Top.Mail.Ru
архив

Человек маска - Александр Мамут

Волею наших коллег-журналистов едва ли не центральной фигурой скандала вокруг Bank of New York с российской стороны стал Александр Мамут. Между тем никто в точности не может сказать, что это за человек, каким бизнесом он занимается, что, собственно, обеспечивает экономическую мощь этого "суперолигарха" - так Александра Леонидовича назвала одна из газет.

Друзья, да и люди, находящиеся с ним просто в хороших отношениях, говорить об Александре Мамуте не то чтобы отказываются, но делают это очень неохотно и неконкретно. Как будто они дали негласное обещание ничего про своего знакомого не рассказывать. Говоришь, говоришь, расспрашиваешь, но ничего запоминающегося, никаких следов. Как будто речь шла о человеке-невидимке.

В итоге наиболее содержательных эпитетов Александр Мамут удостоился от людей, находящихся с ним в, мягко говоря, нейтральных отношениях. Правда, все они пожелали (как и хорошие знакомые г-на Мамута) сохранить анонимность,.

Впрочем, так же трудно найти и открытых врагов Мамута. На днях даже заклятый оппонент Евгений Примаков пошел с ним на мировую, сняв обвинения в подкупе членов блока "Отечество", признав, что они носили "предвыборный" характер.

Все, кто хоть раз сталкивался с Александром Леонидовичем, не дадут соврать: человек он, по крайней мере при первом знакомстве, милый, общительный и приятный. Тихий, вкрадчивый, но очень четкий голос навевает образ застенчивого и даже стеснительного человека. Он может говорить обо всем и одновременно ни о чем. Поддержать беседу, скажем, о футболе на таком эмоциональном уровне, что вы будете уверены, что он заядлый болельщик. "Если захочет, он может понравиться всем. Это маска, вы можете быть ему абсолютно неинтересны, но он не позволит себе это продемонстрировать". Казалось бы, типичная характеристика законченного циника и авантюриста, этакий современный Чичиков. Но хорошо его знающие люди с таким сравнением не согласны. "Да нет, это все даже не ради корысти, это воспитание. Он парадоксально искренен в своем лицемерии. Он даже предаст тебя со священным ужасом в глазах".

Деловой биографии Александра Мамута может позавидовать любой. Его путь ничем не хуже, а, пожалуй, даже поинтереснее, чем у большинства современных русских капиталистов. Начинал он свою карьеру в конце восьмидесятых. "Все будущие звезды отечественного бизнеса познакомились довольно быстро. Мы арендовали под офис одно здание на Колхозной площади", - не без иронии вспоминает один из "арендаторов". Там можно было встретить Владимира Потанина и Михаила Прохорова, Олега Бойко, Дмитрия Зеленина. Именно с последним - а точнее, с компанией "Микродин" - начинал свой бизнес Александр Мамут. Его первые фирмы были персонифицированы и включали в себя аббревиатуру АЛМ (Александр Леонидович Мамут) - например "АЛМ-консалтинг". "Нам всем было по 26 - 27 лет. Конечно, мы все друг друга знаем. Я не работал в ОНЭКСИМе, но всегда имел возможность позвонить Володе Потанину, называл его на "ты", - рассказал Мамут в своем едва ли не единственном интервью. Впрочем, уже в 1990 году Александр Мамут вместе с другим полулегендарным персонажем Андреем Глариозовым (последний раз его имя упоминалось в связи со скандалом вокруг Уникомбанка, продажи за рубеж МиГов и бюджета Московской области - в какой-то момент Глариозова похитили неизвестные, отпустив только после каких-то переводов из управлявшегося им офф-шорного банка "Луидор", сам Глориозов после этой истории плотно лег на дно) основали не что-нибудь, а банк "Империал". Хотя расцвет этого некогда могущественного, а сейчас фактически разорившегося банка (экспортная выручка "Газпрома", первые строчки в рейтингах, знаменитые рекламные ролики) наступил уже при других людях, именно Мамут "задружил" "Империал" с "Газпромом".

После ухода из "Империала" очередным крупным "институциональным" проектом Мамута стал банк "Компания по проектному финансированию", ныне пребывающий в полумертвом состоянии. По крайней мере КОПФ уже более года занимает одно из первых мест среди российских банков по размеру отрицательного капитала (проще говоря - убытков). Симптоматично, что Александр Мамут не создал для себя какой-то серьезной структуры и, видимо, никогда к этому не стремился. "Он раньше всех понял, что в нашей стране любая большая структура обременительна и в каком-то смысле даже опасна", - заметил один из его компаньонов. Любая компания или банк рассматривается им не более чем механизм.

"Он никогда не действует в одиночку, он всегда предпочитал делать бизнес с кем-то, причем сам любит быть как бы сбоку, в стороне, - говорит о нем его старый деловой партнер. - Представьте, что вы открыли платный туалет и на правах хозяина первым пописали. А Сашка стоял рядом. Он придет к вам через месяц и попросит доход от одного писсуара: "Ну как же, я здесь был, видел, как ты тут все делал".

К возвеличиванию Мамута как "серого кремлевского кардинала" многие относятся критически. Один из его приятелей на наивный вопрос "А правда ли это?" захихикал: "Да ну, что вы…" Другой был серьезнее: "Он по сути своей человек очень частный. Я даже думаю, что ему глубоко наплевать на политику - и на Кремль, и на "семью", и на Лужкова. Все они интересны Саше только в той степени, что с их помощью можно заработать и обеспечить свой внутренний комфорт". Так что если Мамут действительно что-то там для "семьи" финансировал и покупал, то только как грамотный консультант за приличные комиссионные.

Этот вывод подтверждается приписываемым Мамуту стилем бизнеса. "Он не созидатель, он пользователь, его берут за опыт, за связи, за телефонную книжку. Приходя в какую-то структуру, он всегда предлагает вполне конкретный бизнес. Часто сложный, иногда рискованный, но всегда прибыльный". "Все эти его должности необходимы для соблюдения формальностей: для того чтобы на каком-то уровне он предлагал что-то от лица Собинбанка, надо было стать членом совета директоров".

Сочетание такой манеры бизнеса и вышеописанные личные качества, видимо, предопределили знакомство и сотрудничество Александра Мамута с человеком, которому, возможно, Мамут в какой-то степени обязан своим нынешним демоническим образом, - с Борисом Березовским. "Боре тогда надо было упорядочить свой бизнес, и по ряду сложных вопросов потребовалась очень квалифицированная юридическая помощь, - вспоминает один из коллег Бориса Абрамовича. - Александр оказался хорошим юристом, понимающим сложные финансовые вопросы".

Александр Мамут родился в 1960 году в Москве в семье юристов. Учился в одной школе с президентом Национального резервного банка Александром Лебедевым. Окончил юридический факультет МГУ, где учился вместе с нынешним главой Государственного таможенного комитета Михаилом Ваниным. Сфера профессиональных интересов - финансы, считается специалистом в области долговых операций, организации сложных зачетных схем. В настоящее время занимает пост председателя наблюдательного совета МДМ-банка.

Женат на бывшей супруге Андрея Брежнева, внука генсека КПСС. Неравнодушен к автомобилям.

Сотрудничество с Березовским действительно стало началом "широкой известности" Мамута. В 1996 году Березовский вел переговоры о покупке Промстройбанка, руководство которого уже тогда почувствовало необходимость в сильной политической крыше. Александр Мамут принимал самое активное участие в консультациях по поводу возможной сделки. Маленькая заметка об этих переговорах в газете "Сегодня" вызвала переполох в Промстройбанке и неприятно удивила Александра Мамута.

А в следующий раз имя Мамута всплыло уже в прошлом году, прежде всего в связи со скандалом вокруг BoNY. На этот раз Александр Леонидович отмалчиваться не стал и не только дал свое первое интервью, но и выступил в роли публициста в журнале "Огонек". Правда, хватило его только на две колонки, в одной из которых Мамут с сарказмом проанализировал стратегию и тактику блока "Отечество", а другую посвятил развенчанию экономических воззрений того же "Отечества" и "Яблока" в связи с рассмотрением Госдумой проекта бюджета. Хотя по воле случая г-н Мамут предстал широкой публике в СМИ, подконтрольных именно Борису Березовскому, сам он "не выносит, когда его пристегивают к Березовскому". Как бы то ни было, с подачи "Огонька" Александр Мамут фигура публичная - "известный российский предприниматель".

Сам Мамут, похоже, первым своим опытом общения со СМИ остался не очень доволен, убедившись в том, что "молчание - золото". По крайней мере он категорически отказался от интервью в связи с событиями вокруг Собинбанка и МДМ-банка, наблюдательный совет которого он возглавляет с сентября прошлого года. "В нынешней ситуации любые слова Александра Леонидовича могут негативно трактоваться", - резюмировал отказ представитель банка.

Заметим, что никаких сколько-нибудь серьезных доказательств причастности Мамута к каким-либо незаконным международным операциям не было ни полгода назад, ни появилось и сейчас. Даже недолюбливающие Мамута люди не очень верят в версию, что именно он идеолог и организатор отмыва российских денег через BONY. "Он никогда бы не подставился под официальную должность в "горящем" банке. Даже если Александр что-то такое и организовал в "Собине" и МДМ, то схема наверняка железобетонная с точки зрения закона, и к ним не подкопаешься. Осторожность - его главное качество".

Сам Александр Мамут высказался о своих деловых принципах столь глубоко, что если это и цинизм, то какой-то уж совсем заоблачный: "Я знаю, что могу, и в рамках этого предлагаю, в рамках нравственных представлений о том, что правильно, а что нет". Здесь подойдет еще одна цитата его старого знакомого: "Он крайне правильный человек во всех отношениях, и прежде всего человек дела".А поколенческое кредо Александра Мамута и вовсе делает обвинения в коррупции неуместными: "Новые социально активные поколения вообще не особенно рассчитывают на государственный бюджет как непосредственный источник их финансового благополучия".