Top.Mail.Ru
архив

Чего хотят фонды от компаний

Решение о вхождении в уставный капитал компании, действующей в крайне рисковых условиях переходной экономики – непростое для любого инвестора. В том числе и для фонда. Несмотря на возможности диверсификации рисков, менеджерам фондов приходится долго думать о том, стоит ли ставить свое имя в список инвесторов проекта, который может оказаться убыточным. Ведь тогда под вопросом окажутся их профессионализм и способность предвидеть будущее компании. Поэтому при выборе проекта оценивается весь комплекс проблем – от общего состояния и перспектив рынка до качества менеджеров и репутации уже существующих партнеров. Главное, чего требуют фонды от компаний, – это грамотной команды менеджеров. Если квалификация и, что называется, presentational skills менеджеров соответствуют или хотя бы приближаются к международным критериям – это половина успеха. Естественно, от компании потребуют предоставления бизнес-плана или плана развития бизнеса. Шансы получить в качестве партнера иностранный инвестиционный фонд существенно возрастают, если компания является одним из лидеров на своем рынке. Еще более радужны перспективы тех компаний, которые оперируют на так называемых закрытых рынках (вхождение в отрасль требует больших инвестиций в основной капитал или специфических навыков и знаний). Именно поэтому среди клиентов фондов прямого инвестирования так много компаний по разработке программного обеспечения: менеджеры западных фондов уверены, что российские мозги – товар уникальный. Интересно отметить также, что большинство фондов уделяют очень много внимания такому аспекту бизнеса своих клиентов, как связи с местными органами власти. Оно и понятно: ведь закрытость рынка (или «локальную монополию») очень часто могут обеспечить именно местные властные структуры – касается ли это, например, организации сети кабельного вещания в каком-либо районе или телефонизации квартир. Местные же власти могут существенно осложнить жизнь компании даже с самым замечательным бизнес-планом. Отметим и то, что особенно хорошее впечатление на аналитиков фондов производит возможность создания и укрепления брэнда компании. Хорошим примером может служить «Святой источник» или компания Sun Interbrew (пиво «Клинское», «Толстяк»), в которые в свое время инвестировала компания Delta Capital. Создание брэндового продукта – это почти всегда возможность многократно повысить капитализацию проекта и выйти из него со значительной прибылью. Поэтому особое внимание при отборе проектов – в частности в секторе потребительских товаров и услуг, инвестиционные фонды уделяют маркетинговым планам компаний и способности их реализовать. Ну и, конечно, непременное условие вхождения фонда в проект – прозрачность корпоративного управления и гарантии прав миноритарных акционеров. Ведь инвестиционные фонды, как правило, приобретают в проектах доли меньше блокирующих. А потому их доля доходов и роста капитализации должна быть неприкосновенна, сколь бы малым ни был пакет акций в новой компании.

Еще по теме