.

Жесткие действия ГРЧЦ вызвали недоумение у башкирских связистов. Во время официальной церемонии открытия сети в Уфе 3 сентября 2003 года представитель ССБ сообщил корреспонденту «Ко», что услугами сети уже пользуются около тысячи человек. Военные же пожаловались на помехи только после официальной церемонии и первых публикаций о начале проекта в прессе.

Опрошенные «Ко» аналитики на условиях конфиденциальности выдвинули три версии, почему военные вдруг обнаружили помехи.

Во-первых, в Башкортостане уровень конкуренции между связистами очень высок – в Уфе услуги мобильной связи представляют пять операторов. «Мы начали вывод на рынок новой услуги в тяжелых условиях. В регионе идет ценовая война, федеральные операторы удерживают предельно низкие цены», – заявил во время запуска сети генеральный директор ССБ Владимир Перепелкин. Благодаря войне между тремя федеральными и двумя региональными операторами жителям региона доступны тарифы, неслыханные даже для Москвы: 1 рубль за минуту разговора и бесплатные входящие. Появление на рынке оператора, предлагающего услуги связи третьего поколения, могло испугать кого-то из конкурентов ССБ, в результате тот мог «заказать» атаку на ССБ.

Согласно другой версии недовольство мог вызвать выбор поставщика оборудования. ССБ выбрала китайскую Huawei, при том что SkyLink работает на оборудовании Lucent. Когда строительство сетей CDMA2000 начнется по всей территории России, рынок оборудования для них составит десятки миллионов долларов. Компания, которая получит эти деньги для освоения, определится в ближайшее время. Впрочем, по мнению представителей самой Huawei, причина неприятностей ССБ никак не связана с выбором поставщика.

Третья версия заключается в том, что Владимир Перепелкин просто переоценил свои возможности. Федеральные регулирующие структуры еще раз дали понять, что даже в таком самостоятельном регионе, как Башкортостан, нельзя затевать крупные проекты без оглядки на Москву.

В России есть несколько десятков операторов связи устаревающего стандарта NMT-450, объединенных в концерн СОТЕЛ (в который входила и ССБ). Руководители этих компаний присутствовали на церемонии запуска сети в Уфе. Для операторов NMT-450 переход на стандарты связи третьего поколения – единственный шанс не потерять рынок под давлением операторов GSM. Министр связи Леонид Рейман на словах поддерживает слияние этих компаний в единого федерального оператора связи стандарта CDMA2000. Однако цену за отказ от независимости местные связисты могли задрать очень высокую. Заявление ГРЧЦ уменьшило их амбиции.

Еще по теме

архив
Вас не догонят
Скандал с правами на песни группы «Тату», громыхнувший на прошлой неделе, стал одним из самых долгожданных событий на культурной российской сцене. Как же так, удивлялись понимающие люди, уж скоро год, как две московские девочки соблазнили окружающий мир, устроив такое глобальное пип-шоу и заработав на этом для себя и для продюсирующих и звукозаписывающих дядей какое-то количество миллионов, а до сих пор никто не кинул предъяву на свою долю в бизнесе. Тем более что, как шептались те же понимающие люди, у Ивана Шаповалова, продюсера «Тату», с правами на девочек были напряги. Это у поражения находится один, реже два козла отпущения, а вот успех, тем более финансовый, всегда требует группы соавторов. Кто-то сказал «а», кто-то вовремя купил бутербродов, а кто-то вовремя разделил постель.И вот громыхнуло. Лена Кипер, соавтор двух главных хитов – «Нас не догонят» и «Я сошла с ума», собственно, и превративших «Тату» в золотых телочек, заявила, что ее авторские права ущемлены. Дело пошло в Тимирязевский народный суд и в прессу. В этой запутанной истории пусть действительно разбирается суд, а не пресса. По-человечески, гадая на костях успеха, можно допустить все что угодно. Нынешние правообладатели «Тату», одурев от успеха и денег, раздумали делиться (версия истца). Что ж, бывает. Очень по-человечески. Лена Кипер, запускающая собственный проект, решила сделать себе имя на «Тату», а заодно и – по возможности – подзаработать (версия ответчика). Тоже бывает и тоже выглядит достоверно – не корежит человеческую натуру.Это все и называется в шоу-бизнесе платой за успех. Что-то мне подсказывает, что нас еще ждет громкое продолжение истории «Тату». Девочки скоро подрастут и, наверное, выйдут замуж, народят милых детишек или как минимум станут регулярно попадать в таблоиды на пару с очередным (как это у них называется) бойфрендом. В любом случае придуманный для девочек образ не долгоиграющая пластинка. Гумбертианская трагедия состоит в том, что Лолита вырастает – неумолимо и быстро. Трудно представить «Тату», и через три-четыре года поющих про подростковый секс вдвоем и трудности взаимопонимания с родителями. Еще труднее – про тяжелую женскую долю, неверность любимого и про все то, что составляет основной репертуар российских эстрадных девушек от 23 до 53. Наклеенный на «Тату» облик потому и сработал настолько эффективно, что наклеен был идеально – не отлепишь до конца жизни. Даже если через пару лет кому-то из них вдруг захочется петь про женскую долю и рассказывать таблоидам, как Карабас Барабас заставлял играть в ролевые лесби-игры. Так верить, как сегодня, им уже не будут никогда. Свое главное в жизни признание они уже сделали.Это тоже плата за успех и куда более серьезная, чем дележ денег, зависть коллег и прочее театрализованное бизнес-шоу. Популярная фраза про то, что искусство требует жертв, к сожалению, абсолютно истинна. Другой вопрос – кто и что приносит в жертву. Это уже личный выбор каждого, с чем прощаться – с репутацией, здоровьем, семейной жизнью, материальным положением или с талантом.По некоторым – особо суровым – версиям, искусство еще требует и полной гибели всерьез, такой священной самоинквизиции: облить свои чувства, мысли, желания бензином и подпалиться на главной площади города на глазах у тысяч благодарных зрителей. Это, на мой взгляд, кокетство. Даже автор строк про полную гибель проснулся следующим утром, а не задохнулся ночью от идущей горлом поэзии. Тем не менее любой человек, живущий искусством, даже таким конвейерным его подразделением, как поп-музыка, должен иногда задумываться о завтрашнем дне, когда расплата может наступить не только в Тимирязевском нарсуде.
Вас не догонят