Чемоданное настроение: как менялся багаж путешествеников
Еще два века тому назад никаких чемоданов не было. Все необходимые в дороге вещи перемещались в котомках, мешках и в лучшем случае в корзинах, что было очень неудобно: вещи мялись, бились, пачкались. С появлением повозок и карет возникла другая проблема: груз должен был быть компактным, чтобы не занимать много места. Так возникла идея создать что-то типа прямоугольной коробки, с твердыми и плоскими боковыми поверхностями, которые надежно защищали вещи и предохраняли их от порчи.
В XIX в. появился прообраз современного чемодана, автором которого стал французский мастер Луи Виттон. Да, тот самый, из мастерской которого выросла всемирно известная компания, специализирующаяся на производстве сумок, чемоданов, аксессуаров и модной одежды. Виттон был сыном плотника и с детства получил навыки работы с деревом, что и помогло ему в дальнейшем. В 1854 г. он открыл что-то вроде прообраза современного бутика, где начали продавать обтянутые сукном чемоданы, на которые наносились монограммы и гербы владельцев. Зачастую чемоданы изготавливались для членов высшего общества по индивидуальным заказам. Эксклюзивность стала основой деятельности Луи Виттона, и эту особенность компания сохраняет до сих пор.
Для среднего класса и простого народа делались чемоданы попроще. Чаще всего они были из кожзаменителя и фибры – прочного прессованного картона, изготавливаемого по особым технологиям. По углам для придания большей прочности крепились металлические уголки. Застежки также отличались от современных. Как правило, они представляли собой защелки на верхней поверхности чемодана. Для придания дополнительной надежности поперек корпуса крепились дополнительные ремни с застежками. Внутри чемоданы оклеивались однотонной или разноцветной тканью, а в наиболее продвинутых моделях имелись внутренние карманы и затяжные ремни.
Но у чемоданов при всем многообразии форм, расцветок и размеров был один существенный недостаток: их можно было только нести в руке, что не особенно удобно, а главное, тяжело. Именно из-за этого сразу после возникновения чемоданов появилась и профессия носильщика. С помощью специальных тележек носильщики доставляли багаж пассажиров сначала до карет, а потом и до автомобилей и поездов.
Изобретение колеса
Так продолжалось до второй половины XX в., когда к чемоданам приделали колесики. Правда, по этому поводу до сих пор продолжаются споры. Например, на выставке в музее в Нюрнберге, посвященной истории развития багажа, на примере нескольких экспонатов доказывалось, что чемоданы на колесиках появились еще в конце XIX в.
В предисловии «Справочника для путешествующих пешком» (1850) прямо говорилось, что любой утомившийся от переноски тяжелых чемоданов может взять ось, прикрепить к ней два колесика и поставить на нее багаж. Более того, для удобства к оси предлагалось прикрепить металлический штырь с ручкой, чтобы было удобно катить чемодан. Данную конструкцию предлагалось использовать до тех пор, пока не появлялись силы для того, чтобы снова тащить чемодан самому. Однако, считают специалисты, данная конструкция не прижилась по одной простой причине – дороги и тротуары в городах зачастую были очень грязными и не слишком ровными.
Так что пальма первенства в изобретении чемодана на колесиках принадлежит американцу Бернарду Садоу, сотруднику компании United States Luggage. В 1970 г. ему, как он неоднократно рассказывал в многочисленных интервью, пришла одна из лучших в его жизни идей. Озарила она его во время прохождения таможенного досмотра в аэропорту Пуэрто-Рико, когда он вместе с женой и двумя огромными чемоданами не смог найти носильщика. Зато на глаза Садоу попался рабочий, легко и непринужденно кативший тележку на колесах. Возвратившись домой, Садоу прикрутил к чемодану четыре колесика и гибкую ленту.
Первый в истории мобильный чемодан, получивший название Rolling Luggage, был готов, а изобретатель отправился получать патент. В апреле 1972 г. патент под номером 3 653 474 был ему выдан. Попытки протолкнуть изобретение через тестя – владельца компании United States Luggage – к успеху не привели. Бернард Садоу был высмеян и отправлен заниматься более серьезными делами. Но он не унывал и уехал в Нью-Йорк, где стал предлагать чемодан на колесиках владельцам универмагов: «Я предлагал мой чемодан на колесиках в каждом универмаге – и везде меня объявляли сумасшедшим, – рассказывал американец. – Все твердили одно и то же: никто не будет тянуть за собой чемодан, как собаку на поводке». В конце концов одной из старейших и крупнейших американских сетей розничной торговли – Macy’s – проект показался перспективным, и она сделала заказ на производство изобретения Садоу.
Сначала не все шло гладко. В первых моделях чемоданов колесики были не слишком устойчивые, из-за чего багаж иногда опрокидывался. Пришлось изобретать специальный противовес, дабы решить эту проблему. Помимо обычного четырехколесного чемодана, Садоу запатентовал и вертикальный, который мог перемещаться на двух колесах. Позднее чемоданы стали оборудовать специальной воздушной подушкой, защищавшей хрупкие вещи, в первую очередь компьютеры.
Надо сказать, что американцу очень повезло. Французская компания Delsey также анонсировала поступление в 1972 г. в продажу чемоданов на колесиках Trolley собственного производства. Но не успела. Пришлось довольствоваться победой в маркетинге: с тех пор слово trolley в английском языковом сегменте стало синонимом чемодана на колесиках.
Но прошло почти два десятилетия, пока чемоданы на колесиках приобрели огромную популярность и стали приносить производителям многомиллиардную прибыль. Немаловажную роль в этом сыграли и те обстоятельства, что воздушные перевозки в XX в. значительно подешевели, развивалась индустрия туризма, в том числе и путешествия по экзотическим маршрутам, резко увеличилось число женщин, занимавших руководящие должности в компаниях и вынужденных часто отправляться в командировки. Все это заставляло отказываться от традиционных чемоданов и отдавать предпочтение trolley. Считается, что именно они вывели из кризиса промышленность, специализирующуюся на производстве чемоданов.
Отец складной ручки
Однако постепенно назревала проблема: четырехколесная модель уже не всегда устраивала. Да и тянуть чемодан за петлю иногда было не удобно. Кроме того, возникла идея размещать на багажных полках в самолетах не только сумки и пакеты, но и чемоданы небольших размеров, а четырехколесные trolley для этого никак не подходили.
Проблему решил еще один американец, которого звали Роберт Плат. Несколько лет он работал пилотом в авиакомпании Northwest Airlines, и ему постоянно приходилось носить с собой вещи в тяжелых сумках. В 1987 г. Плату пришла в голову идея прикрепить к своей сумке два пластмассовых колесика и выдвижную ручку, представлявшую собой комплект из металлических стержней и трубок. Ручка пряталась в специальный карман, который был пришит к боковой стороне сумки. Вскоре и сам Плат, и его коллеги оценили удобство изобретения.
Все манипуляции с сумками Плат проделывал в своем гараже, а клиентам, приведшим к нему других покупателей, он выплачивал по $5 в виде премии. В 1989 г., после некоторой модернизации своего изобретения, Роберт Плат подал заявку на патент на «дорожную сумку, снабженную колесами и выдвижной ручкой», которую он назвал Rollaboard. Довольно скоро, когда места для производства стало не хватать, Плат купил универмаг площадью 60 000 кв. м, где разместил собственную компанию TravelPro, специализировавшуюся на производстве сумок, а позднее и чемоданов на двух колесиках. Первые экземпляры стоили $129 и уже за первый год продаж принесли Плату $1,5 млн. В 1991 г., после получения патента на сумки, он уходит из авиакомпании и полностью посвящает себя новому бизнесу. К 1999 г., когда Плат уже отошел от дел, продажи компании составляли $50 млн в год.
От «сидора» до Prada
Путешественники сегодня зачастую предпочитают отправляться в поездку не с тяжелым чемоданом, а с легким рюкзаком за спиной. Современный рюкзак происходит от армейского ранца, который, как считают историки, появился в середине XVII в., когда в Европе постепенно начали отказываться от наемных войск в пользу регулярных формирований. Появление армии нового образца потребовало и новых подходов к ее обучению. Широкое распространение получают многодневные учения, когда солдаты и офицеры совершают многокилометровые переходы. В этих походах солдаты несут с собой в ранцах все необходимое – от продовольствия до боеприпасов. Тем самым достигается и полная автономность военнослужащих от тыловых обозов, которые уже тогда имели дурную привычку застревать в глубоком тылу даже в мирное время.
Ранец должен был быть прочным, легким, непромокаемым, удобным для носки и главное – вместительным. Например, в ранец российского гренадера образца 1874 г. укладывались две рубахи, кальсоны, две пары портянок, полотенце, рукавицы и варежки, около 2 кг сухарей, 50 г соли, умывальные принадлежности, инструменты для чистки оружия, чарка и 24 патрона. Надо сказать, что армейские ранцы получили распространение и прижились на долгие годы в западных армиях. Российская армия пошла своим путем и постепенно заменила ранцы на вещевые мешки, которые на солдатском сленге именовались «сидор». Интересно, что последние «сидоры», перешедшие от советской армии к армии российской, исчезли из состава комплектов полевого снаряжения сержантов и солдат сухопутных войск России только несколько лет назад.
Демилитаризация армейских ранцев и превращение их рюкзаки произошла в 1908 г., когда норвежец Оле Ф. Берган, велосипедный механик и по совместительству заядлый охотник, приспособил во время охоты в горах металлический прут в качестве внешней рамки для переноса добычи. Позднее он стал использовать в качестве внешнего каркаса рюкзака легкую сталь и специальные матерчатые ленты для облегчения подгонки рюкзака на спине. Через год норвежец получил патент на свое изобретение, а уже в 1913 г. норвежские вооруженные силы стали закупать продукцию компании Bergans Fritid AS, которую он к тому времени основал. Позднее к норвежским военным присоединились альпинисты и туристы, а затем и простые смертные, все те, кому надоело загружать руки неподъемными чемоданами и сумками. В 1990-е рюкзаки становятся частью молодежного стиля и даже врываются в мир высокой моды. Руку к этому приложила Миучча Прада, отдававшая предпочтение нестандартным аксессуарам и использовавшая дамские рюкзачки в качестве альтернативы скучным и банальным сумкам на Неделях высокой моды.