Человек бегущий

31.05.201500:00

Жил-был партнер юридической фирмы/топ-менеджер банка/аналитик и в один непрекрасный день решил: все надоело, цели в жизни не те, жизнь не та, вес не тот – и побежал. Сначала просто от проблем, потом к успеху, иногда коммерческому. Количество историй с похожим зачином множится в геометрической прогресии.

Беговая индустрия в России набирает обороты и вступает в фазу формирования и сегментирования рынка. Бег трусцой, спортивный бег и участие в марафонах становятся модными и в какой-то мере даже статусными маркерами. 

Мода в кроссовках

Интерес к бегу вырос в разы. Это показывают не только переполненные школы бега, уже закрытые регистрации на популярные старты, но и просто число бегунов в парках и скверах. Кому стоит сказать большее спасибо – спортивным адептам, идеологам, Instagram или компаниям, выпускающим привлекательную экипировку для активных людей, ответить сложно. Андрей Волков, глава агентства Nostrategy.ru, сам увлеченный триатлоном, поясняет историю вопроса: в СССР легкая атлетика была не на последних ролях, вся страна бегала кроссы в школе, в армии, при сдаче норм ГТО. В смутные 1990-е было не до того, но в «нулевые» появились первые марафоны, самые известные из которых – Московский марафон и питерский («Белые ночи»). 

Но только после 2010 г. начала набирать обороты мода на бег. Сменилась потребительская культура, утратил позиции тяжелый спорт и традиционный фитнес, главенствующей спортивной идеологией стала не красота тела, а общий тонус, состояние организма. Люди потянулись к более естественным спортивным занятиям: бегу, плаванию, работе со своим весом и т.п.

«Пока нам далеко до рынка Франции, где 20 млн активных бегунов, и рынка США, где 50 млн, но число серьезных бегунов в России растет так стремительно, что, возможно, через два-три года мы станем близки даже к таким уровням», – считает Надежда Калачева, главный редактор RUN Magazine. 

Мария Гаврилова, генеральный директор агентства Havas Sports & Entertainment, подтверждает это данными онлайн-исследования компании, проведенного в конце 2014 г.: бег занимает третье место (после футбола и фитнеса) среди самых популярных видов спорта, которыми люди занимаются сами, – 27% мужчин среднего возраста и 22% женщин до 35 лет регулярно бегают, причем более 60% из них практикуют бег несколько раз в неделю. 

Дмитрий Барков, руководитель группы проектов «Медикус», делит бегающих на две категории: тех, кто бегает, отдавая дань моде, и тех, кто бегает уже некоторое время и представляет собой «андеграунд» беговой жизни. Именно от вторых, по его мнению, пошел рост числа беговых клубов: в одной Москве их порядка пятидесяти. В эту сторону посматривают и крупные компании: как пример – рекламное агентство BBDO, организовавшее свой внутренний беговой клуб. 

Бег для богатых

Сделать оценку российского рынка, связанного с индустрией бега, сложно. Индустрия очень «размыта», большая часть людей занимается бегом индивидуально, часть фитнес-индустрии, так или иначе связанную с бегом, например продажи спортивной одежды и обуви, нельзя напрямую связать только с бегом, а сегмент личных коучей вообще сложно поддается оценке.

В США бег не только самый популярный, но и самый емкий сегмент спортивного рынка, включающий одежду, обувь, экипировку, трекинговые системы, программное обеспечение и услуги тренерского состава. По самым консервативным оценкам, на него приходится $30 млрд в год, в то время, как на йогу только $13 млрд. 

«В России запущенные статистические панели не позволяют фиксировать точные цифры, можно определить только минимальные границы – $5 млрд в год», – говорит Андрей Волков. Понятно, что больше всего зарабатывают крупные спортивные бренды и их дистрибьюторы. Но консультантов, организаторов семинаров по бегу, беговых школ становится больше с каждым днем. 

Начать бегать легко, не нужно приобретать абонемент, не обязательно сразу покупать хорошую компрессионную и легкую форму, достаточно распродажных кроссовок, но это только для начала. «А дальше, если вы проникаетесь, то потихоньку обрастаете «правильными» кроссовками, модной, тонкой и практичной одеждой, гаджетами Polar и Garmin и т.п.», – добавляет Андрей Волков.

С другой стороны, если вы хотите заняться бегом профессионально, обойдется это недорого. По оценке Дмитрия Баркова, чтобы собрать беговой комплект на сезон в Москве, необходимо иметь бюджет в пределах 20 000–30 000 руб. Стоимость обучения в беговых школах составляет в среднем 20 000 руб.

От звонка до звонка

Рынок тренерских услуг в сфере бега начал формироваться в крупнейших городах России примерно два года назад. По оценке Надежды Калачевой, в нашей стране сегодня работает пять крупных и пятнадцать средних школ, их общая прибыль в год может составлять примерно 40 млн руб. Еще около пятидесяти тренеров работают с более мелкими проектами и группами. Надежда Калачева называет самыми успешными школами I Love Running (по числу учеников), «ЦиклON» и «Гепард» (по результатам спортсменов), Pose Method (по технике), David Warden Coaching (в сегменте дистанционного обучения). 

Жизнь сооснователя школы I Love Running Максима Журило изменил Нью-Йорский марафон. До этого он занимался управленческим консалтингом, а в 2008 г. подумал, что надо что-то менять, и решил пробежать марафон. Год готовился, похудел на 20 кг, бросил курить. «Я попал на марафон в Нью-Йорк и, увидев на старте 50 000 человек, был очень впечатлен, а когда прочитал в газете, что на улицах города было 2,5 млн болельщиков, был впечатлен еще больше», – вспоминает Максим. 

После этого он пробежал Чикагский марафон, Лондонский и другие. Сначала это стало частью стиля жизни, а потом бизнес-проектом. Три года назад, когда окружающие начали активно интересоваться, как правильно бегать, какие кроссовки купить, возникла идея создать группу совместной подготовки к полумарафону в Вене. Это еще не было коммерческой услугой – просто помощь друзьям. Потом сделали еще одну группу, и еще – аудитория и спектр занятий расширялись. Сейчас это постоянная занятость и единственная работа для экс-аналитика. На инвестиции пошли «карманные деньги», сегодня проект окупается и позволяет реинвестировать в развитие. В последние полтора года филиалы клуба I Love Running появились в 15 городах России. Каждые две недели стартует новая группа, готовящаяся к определенному забегу. Например, в Лондоне – 10 км, со стартом в Гайд-парке и финишем у Букингемского дворца. Тренировки занимают семь недель и проходят на площадках в Сокольниках, либо в Крылатском, либо в Лужниках. Такой курс стоит от 13 500 руб. «Наши ученики – это те, кого СМИ называют креативным классом; те, кому надоели фитнес-клубы и кто ставит себе красивые цели: пробежать марафон (42 км), полумарафон (21 км)», – объясняет Максим Журило. 

Бегу, как дикий зверь!

Конкурентами массовых клубов выступают бесплатные школы крупных спортивных брендов Nike или Adidas. Препятствием тут могут стать неразвитость инфраструктуры и сезонность: недостаточное количество беговых дорожек, которые зимой не чистятся, и крытых площадок. Два легкоатлетических стадиона, построенных к чемпионату мира в Москве, разобраны – все внимание властей направлено на грядущий футбольный мундиаль. 

Яна Хмелева, личный коуч и основатель российского отделения клуба L'Arca dei Runners («Ковчег бегунов», девиз которого: «Когда бегу, я дикий зверь»), известного в Италии более сорока лет, проводит занятия в Лужниках. Она выпускница МГИМО, юрист-международник, долго работала партнером в юридической фирме, но потом по воле обстоятельств была вынуждена оставить бизнес. С увлечением ушла в бег и столкнулась с тем, что в Москве не имелось тренеров по марафонскому бегу для спортсменов-любителей, поэтому прошла самостоятельное обучение и получила сертификат Флоридской академии в 2010 г., потратив на это 1000 евро. Успехами похвалилась в Facebook и сразу же нашла первых учеников. Решила: почему бы не поделиться своим опытом? Так хобби стало приносить небольшие деньги. После курса занятий у известных тренеров составила авторскую программу. «Беговая школа – очень прибыльное направление, какую бы нишу люди ни заняли: дешевые уроки с привлечением массового клиента или дорогие персональные тренировки. Есть большой спрос на детские тренировки, в Италии занимаются с детьми с пяти лет», – рассказывает Яна Хмелева. Сейчас в пуле Яны 70 человек. «Мой клиент – индивидуалист, продвинутый любитель», – поясняет Яна. Персональная полуторачасовая тренировка стоит 3000 руб. Ежемесячный заработок, по признанию тренера, на очень хорошем уровне, но пока меньше, чем у партнера юридической фирмы. «Я сейчас нахожусь в поиске работающих партнеров, готова обеспечить работой двух беговых тренеров, пловца, велосипедиста и лыжника», – говорит Яна. В задачах у нее развитие собственного бегового клуба и открытие нового направления – триатлона. 

Члены клуба коллективно участвуют в различных забегах и даже организуют их сами. Один из воспитанников Яны Хмелевой, священник из Новочеркасска, копил деньги на участие в Чикагском марафоне. Из-за кризиса планы сорвались, однако на собранные средства он решил организовать в своем городе Георгиевский марафон, который и пройдет в начале июня.

Миллионы, на старт!

Нью-Йоркский марафон – это событие мирового масштаба. Квота ограничена 40 000 участников, слоты разлетаются в считанные минуты, цена билета у спекулянтов за право пробежать по улицам Большого яблока доходит до $2000, но шансы попасть туда оцениваются как 1:10. Другие популярные беговые адреса – Бостон, Чикаго, Токио, Берлин и еще пара десятков собирают десятки тысяч человек каждый раз по всему миру. «Что же касается России, то в 2014 г. в марафоне «Белые ночи», который проводился в 24-й раз (!), приняли участие около 5000 спортсменов, притом что маршрут петербургского пробега признается одним из самых красивых в мире», – отмечает Андрей Волков. 

Проведение беговых соревнований – важная статья доходов, которую пытаются освоить участники рынка. Интерес к проведению любительских состязаний проявляют крупные компании. К примеру, Reebok является спонсором забегов «Гонка гладиаторов». Состязание представляет собой смесь из бега и силовых упражнений. Adidas выступает спонсором бесплатных еженедельных парковых забегов parkrun Russia. Coca-Cola Hellenic является постоянным партнером соревнований по бегу «Весенний гром» и «Осенний гром», акции «Кросс нации». 

Так как рынок не контролируется никакими регламентами, организовать спортивное мероприятие очень легко. В 2015 г. уже проведено порядка двадцати федеральных соревнований. Все больше любителей принимает участие в элитных гонках Ironman или ультрамарафонах. Средняя сумма при регистрации на забег – 1000 руб., максимальная цена за регистрацию на любительские состязания – порядка 3500 руб.

Сделать массовый забег в России  – такова была бизнес-идея Михаила Громова. В 2010 г. состоялся первый забег «Осенний гром», собравший 157 человек. Основатель стартапа признается, что дело развивалось трудно: «Мы думали, что добьемся успеха быстро и через год-два соберем 5000 человек». Проект начинался с инвестиции части двух зарплат – самого Михаила, на тот момент работавшего в банке, и его партнера – программиста. «На 50 000–60 000 несчастных рублей старались как-то людей удивить, – рассказывает Михаил. – Уже тогда мы научились экономить, и на сегодняшний день аналогов нашей команде нет. Остальные массовые забеги зависят от поступлений денег из внешних источников, а мы живем на свои». 

Вслед за первым забегом появились очередные «Громы». Стали проводить весенние мероприятия, состязания по триатлону. В 2013 г. «Гром» собрал 3000 участников. Масштаб заметили московские власти и взяли инициативу, а заодно и идею Михаила Громова в свои руки. Открытого конфликта не было, но администрация города заявила, что одного забега для Москвы достаточно: из-за транспортных проблем перекрывать автомобильное движение несколько раз в год не хотят. Громову предложили присоединяться и помогать либо уйти в парки. Он предпочел второе, поэтому громовские забеги сейчас лимитированы по количеству участников: парк не может «переварить» более 2000 бегунов. С таким числом участников проходит уже четвертый забег. «Входной билет» стоит 1500 руб. «В прошлом году обещали не поднимать цены, и свое обещание держим, но в следующем, скорее всего, придется поднять стоимость входного билета», – отмечает Михаил Громов. 

Есть заказы на организацию забегов из регионов: организовывали старты для Нижнего Тагила, Новокузнецка. «О франшизе пока рано говорить: мы может продать идею, но она будет сразу похоронена и развития не получит. Франшизу будем продавать, когда идея станет стопроцентно прибыльной», – подчеркивает Михаил Громов. Потенциал рынка он оценивает высоко, но только в том случае, если государство обратит внимание на массовый спорт: «Если Владимир Владимирович пробежит марафон, тогда на следующий день все выйдут на улицы и начнут бегать». 

На вопрос о прибыльности проекта Громов отвечает: «Мы не в шоколаде, квартиры-машины не меняем, по миру не разъезжаем, на жизнь приходится зарабатывать еще на одном проекте. Сами мероприятия окупаются – взносы позволяют; средства, что идут от спонсоров, дают или сделать мероприятие лучше, красивее, например, цветы на финише вручать, или декларируются как прибыль». 

Дорогой триатлон

Если спортсмен-любитель входит во вкус, если ему становится мало просто бегать, то он переключается на триатлон, добавляя к бегу плавание и велогонки. Вот это затратный спорт, на который уходит не менее 1 млн руб. в год. «Триатлон имеет налет элитарности и доступен не каждому, – рассуждает Светлана Дрожжинова, исполнительный директор федеральной системы спортивной подготовки «ЦиклON». – Причины – и относительная дороговизна экипировки и необходимого снаряжения, и затраты на подготовку к выступлению на любительских соревнованиях, и само участие в соревнованиях (слоты, перелет, гостиница)». Кроме того, в триатлоне мало кто начинает тренировки самостоятельно, большинство сразу работают с тренером. А вот демонстрировать свои достижения триатлеты могут пока только за границей, куда вывозят свои миллионы. 

Будучи студентом Московской школы управления «Сколково», Владимир Волошин придумал бренд IronStar, потом нашел партнеров и создал одноименную компанию, которая готовит первый «железный» триатлон в России. Соревнования Ironman подразумевают три этапа: 4 км по воде, 180 км на велосипеде и 42 км бегом. Сам Владимир пробежал свой первый «полужелезный» триатлон в 2009 г. (все дистанции в два раза меньше) и через год вышел на «железный» триатлон, потом пробежал еще парочку марафонов и еще Ironman-ов, в 30 лет выполнил норматив КМС по триатлону. Но нужна была мотивация, чтобы полюбить бег по-настоящему. 

Осенью 2012 г. он начал подготовку к самому сложному марафону – недельному забегу по пустыне (247 км), причем продукты, медикаменты и одежду надо нести на себе. На тренировках пробежал более 1500 км и в апреле 2013 г. «сделал» пустыню. 

«Тренируюсь каждый день от полутора до двух часов, – рассказывает Владимир Волошин. – Каждый выходной выступаю на соревнованиях. Например, 16 мая мы поддерживали благотворительный забег Полины Киценко и Натальи Водяновой на 10 км. Пробежали за 45 минут – не лучший результат, но сезон только начинается». 

Ему и партнерам удалось сделать из хобби коммерческий проект. В 2013 г. Владимир Волошин с партнерами решили организовывать локальные старты по международным стандартам. Весь прошлый год ушел на создание команды, разработку бизнес-плана и финансовой модели, отработку взаимодействия с властями и спортивными чиновниками. На 6–7 июня в Олимпийском парке в Сочи запланировано проведение первенства и чемпионата России по триатлону по олимпийским стандартам (1,5 км плавание, 40 км велогонка и 10 км бег) и эстафеты как среди профессионалов, так и среди любителей. На стартах ожидают более 500 человек в разных возрастных категориях. 

Кроме того, впервые в истории современной России компания Волошина и партнеров будет проводить финал Кубка Европы по триатлону в сентябре, а чуть позже в Сочи пройдет чемпионат России по «полужелезному» триатлону, где ожидаются около 1000 участников. Первые соревнования пройдут под собственным брендом IronStar, в перспективе – получение официальной лицензии. «Ironman «высадится» на рынок через три-пять лет, как только мы сможем отработать всю инфраструктуру в российских городах», – уверен Владимир Волошин.  

Стоимость проекта первого «полужелезного» марафона в Сочи Волошин оценил в «пару десятков миллионов рублей». Абсолютно все элементы соревнований монетизируются. Источники дохода – это поступления от стартовых взносов, спонсорское участие и возможности партнеров. Бизнес-модель предусматривает тесное общение с Федерацией триатлона и Министерством спорта РФ, а также с региональными властями. Город должен быть заинтересован в таких стартах. В качестве аргумента Волошин приводит цифры: Ironman приносит в казну европейского города за выходные около 10 млн евро. Власти Сочи точно должны быть заинтересованы в любых проектах, которые могут вдохнуть жизнь в олимпийские объекты, ведь большую часть года они простаивают. 

«Пока мы «просеиваем» рынок и создаем имидж своему бренду, строим партнерскую сеть. Наших партнеров интересуем не мы сами, а целевая аудитория. Прирост триатлетов в год исчисляется сотнями процентов», – утверждает Владимир Волошин.

Россия галопом догоняет западные страны. Эксперты и аналитики предрекают всей беговой индустрии дальнейший рост. «Можно с уверенностью сказать, что в 2015–2016 гг. будет взрывной рост рынка спорта и велнеса. При этом самым доступным будет как раз бег, – резюмирует Дмитрий Барков. – Это даст рост «вспомогательным» дисциплинам: медицинским центрам – из-за роста количества травм при беге, услугам спортивных врачей, ритейлу спортивных товаров, индустрии спортивных развлечений».