Top.Mail.Ru
архив

Человек мобильный

За какие-то десять лет компании – производители мобильных телефонов изменили уклад жизни 20% населения Земли. Более 1 млрд человек стали пользователями совершенно новой услуги. Тысячи фирм – производителей аксессуаров, игр и программного обеспечения открыли для себя неожиданные возможности. Иными словами, мировая революция все-таки свершилась.

 

Решив разобраться, как мобильная связь изменила жизнь современного человека, один из авторов этой статьи быстро перевел теоретический вопрос в практическую плоскость: он предложил отыскать и испробовать на себе самую нестандартную услугу, предлагаемую ныне российскими сотовыми операторами. Выбор пал на игру BotFighters, своеобразный «мобильный пэйнтбол» от компании «МегаФон».

Правила игры просты. Вместо пуль здесь используются SMS-сообщения. Противники – реальные люди, абоненты той же сети. Программа, установленная в центральном офисе компании, сканирует соты и определяет, в какой точке города находятся соперники. При приближении нападающего к своему противнику он получает право на «выстрел», который «ранит» второго игрока. Тот может открыть ответный огонь, завязывается «перестрелка». Побеждает наиболее проворный или же тот, у кого лучше «вооружение». Как и в обычных компьютерных играх, амуниция и средства защиты усиливаются по мере набора баллов.

Зарегистрировавшись, корреспондент «Ко» получил от сети задание уничтожить игрока под именем «Мегастерва», находившегося в 3578 м к северу от редакции, в районе Пироговской улицы. На счету у врага уже было 15 побед. Результат довольно скромный, если учесть, что лидер игры – персонаж под вратарским псевдонимом Chelovert – одолел 591 соперника. «Мегастерва» быстро удалялась в район Крылатского (маршрут передвижения отслеживал сканер, отвечая на запросы через SMS). Преследовать ее корреспондент «Ко» не стал. За что и поплатился: в течение трех часов его неподвижный «виртуальный робот» подвергся двум атакам со стороны других участников игры. Последний обстрел оказался роковым. Игра прекратилась, но вместо Gameover на мобильный пришел вердикт: «Твоя карьера бойца закончилась».

В BotFighters в Москве и Подмосковье играют уже около 10 000 человек. Эта цифра сама по себе характеризует степень помешательства на мобильной связи. Но наличие сотового телефона меняет жизнь даже тех, кто никогда не слышал ни об SMS, ни тем более о мобильных играх. 15 лет назад никто и представить не мог, что человека могут мучить вопросы: «Выключать телефон в отпуске или нет?», «Подходить (какой анахронизм!) ли к телефону в туалете?» и, наконец, «Что подумает жена, если ей не удастся дозвониться в обеденный перерыв?» Сотовая связь уже заставила 1 млрд жителей Земли отказаться от поведенческих стереотипов «домобильного» времени. Телекоммуникационные компании утверждают, что перемены в привычках людей – только цветочки, ягодки еще впереди.

 

Нас – миллиард

Число пользователей мобильной связи в России в течение пяти лет удвоится и составит в 2008 году 60 млн человек. Такой прогноз сделал генеральный директор Nokia Йорма Оллила. Глава крупнейшего в мире производителя мобильных телефонов на исходе лета прибыл в Москву, чтобы объявить о приоритетах Nokia на мировом рынке. Из его выступления можно было сделать вывод, что главную задачу финская компания видит в том, чтобы к 2008 году приобщить к сотовой связи не менее 1 млрд новых пользователей. Добрать этот миллиард Nokia собирается за счет Китая, Индии, России и стран Латинской Америки, где проникновение современных средств связи в массы пока отстает от уровня развитых государств.

Обогатившиеся миллиардом новых абонентов мобильные телекоммуникации будут мало похожи на сотовую связь в ее нынешнем виде. В ближайшие годы, по прогнозам Nokia, телефон вытеснит из быта людей другие электронные приборы – такие, как калькуляторы, цифровые фотоаппараты, плейеры, портативные радиоприемники, часы и т.д. Кроме того, мобильная телефония начнет атаку на фиксированную связь. «Мы ожидаем, что для все большего числа людей, – пророчествовал Йорма Оллила, – мобильный телефон станет первым и единственным телефоном. И в течение нескольких лет появится множество пользователей мобильной связи, которые никогда не видели стационарного телефона».

Однажды наполеоновские планы сотовых компаний уже откладывались. На стыке тысячелетий производители телефонов и операторы наперебой кричали о скором пришествии мобильной связи третьего поколения (3G), которая изменит уклад жизни человечества. Но, раскупив дорогущие 3G-лицензии – в одной только Германии шесть лицензий ушли за $45,5 млрд, – операторы попали впросак: на западном телекоммуникационном рынке начался кризис, рост отрасли остановился, в Европе в 2002 году объем продаж вырос на микроскопические 0,2%, в США и вовсе снизился на 2,7% (данные исследовательских агентств EITO, IDC). Hutchison Whampoa запустила сеть 3G в Италии и Великобритании, остальные операторы сменили тактику и решили выжать все возможное из сотовой связи второго поколения. На практике это означает, что операторы начнут с новой силой продвигать неголосовые сервисы и что телефон, изначально предназначенный для разговоров, будет все чаще использоваться для передачи данных, музыки, изображений, видео.

Операторы и производители утверждают, что при помощи мультимедийных сервисов MMS они легко подготовят пользователя к невиданным возможностям 3G. Просвещение абонентов дело нелегкое, но перспективное. «Пять лет назад люди утверждали, что отправка SMS – тупое занятие: нужно пять раз нажать на кнопку, чтобы отправить одну букву, а ныне сервис SMS стал массовым», – говорит генеральный директор Alcatel по России Йохан Вандерплаце. В Nokia, в свою очередь, посчитали, что в 2002 году в мире было отправлено 300 млрд сообщений SMS, в 2003-м эта цифра увеличится на 50%. Такая динамика позволяет телекоммуникационным компаниям надеяться, что человечество и дальше будет восприимчивым к новизне, что высокотехнологичные сервисы найдут своего потребителя и что запланированная революция в укладе жизни землян состоится в ближайшие годы. Изменений следует ждать по двум направлениям: первое связано с профессиональной деятельностью абонентов, а второе – с их свободным временем.

 

Вдогонку за Италией

По мнению исполнительного вице-президента подразделения глобального маркетинга Samsung Electronics Эрика Кима, развлекательные функции являются важнейшим фактором, влияющим на успешность продаж телефонов. Именно поэтому корейская компания одной из первых стала поддерживать в своих телефонах такие функции, как MMS, встраивать в аппараты фотокамеры и диктофоны. «Чтобы понять, насколько быстро развивается ситуация, достаточно вспомнить, что в Корее уже сейчас 40% оборота всего мобильного рынка делают поставщики контента: мелодий, игр для мобильных телефонов, картинок и анимированных заставок, – рассказывает Эрик Ким. – Европа и США пока отстают от азиатских стран, но рано или поздно этот бум придет и туда».

У Samsung уже разработано более 50 новых моделей сотовых телефонов, но решение о запуске каждой из них на том или ином рынке принимается после всесторонней оценки. В России сложилась «предреволюционная ситуация» в потреблении новых услуг, но критический момент еще не наступил. Компания выжидает, когда спрос на ее смартфоны станет массовым. «Мы готовы к запуску, но стараемся не опережать время», – поясняет Ким.

В зависимости от национальных традиций доля неголосовых сообщений в общем объеме трафика весьма различается. По данным международной ассоциации GSM, японский филиал компании Vodafone в 2002 году получил, например, 15,1% доходов от неголосовых услуг, германский – 14,4%, английский – 11,8%, а итальянский – 8,7%.

В России на этот сегмент приходится от 5% до 7% дохода операторов, однако наши сограждане быстро догоняют более общительных европейцев и японцев. Абоненты МТС во втором квартале этого года отправили друг другу на 17% больше сообщений, чем в первом. Только в июле они написали 71 млн SMS. За июль – август выручка МТС от пересылки «электронных записок» составила чуть более $20 млн. Всего же, по словам директора по развитию новых продуктов МТС Михаила Ханова, в Москве неголосовые услуги приносят компании около 7 – 8% доходов. Он уверен, что через пять лет их доля вырастет до 35%.

Оптимизм Ханова разделяет директор по продуктам компании «Вымпелком» Виктор Маркелов: «В 2002 году доля доходов от дополнительных услуг не превышала 7% от общей выручки, ныне она составляет более 10%. С учетом появления новых видов услуг мы планируем рост этих доходов в течение года по крайней мере вдвое».

Руководитель департамента развития технологий и новых услуг сети «МегаФон» Георгий Замышляев более сдержан в прогнозах. По его мнению, неголосовые услуги перерастут в самостоятельное направление бизнеса лишь после того, как займут более 10–12% в общем объеме доходов. Пока же, распределяя материальные и человеческие ресурсы, компании в первую очередь уделяют внимание развитию обычной телефонии.

Серьезную конкуренцию GSM-операторам составят компании, продвигающие стандарт CDMA-2000, который уже сейчас обеспечивает скорость соединения до 153 кбит/с, что превышает скоростьсоединения с Интернетом через модем. По словам вице-президента представительства HuaweiTechnologies в странах СНГ и Восточной Европы Виктора Сюя, этого достаточно, чтобы вести беспроводную видеотрансляцию новостей. В Южной Корее к сети CDMA-2000 за короткое время подключилось 13 млн абонентов, а в Китае – 14 млн, утверждает Сюй. Он считает, что одним из факторов, тормозящих развитие этих сервисов в России, является недостаток телефонов, обеспечивающих мультимедийную связь. HuaweiTechnologies уже осенью начнет поставлять свои аппараты абонентам компании «Сотовая связь Башкортостана».

Скептически настроенные эксперты подчеркивают, что не стоит ожидать скорого бума на рынке неголосовых услуг. «Забегать вперед рынка – очень рискованное занятие, – говорит начальник отдела компании «Система Телеком» Владимир Кириллов. – Средства, вложенные европейскими операторами в покупку лицензий сотовой связи третьего поколения, фактически пропали без возврата. Но в 2000 году европейские операторы вынуждены были рисковать и тратить деньги на лицензии, поскольку рынок голосовых услуг уже был насыщен. У наших же операторов еще есть фора в два-три года, и совершать маркетинговые подвиги они пока не рвутся».

По словам Кириллова, 64% абонентов японского оператора NTT DoCoMo, предоставляющего услуги связи третьего поколения, прежде всего интересуются развлечениями. Для сравнения: оперативной информацией интересуется 21%, бронированием билетов, услугами транспорта, контролем над банковским счетом – 9%, а мобильным доступом к базам данных – 6% абонентов этого оператора.

 

На службе у бизнеса

Nokia предлагает около 40 инструментов для тех, кто использует мобильный телефон не для развлечения, а для бизнеса. Это программные продукты, записанные в память телефона: словари, органайзеры, конверторы валют и другие приложения (см. таблицу «Бизнес-приложения, предлагаемые Nokia»). Справедливости ради надо сказать, что ни в мире, ни в России подобным программам для мобильного телефона пока не удалось выбиться в хиты продаж. Тем не менее бизнес-сообщество пытается использовать неголосовые сервисы в своей работе. Вот что, например, рассказали о роли мобильной связи в бизнесе менеджеры российских компаний.

Для директора по развитию бизнеса компании «Открытые технологии» Этери Хетеевой (компания занимается системной интеграцией) мобильный телефон означает возможность всегда держать ситуацию «под контролем». «Для меня важна доступность электронной почты, если я нахожусь вне офиса или в выходные за городом, – объясняет она. – Мне очень удобно пользоваться голосовой и SMS-почтой. Если я за границей, вне зоны действия сети, то голосовые и письменные сообщения накапливаются в почтовом ящике. Их всегда можно просмотреть, прослушать и оперативно среагировать».

Коммерческий директор компании «Мултон» (производитель соков «Добрый» и Rich) Наталья Сахнина имеет два мобильных телефона. Один – для Москвы, второй – для командировок в Екатеринбург. У нее нет времени на развлекательные программки, но она активно пользуется информационными и сервисными услугами своего оператора. По словам Сахниной, телефон – это универсальный инструмент для делового общения. Синхронизировав его с персональным компьютером, она использует телефон как записную книжку, в которую вносится расписание рабочего дня.

Вице-президенту Росгосстраха Алексею Телятникову даже пришлось перешивать программу телефона, чтобы тот мог подключаться к корпоративной системе документооборота, построенной на программе LotusNotes.

Директор сети ресторанов «Тинькофф» Алексей Яценко старается приучить себя использовать телефон для планирования: «По-моему, это очень полезное устройство, оно дисциплинирует». Яценко относит себя к числу «продвинутых пользователей». Он как должное воспринимает мобильный банкинг: возможность управления своим банковским счетом, в том числе перевод денежных средств. На мобильный телефон кроме общей информации он получает и сведения о том, что происходит сейчас с компанией – например, сводку о количестве сданной стеклотары. Подобная услуга – доступ к корпоративным базам данных – быстро демократизируется. Курьерам российского отделения службы рассылки DHL таким образом доставляется информация о текущих заданиях.

Главному эксперту Центра экономического анализа агентства «Интерфакс» Михаилу Матовникову на мобильный телефон приходят данные об основных событиях в финансовом мире и о котировках акций.

Генеральному директору компании «Базовый Элемент» Игорю Смолькину бизнес-приложения для телефона не нужны: «Мне удобнее получать новости из газет, а деловую информацию – от своих помощников. А вот с ними я всегда могу связаться по мобильному телефону. Думаю, что активно пользоваться мобильными сервисами могут себе позволить только те, у кого много свободного времени. Или это превращается в хобби».

Примерно такую же позицию занимает и генеральный директор компании JFC, крупнейшего импортера фруктов, Андрей Афанасьев. «Да, я получаю необходимые мне корпоративные отчеты для оперативной работы. Но в целом я думаю, что все существующие «навороты» ведут к снижению надежности мобильных телефонов. Это больше игрушки, чем серьезные технические средства», – говорит Афанасьев.

В BankofIreland с Андреем Афанасьевым не согласились бы. Этот банк предлагает клиентам выбрать для проведения операций любой подходящий им способ связи – электронную почту, мобильный Интернет, SMS.

Но это в Ирландии. В России же, по словам директора департамента розничного бизнеса Транскредитбанка Андрея Купцова, главное препятствие, тормозящее дальнейшее развитие мобильного банкинга, – проблема идентификация клиента. «Где уверенность, что лицо, отдающее указания по телефону, действительно владелец счета? – задается вопросом Купцов. – Не откажется ли потом клиент от своего распоряжения, если, например, после проведения конвертации курс изменится не в его пользу?»

Технологические решения подобных проблем стоят очень дорого. Их суть – в использовании защищенных соединений, применении криптографии. Например, используя SIM-карту, клиент может подтверждать каждую операцию своим личным кодом (по аналогии с использованием ПИН-кода владельцем пластиковой карты). В середине 1990-х годов сотовые операторы тоже сталкивались с неприятной проблемой взлома кодов и появления двойников, число которых доходило до 10% от общего количества абонентов. Только после приобретения компаниями современных технологий идентификации по пиратству был нанесен удар.

Начальник управления розничных банковских продуктов МДМ-банка Андрей Звездочкин полагает, что мобильный банкинг находится в стадии формирования, и ситуация в ближайшие годы не изменится. Впрочем, считает он, такой сервис, как предоставление сведений об остатке на счете может быть очень востребован. Например, если клиент расходует больше средств, чем было на карте, в его интересах пораньше узнать о грозящих ему штрафах.

 

Новые игры

Покуда банкиры рассуждают о возможностях мобильного банкинга, российские операторы выбрасывают на рынок все новые развлекательные продукты. В декабре прошлого года оператор «МегаФон» запустил игру BotFighters, о которой было рассказано в начале статьи.

Игру разработали в Швеции, чтобы создать дополнительный стимул для отправки SMS. «МегаФон» лишь приобрел лицензию. Но за полгода существования проекта количество российских игроков превысило число поклонников этой забавы на ее родине. И это при том, что игра отнюдь не бесплатная: стоимость одного SMS-сообщения (оно же – «выстрел») в сети «МегаФон» составляет $0,01. Привлекая абонентов, оператор предлагает им и другие игры, а также несколько развлекательных каналов, включая канал «Клубничка» (подписчикам рассылаются эротические картинки).

По словам Виктора Маркелова из «Вымпелкома», в России уже не за горами бум мобильных игр, написанных на языке программирования Java. Столь же перспективными Маркелов считает разнообразные сервисы, основанные на определении местоположения абонента. «Европейские пользователи, например, уже не удивляются, получая на свой телефон так называемый мобильный купон в формате SMS, дающий скидку на коктейль в баре, мимо которого абонент проходит в данный момент, – говорит Маркелов. – Мы следим за развитием этой услуги у европейских операторов. Как только наш рынок будет готов к подобным предложениям, мы с радостью предложим их».

Компания МТС избрала несколько иной путь для популяризации новых услуг. Ее абоненты могут голосовать на SMS-Чарте развлекательного канала MTV за понравившиеся видеоклипы, а также на телеигре «Фабрика звезд» за участвующих в ней артистов. Поклонники викторины «Что? Где? Когда?» могут высылать свои варианты ответов во время эфира передачи. Наиболее эрудированные и упорные абоненты МТС составят команду, которая примет участие в телепрограмме в конце года.

 

Во что превратится мой телефон?

Расширяя виртуальный мир, доступ к которому дает мобильный телефон, операторы связи поддерживают контент-провайдеров – независимых поставщиков программ, игр и услуг. Три года назад, когда сотовые компании ввели услугу доступа в Интернет с помощью протокола WAP, количество зарегистрировавшихся в нем пользователей превышало 10% от всей абонентской базы. Однако, попробовав несколько раз «мобильный Интернет», большинство испытателей от него отказались. Во-первых, смотреть в Сети было особенно нечего, а во-вторых, скорость передачи данных была маловата. Операторы учли старые ошибки и теперь стремятся выстраивать долгосрочные отношения с компаниями – владельцами информации, стимулируя их деньгами. «МегаФон» делит доход с контент-провайдерами пополам, а МТС отдает им от 30% до 70% дохода с каждой купленной услуги.

Производители трубок, в свою очередь, пытаются разрушить стереотип о телефоне как исключительно утилитарной вещи. На прошлой неделе состоялся своеобразный парад производителей. Новые трубки и услуги представили SonyEricsson, Alcatel, Motorola, Sаmsung, Huawei. Все они стремятся угодить покупателю в его стремлении к самовыражению.

Alcatel продвигает новые мультимедийные аппараты под девизом «Палитра эмоций». Предполагается, что покупатели будут интересоваться не только техническими характеристиками аппаратов, но и тем, насколько стиль телефона совпадает с их собственным.

Motorola подписала контракт с MTV. По материалам популярной программы MTVMash будет создано десять микросайтов. Здесь разместятся видеоклипы, мелодии звонков, портреты исполнителей, которые можно будет скачивать на свои мобильные телефоны.

Компания Huawei выпустила на российский рынок двухдиапазонные мобильные терминалы с цветными экранами и встроенной фотокамерой, способные работать как в сетях GSM, так и в CDMA-2000.

Все эти новинки еще дальше затягивают пользователей в мир мобильной связи. И заставляют задаваться новыми вопросами. «Я люблю устанавливать зажигательные мелодии звонков, обожаю игры, хожу в SMS-чат, – рассказывает Алексей Яценко из компании «Тинькофф». – Чем дальше, тем интереснее, во что же превратится мобильный телефон?»

Еще по теме