Человек играющий поддержал IT-рынок

Создатели игр и социальных казино стали одними из бенефициаров карантина. Впрочем, сама IT-индустрия проблем не избежала. Как бизнес переживал кризис, рассказал в интервью журналу «Компания» эксперт Международного научно-методического центра Высшей школы экономики, директор компании Data 4 Кирилл Косолапов.
— Компании, работающие в сфере IT, — разные, и пандемия затронула какие-то из них сильнее, а какие-то, наоборот, меньше. Все зависит от того, с какими клиентами они работают. Кто-то работает на B2C-рынке с обычными потребителями. Такие компании создавали образовательные и развлекательные проекты и смогли во время пандемии показать рост, так как востребованность этих проектов росла.
B2B-сфера, работающая по подписочной модели (бизнес платит за возможность использовать разные сервисы), тоже сильно не почувствовала спад. Снижение выручки в этом сегменте сопоставимо с падением экономики.
Между тем сильно пострадали компании, продающие какие-то дорогие услуги. У них в пандемию встали продажи. Крупные покупки включают бесплатные консультации менеджеров, которые часто проводятся в офлайне. А во время пандемии их невозможно было организовать, клиенты поэтому просто отложили все запланированные сделки.
Сам же перевод программистов на «удаленку» был простым. Специалистам в данной сфере нужен только компьютер и Интернет. Поэтому многие компании, такие как Google, оставили сотрудников на удаленной работе до конца года. На производственный процесс это никак не повлияет.
— Общая проблема — снижение платежеспособного спроса. Если ваши клиенты — рестораны и фитнес-центры, то у них нет средств для того, чтобы заказывать новые решения. Поэтому выручка многих компаний по итогам года, конечно, упадет.
Ожидать волны закрытия стартапов не стоит. Часто стартапы существуют за счет инвестиций, и снижение рыночного спроса на них слабо влияет. Скорее можно будет наблюдать всплеск новых проектов, так как кризис, словно пожар в лесу, расчищает место для новых бизнес-моделей и проектов.
— Россияне активно пользовались сервисами доставки продуктов и доставки готовой еды. Некоторые игроки на данном рынке выросли на сотни процентов.
Также хорошо росли образовательные сервисы. Люди во время карантина стремились получить дополнительное образование или повысить квалификацию в той сфере, где они работают.
Отдельно стоит обратить внимание на рост игрового сегмента. Выручка росла у создателей казуальных игр — простых игр для широкого круга пользователей. Также выручка росла у социальных казино — игр с другими пользователями в социальных сетях, часто это покер или блек-джек, только не на реальные деньги.
— Эти меры помогут компаниям, специализирующимся на продаже ПО государству. Меры поддержки помогут расширить их рынок. Согласно текущему законодательству, государственные предприятия и госструктуры обязаны отдавать приоритет отечественному ПО уже сейчас. Озвученные Мишустиным меры помогут отрасли, однако не принципиально.
Компаний, которые создают продукты для частных лиц и коммерческого сегмента, эти меры не коснутся, так как модели продаж государству и частному сектору различаются, и они как не продавали ПО государству — так и не станут.
— Сейчас действует несколько эффективных институтов развития, таких как Фонд Бортника. Data 4 ранее получала грантовую поддержку, и мы не исключаем, что воспользуемся данной возможностью в будущем.
По собственному опыту — получить поддержку можно!
Чем более развит ваш продукт, чем больше он пользуется спросом, тем проще получить поддержку. И это справедливо, так как лучше поддерживать успешные компании.
— Основная трансформация образования идет в сторону большей самостоятельности студентов, которым разрешают выбирать способы решения поставленной задачи. Также образование начало частично переходить в дистанционный формат.
При Высшей школе экономики создан Международный научно-методический центр, в рамках работы которого мы как раз и пытаемся учесть эти тренды. Центром проводится подготовка и переподготовка преподавателей в области математики, информатики и цифровых технологий. Там созданы современные методики подготовки будущих программистов, которым мы обучаем преподавателей вузов. Образовательный процесс в конечном итоге должен быть выстроен так, чтобы студентов можно было научить учиться самостоятельно.
— У многих программистов хорошо развиты технические навыки, но менее — социальные. Режим самоизоляции усиливает эту тенденцию. Поэтому если и учить программистов чему-то новому, так это развитию навыков коммуникации.
Это хорошо, так как снижает порог входа в профессию. С дистанционным образованием любой желающий может получить доступ к материалам и методикам ведущих вузов, таких как НИУ ВШЭ. Конечно, полностью удаленный формат уступает по эффективности очному, так как образование подразумевает еще и личное общение с преподавателем и одногруппниками. Очное образование формирует культурную среду.
Однако все равно дистанционное образование — благо, которое, правда, не заменит очную форму, а дополнит ее.
Дистанционное образование для программиста возможно, многие именно так входят в профессию. Но стать сильным программистом можно, только работая в сильной команде коллег, которые передадут лучшие профессиональные практики.