Top.Mail.Ru
мнения

Чем занимается UI-дизайнер в американских компаниях

Фото: unsplash.com Фото: unsplash.com

Как работает специалист, который отвечает за внешний вид любого продукта — в том числе за оформление сайтов и приложений — рассказывает Дмитрий Чернышев, продакт-дизайнер онлайн-платформы для инвестирования Republic.

UI — аббревиатура английского термина user interface, что означает «пользовательский интерфейс». UI-дизайнер — специалист, который отвечает за внешний вид любого продукта. Именно он придумывает оформление сайтов и приложений. От него зависит визуальное восприятие продукта. Задача UI-дизайнера — сделать интерфейс интуитивным, красивым, текст — читабельным, согласовать его разные элементы и выстроить такую систему вокруг них, которой будет легко пользоваться команде разработки. Дизайн интерфейса должен быть основан на экспертизе UX-дизайнера и работать так, как было задумано, выдавая нужную конверсию кнопок или страниц сайта, вовлекая пользователя, оставляя у него приятные ощущения от пользования вашим продуктом.

Сегодня дизайнеры зачастую слишком много внимания уделяют красоте и тратят время на «полировку» кнопок и картинок, ведут красивые блоги, участвуют в конкурсах, забывая про то, что их главная цель — решать бизнес-задачи компании, на которую они работают.

Американская мечта

Я, работая UI- и UX-дизайнером более 10 лет (в компании 3dreamteam inc, проекте «Теории и практики», Coub.com, Sweatcoin), выполнял разнообразные задачи: делал наружную рекламу, презентации, немного работал с печатью. Мне также доводилось напрямую взаимодействовать с клиентами, реализовать какие-то фрилансовые истории. Отрасли, для которых я выполнял эти заказы, были очень разными. Это помогло мне расширить кругозор и лучше понять, что хорошо для той аудитории, которой предназначается продукт. 

В американской компании этот специалист выполняет те же функции, что и в российских, так как за последние годы эти профессии были стандартизированы. Если 10 лет назад функции дизайнера во многом сводились к работе в фотошопе, то сейчас это один из ключевых сотрудников — от него напрямую зависит взаимодействие клиентов и бизнеса. Как правило, UI-дизайнер также выполняет функции и UX-дизайнера (от user experience — «пользовательский опыт»): анализирует потребности пользователей, прорабатывает логику сайта и тестирует его. Совмещение этих двух специальностей происходит самым естественным образом, потому что сложно создавать интерфейс, не понимая структуры продукта, того, как и зачем клиент пользуется ресурсом, а также не зная, каким образом можно сделать текст коротким и понятным.

Секреты мастерства

UI-дизайнер занимается систематизацией элементов дизайна продукта, а значит, он должен понимать типографику, уметь делать цветовые палитры и создавать дизайн-систему. Если специалист еще может рисовать крутые иконки, то это становится дополнительным плюсом. Впрочем, компании средней величины чаще используют уже готовые библиотеки, поскольку сделать сет стильных иконок — целая наука.

Разумеется, в этой профессии необходимо базовое понимание программирования. При этом специалист должен оценивать возможности компании в вопросе реализации задуманного за определенный промежуток времени. Его конечная цель — сделать взаимодействие пользователя с продуктом максимально простым и приятным. Дизайн-элементы, система, которые он разработал, также должны быть удобны для создания новых проектов компании и работы с ними инженеров. 

Результат работы UI-дизайнера всегда виден, и профессиональное сообщество быстро замечает как удачные решения, так и спорные или вовсе плохие. Для примера можно посмотреть на страницу товара на Ebay. Очевидно, что она перегружена информацией: огромное количество разных шрифтов, иконок, баннеров, непонятная сетка страницы и проблема с согласованием элементов дизайна по вертикали, основные функции теряются среди этого «мусора».

Дизайн

А вот примеры, где работа дизайнера уже более очевидна. На мой взгляд, в Amazon справились лучше, а еще лучше — в «Яндексе» и Etsy. Страницы выглядят проще, основные функции заметнее и не теряются, количество шрифтов и их цветов оптимально, следовательно, контент воспринимается гораздо легче. Хотя надо понимать, что, кроме приятного вида, важные страницы продукта должны быть тщательно протестированы, и порой не все, что кажется красивым, работает лучше. Так что иногда приходится идти на компромиссы.

Дизайн

На мой взгляд, важна «насмотренность» дизайнера (кстати, как и в любой сфере), он должен обладать чувством стиля и прекрасного. Это достигается постоянным изучением новых продуктов на рынке, да и в целом всего вокруг: архитектуры, фешен-съемок, модных журналов и т. д.

Этому очень помогают ресурсы вроде Pinterest, Mobbin, Page Flows, где можно легко получить много красивого контента, удобно сортировать его и сохранять на будущее, чтобы возвращаться к подборкам и анализировать решения других дизайнеров, если у вас появилась похожая задача. Постоянный анализ элементов дизайна топовых продуктов и попытка применить их на своем (или их же адаптация) — очень частая история как для UI-дизайнера, так и для UX, и я не представляю себе эти профессии без такого подхода.

Нарасхват

Вряд ли я ошибусь, если скажу, что профессионалы в нашей области — одни из самых востребованных у работодателей. Любому бизнес-проекту сегодня необходим свой сайт или приложение. И от этого зависит часть успеха компании в целом, ее прибыль.

Я думаю, что UI-дизайнер по значимости своей работы сопоставим с хорошим fullstack-инженером. Компания, в которой я работаю, искала крутых специалистов не один год и продолжает искать их сейчас. Хорошие дизайнеры в США, как правило, все при деле и работают над созданием серьезных продуктов. А большинство соискателей, которые присылают нам резюме, имеют очень посредственные портфолио. Их документы выглядят просто блестяще: человек участвовал в выставках, получал много каких-то наград, его имя даже мелькало в СМИ. Но с первого взгляда на портфолио ты понимаешь, что специалист он совсем зеленый (однако просит серьезные деньги). Мне кажется, это специфика западных стран — там любят все эти награды и, к сожалению, не понимают, что реально круто и по каким критериям надо оценивать UI/UX-специалиста. Отсюда мой совет: если вы хотите получить эту должность в западных компаниях, то статьи о вас, награды, дипломы об участии в конкурсах могут очень в этом помочь.

Золотые руки

Уровень дохода UI/UX-дизайнеров в США, как правило, выше, чем в РФ, а работы, по моей оценке, немного меньше. Зарплаты варьируются от $4 тыс. до $14 тыс., но не забывайте, что в американских компаниях часто предоставляют сотрудникам небольшую долю акций компании, помимо зарплаты. И именно этот пакет работает на хороший доход, создание так называемого wealth: в США это те самые деньги на старость и черный день.

Портрет специалиста

Кто же этот человек — отличный UI-дизайнер? Как он выглядит, чем живет и дышит? Обычно это люди от 22–23 лет и, думаю, примерно до 50 лет. Если это хороший специалист и благодаря его работе метрики компании и конверсия продуктов растут, то возраст не имеет особого значения. Лично мне в этой профессии чаще встречались мужчины, но я знаю и серьезных женщин-дизайнеров. Так что гендер тут неважен, как, впрочем, и везде в наше время.

UI-дизайнер — человек с системным подходом к задаче. Он педантичен, у него хороший вкус, он умеет следить за тенденциями в своей сфере. Настоящий профессионал не будет слепо следовать трендам, а сумеет правильно адаптировать действительно полезные решения с полным пониманием ниши и аудитории проекта, а также с учетом возможностей команды инженеров. Структуризация той же дизайн-системы довольно часто требует кропотливой работы. Но так как UI-дизайнер нередко выполняет функции и UX-дизайнера, то одновременно он обладает и креативным мышлением, способностью придумывать новые решения для, казалось бы, уже закрытых задач. В нашей компании, например, 3 дизайнера. Каждый из них обладает преимуществами в какой-то одной сфере, и это позволяет распределить задания так, чтобы всем было более или менее комфортно.

Еще по теме