Чем хуже, тем лучше: как ритейлеры богатеют на бедности россиян

С 2013 года реальные доходы россиян снизились на 11%. В настоящий момент на территории страны примерно 20 миллионов человек живут за чертой бедности. К этим условиям, принимая во внимание рост цен на продукты, пытаются адаптироваться крупные российские ритейлеры, переходя к формату «жесткого дискаунта».

Спрос на «дисконтный бизнес» был вызван снижением доходов россиян, пишет Financial Times. Многие сети, владеющие магазинами со средним ценником, начали открывать точки с товарами по сниженной стоимости. Данный подход стал еще более актуальным с началом пандемии, которая сократила потребительские доходы населения. Так, в октябре 2020 года X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») запустила магазины «Чижик». И владельцы группы планируют их расширять. Как рассказал главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман, в «Пятерочке» покупатель может найти, к примеру, пять или шесть пакетов разного молока. В «Чижике» его выбор ограничен двумя пакетами, но это товар хорошего качества, отметил он.

«Мы помогаем покупателю, изучая, какое молоко наиболее популярно», — подчеркнул Шехтерман.

Директор проекта «Чижик» Илья Якубсон после запуска говорил, что в компании искали позитивное и яркое название для небольших и дешевых магазинов. И «нейминг» оказался крайне успешным. Якубсон подчеркивал, что чиж — это маленькая и быстрая птичка. И небольшие магазины, пообещал он, будут тоже быстро меняться в соответствии с желанием потребителей, сообщает портал Retail.ru.

Первые «Чижики» были открыты в Москве и Подмосковье. Их ассортимент включал в себя около 800 наименований наиболее востребованных у потребителей товаров. Ранее эксперты отмечали, что и «Пятерочка» в период после открытия выглядела как дискаунтер. Однако времена изменились, и сеть превратилась в ряд обычных «магазинов у дома».

Свои дискаунтеры открывают и другие лидеры рынка. Сеть магазинов с заниженным ценами под названием «Моя цена» запустил «Магнит». И тестирование началось в том же «ковидном» 2020 году. Дискаунтеры были запущены летом. Первые три точки открыли в Самарской, Волгоградской и Ульяновской областях. Как говорил директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов, два магазина из трех по итогам пилотного проекта показали очень хорошие результаты. Третья точка вышла на свои плановые показатели после дополнительных настроек уже к сентябрю.

К этому же формату в настоящий момент примеряется и «Лента». Однако эта компания, по словам ее владельца Алексея Мордашова, больше внимания уделяет качеству и сервису. В «Ленте» признают, что затраты имеют значение, но не только. Мордашов, рассуждая об открытии дискаунтеров, отметил, что компания пока не знает, стоит ли развиваться в этом направлении, пытаясь освоить совершенно другой сегмент.

Также в России есть предприятия, которые работают как раз в упомянутом формате «жесткого дискаунта». Первопроходцем в этой сфере стала сеть магазинов Fix Price. Компания раньше других поймала тренд на скидки. В 2020 году в Fix Price смогли увеличить свой доход на 33% и достигнуть планки в 190,1 миллиарда рублей. В марте 2021-го компания на IPO привлекла два миллиарда долларов. Первичное размещение акций Fix Price стало крупнейшим среди российских компаний почти за десять лет. На сегодняшний день в РФ работают более 4,5 тысячи магазинов Fix Price. Кроме того, компания представлена Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии и Узбекистане. Соучредитель Fix Price Сергей Ломакин признает непосредственную зависимость успехов его предприятия от ухудшения жизни населения.

«Чем хуже макроэкономическая ситуация или чем больше людей, чьи доходы падают, тем лучше для нас», — подчеркнул бизнесмен.

Также в сфере «жесткого дискаунта» значительных успехов добилась сеть «Светофор» из Красноярска. Доходы компании в 2020 году выросли на 39%, она стала наиболее быстрорастущей FMCG-сетью. Совладельцы «Светофора» в 2021-м вошли топ-200 богатейших российских бизнесменов по версии Forbes. В апреле компания заняла седьмое место в списке крупнейших российских сетей супермаркетов. Выручка «Светофора», согласно опубликованным данным, оказалась равна 189 миллиардам рублей.

Однако с самим тезисом о том, что в России существует «жесткий дискаунт», нужно быть осторожным — стране до него еще очень и очень далеко, сказал в беседе с журналом «Компания» бизнесмен и управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. По его словам, существование «жестких дискаунтеров» в первую очередь определяется развитостью рынка. Такие игроки на рынке появились в странах с высокой плотностью населения, а также с высоким уровнем развитости производства и розничной торговли. В первую очередь речь идет о США и странах ЕС.

«Мы пока еще по этим параметрам до жестких дискаунтеров, мягко говоря, не доросли. У нас высокая плотность населения только в нескольких городах, в производственные цепочки мы не встроены, потому что у нас импортозамещение. А для получения низких цен нужно, грубо говоря, товар без упаковки продавать. А у нас очень небольшой рынок. И возникает вопрос — какие жесткие дискаунтеры здесь могут возникнуть? Ну возит Fix Price “колокольчики-бубенчики” из Китая. На этом все заканчивается», — подчеркнул Потапенко.

Он добавил, что оборот у магазинов по сниженным ценам будет расти, а по поводу прибыльности эксперт выразил сомнения. По словам Потапенко, сейчас, когда развита схема доставки товаров, «каждый здравомыслящий человек должен задать вопрос»: почему продукт на полке в условном «Ашане» и продукт с доставкой и упаковкой стоит одних и тех же денег?