Человек, нарисовавший метро
Артемий Лебедев возвращает звезду в логотип Москвы! Артемий Лебедев взял миллионы, чтобы нарисовать букву «М» для метро! Артемий Лебедев спроектировал канализационный люк с изображением Георгия Победоносца! Это лишь небольшое число свежих слухов и новостей, сопровождающих деятельность самого известного дизайнера России Артемия Лебедева и его студии. С некоторого момента любимый дизайнер столичного правительства, работавший для Большого театра, создавший известный всей стране облик головной страницы «Яндекса», вызывает странное раздражение у многих. Его жизнь сопровождают скандалы и суды, и все они превращаются для Лебедева в рекламу.
И это все о нем
Гуру отечественного дизайна и звезда Рунета, интернет-провокатор и блогер-хулиган, сын писательницы Татьяны Толстой. Все это об Артемии Лебедеве, основателе одной из первых студий веб-дизайна в России и авторе популярнейшего интернет-дневника в «Живом журнале».
Большую часть сознательной жизни Лебедев занимается дизайном. Бытует мнение, что первый логотип он придумал, будучи еще первоклашкой, и составил его из первых букв имен своих друзей. Первым серьезным опусом стала иллюстрация к собственной же статье о новой милицейской форме в конце 1980-х. С помощью компьютера, обладание которым в те времена уже само по себе балансировало на грани фантастики, он, не особо церемонясь, приодел статую Давида в кирзовые сапоги и фуражку.
За 25 лет в профессии Лебедев успел наладить выпуск полезных мелочей для обустройства быта и рабочего пространства, обзавестись сетью собственных кафе, написать книгу о дизайне «Ководство» и издать ее, разработать несколько новых шрифтов и даже поруководить разработкой дизайна городской среды целого областного центра – Перми.
О Лебедеве знают как о заядлом путешественнике, об организаторе нескольких автомобильных и судоходных экспедиций по России и всему миру (в начале октября стартовала очередная экспедиция, на этот раз в Китай), об увлеченном фотоохотнике (отчеты о путешествиях неизменно появляются в его ЖЖ).
Про него ставят спектакли, рисуют комиксы, а его слова нередко разбирают на цитаты.
И конечно, к своим 39 годам Артемий Лебедев успел не только стать арт-директором студии имени себя, но и вывести ее в лидеры рынка российского графического и веб-дизайна.
Секрет фирмы
Студия является наиболее удачным и заметным проектом именитого дизайнера. В 2015 г. ей исполнится двадцать лет. Работать здесь мечтает чуть ли не каждый первый начинающий дизайнер, а от клиентов, судя по внушительному списку реализованных проектов, нет отбоя.
Начиналось все, впрочем, довольно безобидно. В 1992 г. вместе с партнером Артемий Лебедев стал основателем студии дизайна «А-квадрат». В следующем году он, работая еще и художником в студии «Макцентр», создал уже собственную контору по издательству книг и журналов «Артографика».
Надо было как-то зарабатывать. К этому времени Артемий успел пожить в Америке (в Университете Балтимора преподавала русскую литературу его мама, Татьяна Толстая), сказать ей «гудбай» и вернуться в гордом одиночестве на родину.
Заработать, как ни странно, удалось. Из Америки он увез навыки работы с компьютером, очевидно, пригодившиеся ему в работе, а несколько лет спустя, навещая младшего брата в Университете Принстона, Артемий впервые полноценно познакомился с Интернетом, а заодно получил возможность поймать удачу за хвост и профессионально занялся веб-дизайном.
«Думаю, у Артемия очень неординарное мышление, это позволяет ему на многие вещи смотреть иначе, чем это делает большинство людей, – рассуждает креативный директор Redmadrobot Максим Десятых. – В итоге ему удается находить те самые решения, которые очень нужны рынку на данный момент. Способность к критическому мышлению позволяет ему все время оставаться в авангарде».
Так в 1995 г. появилась первая студия веб-дизайна в России, выросшая в итоге в Студию имени Артемия Лебедева. Тогда она называлась в фирменном стиле основателя, просто и лаконично – WebDesign. Начавшись с одного сотрудника в лице самого Лебедева, студия разрослась до 300 человек, обзавелась филиалами в Киеве и Нью-Йорке, а также собственной сетью магазинов.
«У Лебедева талант менеджера и стратега, – уверен доцент кафедры интегрированных коммуникаций Высшей школы экономики, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин. – В 1990-е он один из первых занялся веб-дизайном как направлением абсолютно новым, занял эту нишу и смог развиваться дальше».
Именно этим объясняется мультиспециализация его студии. К веб-дизайну, с которого Лебедев начинал свое дело в России, прибавились дизайн графический, корпоративная айдентика, затем промышленный дизайн и книгоиздание. Не охваченным, впрочем, сегодня остается область разработки мобильных приложений, развивающаяся в РФ весьма динамично.
«К качеству проектов и изделий студии можно относиться по-разному, но нельзя не отметить, что она не боится влезать в новые области, в том числе и в те, что на данный момент считаются уже занятыми, – говорит Павел Родькин. – Интересно было бы проследить, какое новое направление Лебедев начнет осваивать следующим. Талант стратегического развития – это его сильная сторона, безусловно».
Список Лебедева
«Для меня основной критерий качества работы студии – это количество проектов, которые реализованы в жизни. Работы Студии Лебедева я вижу постоянно, и по всей России», – отмечает графический дизайнер, основатель студии GolovachDesign Евгений Головач. Похоже, заслуги Лебедева готовы признать даже конкуренты.
Перечень заказчиков компании действительно впечатляет. В нем значатся: «Газпром», Альфа-банк, банк «Русский стандарт», «Вымпелком» с «Билайном», Большой театр и даже московское правительство.
Миллионы пользователей Интернета начинают серфинг в Сети со страницы, созданной лебедевскими дизайнерами: студии принадлежит оформление поисковика «Яндекс», на протяжении многих лет пользующегося неизменной популярностью в русскоязычном веб-сегменте. Не один час проводят ежедневно бок о бок с творением студии жители и гости российской столицы: напольная навигация, появившаяся пару месяцев назад в московской подземке, а также обновленные схемы линий Московского метрополитена тоже числятся в активе студии.
Поклонники японской кухни знакомы со студией по обновленному логотипу ресторана «Якитория», путешественники – по схемам международного аэропорта Шереметьево, а любители шопинга – по интернет-сайту шопинг-центра «Мега». Дополнять этот список можно очень долго.
Дорого и долго
Проекты компании стоят дорого. Про заоблачные цены, к которым заказчик должен быть готов при работе со студией, не ходят разве что легенды. Сам основатель студии такого подхода к организации бизнеса не скрывает, и то, что за произведенный его детищем продукт придется хорошо заплатить, стало чуть ли не официальным девизом. Платят здесь, кстати, не за скорость: решаясь на сотрудничество с компанией, придется запастить терпением.
«Студия Лебедева выдает стабильно хороший результат. А стабильность – это как раз то, в чем заинтересованы корпоративные заказчики. Крупный бизнес хочет быть уверен, что при выборе поставщика услуг будет как можно меньше рисков. В случае со студией Лебедева они могут быть уверены, что работу они получат, она будет стабильно хорошего качества. Просто будет стоить дорого», – говорит Максим Десятых.
«Одно дело – работать с «Газпромом», а другое – с неизвестным ООО, – поясняет Павел Родькин. – Нематериальные активы тоже капитализируются, и тут нет отличия бренда студии от бренда Nike или Coca-Cola. Это случай, когда товар продается по цене, которая гораздо выше себестоимости вследствие бренда. Странно не пользоваться брендом, если он существует».
Стоимость работ студии и впрямь бывает довольно внушительной. Официальные расценки не являются публичными, однако бывшие клиенты рассказывают, что в 6 млн руб., к примеру, студия оценила работу над сайтом Москомархитектуры (проект не состоялся: на его реализацию не нашлось средств).
Впрочем, с московскими властями связаны и куда более денежные проекты студии. Так, разработка и изготовление напольной навигации на 49 станциях столичного метрополитена стоила, согласно официальным данным на сайте госзакупок, почти 118 млн руб. (впрочем, студия брала на себя лишь стадию разработки).
Еще дороже – в 232 млн руб. – обошелся столице имидж общественного транспорта, включая обновление логотипа Московского метрополитена – красной буквы «М». Настолько, что к тратам на услуги студии призвали присмотреться Генпрокуратуру: инициатором выступил депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил Сердюк. Впрочем, скандал быстро замяли: руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов заявил, что логотип был передан городу за символическую плату в один рубль.
«Многие критерии ценообразования в публичном пространстве попросту неясны, – рассуждает Павел Родькин. – Это то же самое, когда возникают скандалы вокруг какого-нибудь логотипа за $100 000 или с «Черным квадратом» Малевича. Люди говорят: почему так дорого? Я сам так нарисую! Но не упоминается, что за логотипом стоит серьезная интеллектуальная работа».
«Это нормальное ценообразование для студии топ-класса, – добавляет основатель SmirnovDesign Сергей Смирнов. – Как разрабатывается логотип? Это большая система айдентики, на многостраничных презентациях прорабатываются самые мелкие детали, проводятся исследования, и все это заканчивается одним логотипом».
Ну а сам Артемий Лебедев в 2008 г. сказал просто: «Цены берем с потолка».
Финансовые показатели студии не раскрываются, но в 2011 г. блогер dimaswami попытался оценить их по косвенным признакам и получил сумму примерно в $16 млн. В 2012 г. дизайнер Анатолий Попель подсчитал, что за пятнадцать лет существования Студия Артемия Лебедева выполнила около 2100 проектов, причем со второй половины «нулевых» она вышла на производительность до 200 работ в год.
У всех на устах
Широкую известность студия получила благодаря популярности своего основателя в Интернете. Пользователям блогосферы, далеким от профессионального дизайна и сталкивающимся с творчеством студии лишь в быту, Артемий Лебедев известен как Тема и обладатель одного из самых популярных дневников в «Живом журнале». Практически любая запись немедленно аккумулирует сотни комментариев, а по посещаемости дневник регулярно оказывается в первой тройке рейтинга русскоязычного ЖЖ.
Интерес у интернет-публики Лебедев завоевал в том числе и откровенной скандальностью. Ходят слухи, что он чуть ли не поспорил с Рустемом Адагамовым, еще одним популярным блогером, чей онлайн-дневник быстрее окажется в топе ЖЖ. А в споре, как и на войне, все средства хороши.
В результате в своем интернет-дневнике автор регулярно ставил под сомнение существование СПИДа, высмеивал сбор денег на лечение больных детей, именовал празднование Дня Победы ритуалом и культом, а также публично заявлял о неверии в Бога. Последнее в совокупности с конкурсом «фотожаб» (карикатур) «Пририсуй патриарху усы» вызвало мощную волну возмущения у православных активистов, пытавшихся засудить Лебедева за оскорбление чувств верующих. Большее негодование вызывал разве что конкурс фотографий по пятницам: за него интернет-дневник периодически блокировали по обвинению в порнографии.
Дневник нередко выступал своеобразным инструментом для публичного сведения счетов. Персонального конкурса «фотожаб» удостоилась компания «Аэрофлот», продавшая Лебедеву в 2010 г. билет за 90 000 руб. после окончания регистрации, которым он в итоге не смог воспользоваться. Конкурс, кстати, окончился для Лебедева вполне реальным судом. Также на страницах ЖЖ в подробностях смаковались разбирательства вокруг лебедевского джипа Land Rover (или «Кукусика», как его именовал автор). Автомобиль сломался во время одной из экспедиций Лебедева по России, а ремонт затянулся на критический долгий, с точки зрения владельца, срок.
Почти вендетту организовал в своем ЖЖ Лебедев и против партии «Справедливая Россия», которой регулярно доставалось по поводу и без. Поводом стали обвинения со стороны эсеров в том, что Лебедев активно использует в дневнике ненормативную лексику.
Вместе с тем, фотоконкурсы на грани фола, посты, обильно сдобренные обсценной лексикой, провокационные опросы удачно дополняются рассказами о путешествиях автора дневника, профессиональными советами и консультациями начинающим дизайнерам, что позволяет сохранять длительный интерес к дневнику, а самому Лебедеву неизменно добавляет популярности, пусть и скандальной.
«Имя Лебедева стало в массовом сознании именем нарицательным как в хорошем, так и в плохом смысле, самодостаточным скандальным явлением, – отмечает Павел Родькин. – Следует разделять публичный уровень, эпатаж, скандальность и характер ведения дел с клиентами. Потому что, скорее всего, Лебедев с клиентами совсем другой. Эпатажность выполняет роль внешнего раздражителя, держит персону и студию на слуху».
Под копирку
Впрочем, скандалов дизайн-студии хватает. В адрес компании нередко звучат обвинения в творческом заимствовании. Проще говоря, в плагиате. Развитие Интернета сыграло с дизайнером злую шутку: отыскать предполагаемый первоисточник очередного творческого опуса зачастую не составляет особого труда.
В результате в разработанном для «Якитории» логотипе дотошные наблюдатели усмотрели сходство с эмблемой японского ресторана Finger’s, в логотипе Ярославля – мотивы с этикетки сиропа от кашля Solphyllex, шапка «Газеты.Ру» напомнила многим The Guardian, а фирменный стиль Парка Горького – оформление национальных парков в Нью-Йорке. Немало вопросов вызвал логотип Перми в виде красной буквы «П», которая практически повторяла логотип культурного фонда Мехико.
«Аналогии можно найти всегда, – говорит Сергей Смирнов. – Сам Артемий когда-то давно любил этим заняться, искать и сравнивать похожие работы. Если они и встречаются, просто существуют какие-то общие тренды, когда все работают в одном русле. Когда речь идет не об арт-объекте, а о коммерческом заказе, очень важно соблюдать баланс новизны и существующих трендов. Переклички могут быть, но плагиата я не видел».
Дабы избежать возможных последствий, администрация московского парка даже решилась на экспертизу, которая, впрочем, не подтвердила заимствований. «Газета.Ру» от использования похожих элементов в оформлении отказалась.
Одним из последних проектов студии, вызвавших шквал критики в свой адрес, стал логотип Москвы, выполненный в форме красной пятиконечной звезды. Сходство отыскали с символом американской торговой сети Macy’s или пивом Heineken. Московское правительство в итоге заявило, что не имеет отношения к проекту студии и что разработка логотипа столицы была лишь частной инициативой дизайнера. Кроме того, сам Лебедев уже признавал факт плагиата сотрудниками своей студии. Одним из прецедентов стал логотип для проекта Workplace Евгения Волка. По словам Лебедева, дизайнер студии, работавший над логотипом, был уволен. Творческое заимствование обошлось заказчику в $20 000.
Впрочем, на числе и статусе заказчиков студии это никак не отражается, что лишний раз подтверждает слова о том, что плохой рекламы не бывает. В бизнесе, где объективного подхода к ценообразованию не существует, цена не связана с издержками, а «плохая» репутация далеко не всегда является плохой для бизнеса, скандалы лишь «ткут» полотно биографии Артемия Лебедева.