Человек, похожий на…

07.07.200300:00

Практика использования царствующими особами двойников известна с незапамятных времен. По легенде в ХХ веке двойники были у Сталина, Гитлера и Ким Ир Сена. Возможно, голосом Саддама Хусейна с экрана иракского ТВ говорили двойники. Возможно также, что человечество никогда не узнает истину о Саддаме, как до сих пор не разгадало тайну смерти Наполеона.

 

В Вашингтоне уверены, что Саддам Хусейн жив, и поэтому продолжают операцию по поиску бывшего иракского диктатора и его ближайших сподвижников, сообщило на днях агентство Reuters. Однако шансов на успех в поимке Саддама у американцев еще меньше, чем шансов обнаружить иракское оружие массового поражения. 

Саддам, возможно, закончил свой земной путь задолго до американского вторжения в Ирак. Один из иракских шиитских оппозиционеров, врач Муслим аль-Асади, скрывавшийся от иракских спецслужб в Иране, говорит, что Саддам умер в 1999 году и что выступления диктатора по телевидению после бомбардировок Ирака представляли собой всего-навсего «шоу двойников». 

Муслим аль-Асади считает, что с 1999 года власть в Ираке реально принадлежала сыну Саддама Кусею. О том, что на телевизионном экране иракскому народу морочат голову двойники, знали только брат Кусея Удей, первая жена Саддама, вице-премьер Тарик Азиз и глава президентской администрации Мухаммед ат-Тикрити. Эта группа, по версии аль-Асади, поддерживала виртуальный образ Саддама и извлекала из этого вполне ощутимые материальные выгоды. 

Внимательный наблюдатель, полагает Муслим аль-Асади, не мог не заметить, что Саддам на экране все время был «разным». Изменчивость телевизионного облика вождя оппозиционер объясняет тем, что у двойников различаются очертания черепа, форма ушных раковин, состояние прикуса. Аль-Асади говорит, что знает имена «фальшивых Саддамов». 

Прав иракский оппозиционер или нет, возможно, никто никогда не узнает. В истории есть примеры, когда обстоятельства смерти диктатора остаются невыясненными на протяжении столетий. Над загадкой смерти Наполеона человечество бьется уже почти двести лет. 

Феликс, отец Илларион и другие 

Есть как минимум три легенды, говорящих о том, что Наполеон бежал с острова Святой Елены и закончил свои дни в Европе.

Одно из преданий рассказывает, что 7 августа 1815 года, когда корабль, увозивший Наполеона к месту ссылки, должен был пересекать экватор, в одной из деревушек французских Альп появился весьма странный человек. Жители деревни, видевшие Наполеона в годы его славы, признали в нем своего императора, однако он представился Феликсом. Королевские жандармы сразу бросились по его следам, арестовали и поместили в тюрьму Вьенн-ан-Дофинэ. На этом следы Наполеона-Феликса теряются, так как никаких документов, связанных с арестом, найдено не было.

Другое предание основано на показаниях, данных в 1822 году Арманом Маркизэ, секретарем префектуры города Манд. Он рассказывал, что узнал о проживании в окрестностях города некоего священника, которого звали отец Илларион. Население окружающих деревень почему-то преклонялось перед этим священником и произносило его имя с величайшим страхом. Заинтригованный Маркизэ начал наводить справки и вскоре узнал, что таинственный священник появился неизвестно откуда и купил себе полуразрушенный замок недалеко от города. Жители деревень шептались о том, что священник – это их бывший император. Маркизэ в сопровождении префекта и капитана жандармерии отправился убедиться или разувериться в этом лично. Отец Илларион встретил их на дороге во главе конного эскорта людей в таких же, как и у него, монашеских сутанах. Все они на удивление хорошо держались в седле. Но еще больше Маркизэ был изумлен потрясающим внешним сходством отца Иллариона с Наполеоном.

Третье предание гласит, что 5 мая 1821 года на острове Святой Елены умер не Наполеон, а капрал наполеоновской армии Робо, удивительно похожий на Наполеона. Сам же император остаток жизни провел в Италии. 

«Мы все глядим в Наполеоны…» 

Достоверно известно, что с самого начала своего правления Наполеон отдал приказ искать своих двойников по всей Европе. В результате разыскали четверых. Впоследствии их судьба сложилась по-разному: один упал с лошади и стал калекой, второй оказался слабоумным, третий был убит при невыясненных обстоятельствах. Судьба четвертого – Франсуа-Эжена Робо наиболее интересна.

После поражения под Ватерлоо Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров Святой Елены. Ставший никому не нужным капрал Робо вернулся в свою деревню Балейкур. Провинциальная жизнь текла вяло и однообразно. Но вдруг в 1818 году к дому в Балейкуре подъехала роскошная карета. Кто находился в карете за задернутым занавеской окном – неизвестно. Карета простояла у дома не меньше двух часов. Хозяин дома потом рассказывал соседям, что приезжавший к нему человек сначала хотел купить у него кроликов, потом долго уговаривал его поохотиться вместе, но он якобы не согласился. Через несколько дней Робо исчез из деревни вместе со своей сестрой.

Власти спохватились и принялись разыскивать бывшего двойника императора. В конце концов они нашли только его сестру, которая жила в городе Нант, причем в непонятно откуда взявшейся роскоши. Она заявила, будто деньги дал ей брат, который отправился в далекую поездку, куда именно, она не знает: «Нанялся в матросы и ушел в море, плавает где-то». Робо так нигде больше и не объявился. 

Бестолковый купец 

Вскоре после исчезновения Робо в итальянском городе Верона было замечено появление некоего француза Ревара, открывшего вместе со своим компаньоном небольшой магазин. Именно благодаря этому компаньону, купцу Петруччи, о господине Реваре в памяти потомков остался достаточно заметный след.

А тем временем знаменитый пленник на острове Святой Елены вдруг стал очень забывчив и начал путать в рассказах очевидные факты из своей прежней жизни. И его почерк неожиданно сильно изменился, а сам он сделался весьма тучным и неуклюжим. Официальные власти приписали это воздействию не слишком комфортных условий заключения на Богом забытом острове.

Поведение приезжего француза Ревара в Вероне также было весьма странным: он редко показывался в своем магазине, а на улицу вообще почти не выходил. При этом все соседи заметили, что он был очень похож на портреты Наполеона, и дали ему прозвище Император. Сам Ревар отзывался на такое обращение лишь сдержанной улыбкой. Что касается коммерции, то, по словам Петруччи, его компаньон не имел к ней ни малейшего таланта. Когда оказывалось, что очередное начинание приносит ему лишь убыток, это его нисколько не огорчало. К деньгам он был, похоже, безразличен, и оставалось гадать, почему он выбрал именно этот род занятий. Так продолжалось несколько лет. 

Тридцать лет молчания 

5 мая 1821 года на острове Святой Елены по официальной версии скончался Наполеон Бонапарт. А 23 августа 1823 года похожий на него как две капли воды владелец магазина Ревар бросил дела и навсегда покинул Верону. Произошло это при весьма странных обстоятельствах. В полдень в дверь магазина, где оба компаньона находились в тот час, постучал посыльный. Убедившись, что перед ним именно господин Ревар, посыльный вручил ему скрепленное сургучной печатью письмо. Прочтя его, Ревар взволнованно сообщил Петруччи, что неотложные обстоятельства вынуждают его уехать. Прощаясь, Ревар оставил своему компаньону конверт: если через три месяца он не вернется, Петруччи должен был доставить письмо по назначению.

Когда Ревар уехал, Петруччи взглянул на конверт. На нем было написано: «Его Величеству Королю Франции».

Ни три месяца спустя, ни вообще когда-либо Ревар в Верону не возвратился. Следуя данному обещанию, Петруччи отправился в Париж и передал письмо королю Франции. За хлопоты свои он был вознагражден, причем необъяснимо щедро. Что касается пребывания при французском дворе, то Петруччи о нем предпочел умолчать. И молчал почти тридцать лет.

По их прошествии он неожиданно явился к должностным лицам Вероны и сделал чрезвычайно важное заявление, подтвержденное клятвой. Каждое слово его было зафиксировано писарем, и под документом, как и положено, расписались сам Петруччи, должностные лица и свидетели. Последней фразой в документе было утверждение, что компаньоном Петруччи в течение пяти лет был не кто иной, как Наполеон Бонапарт. 

Смерть под забором 

Что стало с Реваром-Наполеоном после того, как он покинул Верону, с достоверностью сказать невозможно. Некоторые биографы императора утверждают, что Наполеон закончил свои дни в пригороде Вены в ночь на 4 сентября 1823 года.

В ту осень в Шенбруннском замке близ Вены умирал от скарлатины сын Наполеона. В злополучную ночь часовой, охранявший замок, застрелил какого-то незнакомца, пытавшегося перелезть через каменную дворцовую ограду. Когда представители властей осмотрели убитого, при котором не было обнаружено никаких документов, полиция немедленно оцепила замок. Зачем? Никаких объяснений не последовало.

По настоятельной просьбе бывшей императрицы Марии Луизы тело убитого незнакомца похоронили на территории замка рядом с тем местом, которое было предназначено для погребения жены и сына Наполеона. Этот интригующий рассказ с некоторыми вариациями был не раз использован в литературе.

Если это действительно был Наполеон, то его двойнику Франсуа Эжену Робо повезло больше: его смерть, похоже, не была насильственной. По версии историка А.Горбовского, в церковной книге его родной деревни сохранилась запись: «Франсуа Эжен Робо родился в этой деревне в 1771 году. Умер на острове Святой Елены». Дата смерти, однако, была стерта. Единственной причиной, почему кто-то счел нужным проделать это, может быть совпадение этой даты с днем смерти Наполеона, считает историк. 

Таинственный парусник 

У этой легенды нет и не может быть никаких официальных подтверждений. Есть только гипотезы.

Если легенда лжет, и в 1821 году на острове Святой Елены умер настоящий Наполеон Бонапарт, то чем можно объяснить тот факт, что в 1817 – 1818 годах остров под разными предлогами покинули многие ближайшие лица из окружения императора: секретарь де Лас Каз, генерал Гурго, потом сразу шестеро слуг, а также слуги приближенных Наполеона? Известно, что к середине 1819 года на острове осталась только половина из живших там ранее французов.

Кроме того, некоторые биографы Наполеона цитируют письмо жены генерала Бертрана, который был одним из сподвижников императора в годы его славы и вместе с женой сопровождал его в изгнании. Датируется это письмо 25 августа 1818 года (напомним еще раз, что по общепринятой версии Наполеон скончался в 1821 году). В письме есть странная фраза: «Победа, победа! Наполеон покинул остров». И все. Ни комментариев, ни пояснений. Тот, кому было адресовано письмо, в пояснениях, видимо, не нуждался.

Незадолго до того, как это странное письмо было написано, вблизи острова появился и стал на рейд быстроходный американский парусник, что вызвало большую тревогу у англичан. Дело не только в том, что само поведение парусника вызвало их подозрение, но и в том, что в случае каких-либо осложнений ни один из бывших поблизости английских кораблей не смог бы угнаться за американцем.

Вполне вероятно, что на этом корабле на остров прибыл двойник Робо и уехал сам Наполеон.

Но двойник (таково уж его предназначение) должен был умереть. Это было важно как для самой «наполеоновской легенды», так и для спасения участников побега от жестоких преследований. 

Почести не по адресу 

Версия о подмене Наполеона на Робо не подтверждена никакими доказательствами. Все документальные свидетельства, которые приводились ее приверженцами, например, запись в архиве деревни Балейкур, департамент Мез, на родине Франсуа Эжена Робо, о том, что тот умер на острове Святой Елены, при проверке оказалась вымыслом.

Наиболее серьезная гипотеза, указывающая, что в 1821 году на острове Святой Елены был захоронен не Наполеон, а кто-то другой, принадлежит французским историкам Жоржу Ретиф де ля Бретонну и Брюно Руа-Анри.

Суть этой гипотезы, опубликованной Ретиф де ля Бретонном в 1969 году в книге «Англичане, верните нам Наполеона», состоит в том, что англичане якобы подменили тело умершего Наполеона (или того, кто выдавал себя за него) трупом бывшего домоправителя императора Франческо Киприани.

Можно, конечно, провести очередную эксгумацию тела из могилы в Доме Инвалидов в Париже, выполнить анализ ДНК покойного, сопоставив его с анализами ДНК прямых потомков Наполеона. Современные методы позволяют сделать это даже спустя много лет. Но позволят ли провести экспертизу общественное мнение, исторические традиции и интересы нации? Ведь для французов официально признать, что они почти два века отдавали почести не национальному герою, а какому-то совершенно постороннему человеку, будет равносильно катастрофе.