Чек-лист: как выбрать онлайн-школу, где учиться
Как человеку, который никогда не учился, выбрать правильную онлайн-школу? Ведь в интернете их целая куча. Руководительница центра карьеры Skypro Светлана Шиманская делится чек-листом из десяти советов, которые помогут сориентироваться.
1. Определитесь с профессией
Если человек не знает, чего он хочет, им движет что-то еще: например, высокая зарплата и удаленка. Это не плохо, просто выходит, что человек идет в сферу не за профессией, а за картинкой идеального будущего. Сначала логично выбрать профессию, а уже потом выбирать, кто и что предлагает.
Для этого у любой онлайн-школы есть бесплатные карьерные консультации. Сходите на несколько: так вы будете уверены, что рекомендация школы — не просто потому, что ей нужно продать курс. Либо сходите к независимым карьерным консультантам, которые не связаны ни с одной школой. Этот человек не заинтересован в том, что вы купите, поэтому его рекомендация будет максимально объективной. Это стоит от 2000 ₽ до 4000 ₽. Также сейчас популярны марафоны IT профессий, которые делают онлайн-школы.
Разберетесь с самоопределением, сориентируетесь со своими желаниями и определите профессию — под нее и ищите школу.
2. Выберите формат
Когда вы готовы заниматься и сколько? Школы предлагают разные форматы. Например, одни любят онлайн-встречи: потому что мы все по природе ленивые и нужен кто-то, кто побудит заниматься. Это как с тренером: можно легко найти упражнения в интернете, но сложно потом замотивировать себя их делать. С тренером возникает чувство ответственности. Тут то же самое.
А у других — слишком насыщенный график, они могут только ночами смотреть видео и делать домашки, а лайвы в их график не ложатся. Если у вас так — выбирайте формат без живых встреч.
3. Изучите программу
Откройте вакансии, на сайтах по поиску работы и посмотрите, чего требуют от специалистов, — не от начинающих. Новичка от спеца отличает только коммерческий опыт. Всё, что есть в требованиях к вакансии, ищите и в программе обучения. Если чего-то не хватает, уточните в отделе продаж: а будет ли это? а это? а в каких объемах?
Отлично, если у вас есть знакомые в сфере. Покажите программу им и попросите обратную связь: насколько реально нужны эти знания, чего не хватает?
4. Изучите оферты
В рекламе может быть одно, а в оферте совсем другое. В документе должны быть прописаны все условия, которые вам обязана и не обязана предоставлять компания. Сроки, гарантии — например, гарантии возврата и трудоустройства. Изучите, как они сформулированы, для кого действуют и не действуют.
Прочитайте все оферты и выберите ту, с условиями которой вы согласны. То, что непонятно, спросите у отдела продаж. Люди оферты не особо читают: зачем погружаться в соглашения, если проще щелкнуть галочку и пойти дальше? С офертой это делать всё же стоит.
5. Обдумайте срок учебы
Поймите, насколько быстро вам нужен результат и почему. Но если ваша цель — прокачка навыков, то два года нормально. Правда, если у вас есть столько времени, может, вы сможете изучить что-то более объемное быстрее? Если вы хотите выйти на новую работу как можно быстрее, учеба два года — не лучший вариант.
Подбирайте школу под нужный вам срок. Главное — не просто изучайте сайты, а спрашивайте у отдела продаж: «Когда я смогу искать работу?» Даже если программа рассчитана на год, уже через восемь — десять месяцев у вас может быть достаточно навыков, чтобы начать искать работу — прямо в процессе учебы.
6. Почитайте отзывы
Только помните: отзывы — это всегда двоякая вещь. Часто они про личное восприятие отдельного человека, и ему поддаваться не стоит. Вы этого человека не знаете: что, если он сам не учился, учился плохо или вообще не сдавал домашки? Он не приложил усилий, но ждал результат — и, не получив его, обвинил школу.
Или если пишет, что не было вообще никакой поддержки. Это — гипертрофированное высказывание: школ без поддержки просто не бывает. Вероятно, он ждал, что с ним будет 24/7 заниматься личный наставник, хотя учится не по персональному тарифу, а в группе.
Обращайте внимание на сухие факты и цифры. Если человек пишет, что три месяца ждал возврат и не получил, — это, скорее всего, правда. Но чаще всего отзывы — это эмоции. То же самое и про скандалы с самой компанией. Если на компанию подавали в суд — особенно если иск был групповой, лучше разобраться. Видите эмоциональную статью про личный опыт — проанализируйте, насколько вы в курсе ситуации.
7. Узнайте, что вы получите в конце
Обязательные пункты: портфолио и хорошее резюме. Если об этом не написано на сайтах — всё равно уточните.
8. Поймите, нужна ли вам поддержка после курса
Но только если она вам реально важна, а не как просто бонус. Если вы благодаря поддержке чувствуете себя увереннее — ищите курс с ней. Если вас раздражают частые контакты и вы чувствуете, что уверены в себе и всё сможете сами, — без.
Но не забывайте: сотрудники школ — профессионалы и знают про рынок труда и само трудоустройство больше вас. Они смогут что-то рассказать или подсказать — погрузиться в это точно не будет лишним.
9. Посмотрите, близки ли вам ценности
Если вам всё равно кажется, что обещают одно и то же (хотя такого не бывает: даже оферты у всех разные), найдите в соцсетях сотрудников этих компаний. Кто они? О чём они пишут? Что для них важно?
Посмотрите ролики на ютубе и их статьи — это поможет понять картину про их восприятие мира и насколько вам близки те же ценности.
Например, мы в Skypro считаем, что человеку нужно помогать учиться. Люди одновременно одинаковые и разные. Одним нужно немного помочь, и всё получится, другие справятся сами. Есть школы, которые считают, что человек всё сможет, если захочет, — и они хотят таких студентов. Мол, если не надо — мы заставлять не будем. Смотрите, о чём говорит компания в инфополе.
10. Решите, сколько вы готовы заплатить
Цена — это не показатель качества. Это как с вещами: где-то стоит 100 ₽, где-то — 120 ₽, но вы всё равно купите то, что вам больше нравится. Лучше изучить, от чего эти цены зависят.
Если где-то дороже, то дело либо в сопровождении, либо в материалах. Скорее всего. Если у вас есть наставник, каждую домашку проверяет живой человек, есть куча онлайн-встреч — это не может стоить дешево. Это всё — человеко-часы и погружение. Дешево — если внутри лишь видео, после которого вы делаете домашки, и всё.
То же и про материалы. Обычно курс стоит дороже, если материал лучше: более свежий, с более экспертными преподавателями или крутыми тренажерами.
Образование — это вещь, на которой не стоит экономить. Бывает, что у одной школы курс стоит 100 000 ₽, а у другой — 350 000 ₽. Это редкость: обычно разница в цене не очень большая. Ее вполне можно нивелировать более долгими рассрочками, рассрочками с наложенными платежами и так далее. Если одна школа вам действительно нравится больше других — и точно подходит, экономить не стоит.
Торговаться — нормально. И ничего стыдного в этом нет. Если одна школа вас устраивает больше, но цена заманчивее в другой — скажите об этом первой. Мол, есть предложение с более низкой ценой.
Не забывайте про скидки. Например, можно найти учеников или сотрудников школы и спросить про реферальную программу. Даже если скидка выйдет небольшой, плюс получите и вы, и человек, который вам поможет. А еще — кешбэки у банков, у блогеров, которые рекламируют школу, промоакции в соцсетях, телеграм-каналах и на вебинарах.