Чем грозит отказ от «пальмы»
Одним из прогнозируемых побочных эффектов от запрета на импорт молочной продукции стало увеличение объемов поставок на внутренний российский рынок пальмового масла. Цифры говорят сами за себя: в январе–сентябре 2015 г. ввоз этого продукта вырос на 31,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
В том числе этим обстоятельством принято сегодня в экспертной среде объяснять продолжающийся рост объема фальсифицированной молочной продукции. Такой же аргумент приводят сторонники ограничения импорта пальмового масла на территорию России.
В этом есть доля истины. После введения продовольственного эмбарго сырьевой сектор молочного рынка оказался не готов к резко возросшим запросам со стороны переработки. Объем производства готовой молочной продукции и прирост производства сырого молока были несопоставимы.
Использование пальмового сырья может отчасти объяснить резкий рывок, например, в сегменте сыров, где за первые девять месяцев текущего года производство выросло на 23,8% (+84 600 т). Помимо этого, растут и другие молочные продукты: сметана – на 7,9%, сливочное масло – на 5,4%.
В то же время стоит отметить, что, хотя дефицит сырья на молочном рынке отчасти мог быть компенсирован за счет пальмового масла, достоверно оценить масштабы замещения достаточно сложно в силу широкой сферы его применения (например, в косметической промышленности, при производстве кондитерских изделий). К тому же прирост производства готовой продукции связан и с переориентацией сырья с других молочных продуктов – например, за девять месяцев 2015 г. на 15% сократилось производство сухого молока.
Кроме того, если сравнивать текущий период не с прошлым годом, а с доэмбарговым, то есть январем–сентябрем 2013 г., то поставки пальмового масла в 2015 г. выросли не так значительно, всего на 8,4%, при этом объем импорта за весь 2013 г. также выделяется из общей динамики – он был на 36% больше, чем в 2012 г. Это показывает, что на объемы поставок пальмового масла может влиять не только сырьевой дефицит на молочном рынке.
Запрет на использование пальмового масла в пищевой промышленности, скорее всего, приведет к его замене другими компонентами.
Сейчас производители молочной продукции зажаты между ценой на молоко-сырье и невозможностью повышать цены на готовую продукцию из-за падения доходов россиян, поэтому для сохранения объемов производства, прибыли, доли рынка они используют заменители молочных жиров, и в такой ситуации исключить фальсификат на молочном рынке крайне сложно.
При этом увеличение сырьевой базы в ближайшей перспективе маловероятно. Общий объем произведенного за девять месяцев 2015 г. молока в хозяйствах всех категорий сократился на 0,3%. Сельскохозяйственные предприятия пока еще демонстрируют положительную динамику, однако по итогам III квартала тенденция стала меняться: если в первом полугодии 2015 г. объем производства молока в сельскохозяйственных организациях по сравнению с предыдущим годом увеличился на 2,4%, то по итогам девяти месяцев показатель сократился до 2%, а продуктивность молочного стада в сентябре впервые с начала года упала на 0,8% по сравнению с сентябрем 2014 г.
К тому же от запрета пальмового масла могут пострадать другие отрасли, в которых оно активно используется.
Даже если удастся полностью исключить фальсификат, это приведет к новому скачку потребительских цен и в конечном итоге к сокращению молочного рынка в среднесрочной перспективе.
Одной из мер контроля над рынком может стать существенное ужесточение штрафных санкций за несоответствие указанной на этикетке информации реальному составу продукта. В таком случае объем фальсификата будет сокращаться за счет перехода фальсифицированных молочных продуктов в категорию молокосодержащих продуктов, а рынок в целом обойдется без шоковых потрясений.
Автор - заместитель начальника департамента экспертно-аналитических работ аналитического центра при правительстве Российской Федерации
Еще по теме





