Через тернии к производству
Развитие финансовой аренды промышленного оборудования тормозится из-за отсутствия необходимого объема кредитных ресурсов, а также в связи с техническими трудностями, обусловленными необходимостью согласовывать деятельность большого числа поставщиков и перевозчиков. Тем не менее этот вид лизинга набирает обороты, причем прежде всего за счет крупных сделок.
По оценкам экспертов, лизинг промышленного оборудования является вторым по популярности после лизинга автомобилей. Когда речь идет о сложном оборудовании и производственных линиях, банковский кредит уже не является серьезным конкурентом лизинговому финансированию, поскольку кредитные организации до сих пор неохотно выдают ссуды на длительные сроки. Между тем масштабная модернизация производства может окупиться только за несколько лет. Кроме того, в лизинге обеспечением является сам предмет сделки, тогда как для того, чтобы получить ссуду, приходится дополнительно искать ликвидный залог и поручительство. А по признанию лизингодателей, банкиры без большого желания берут в обеспечение по кредиту производственные помещения и линии. «Безусловно, ликвидность оборудования не может сравниться с автотранспортом, но срок полезного использования у промышленных активов дольше, – поясняет директор «Райффайзен-Лизинга» Галина Костылева. – Интерес для лизинговой компании представляет и сумма финансирования оборудования, обычно в десятки раз превышающая сумму по отдельным лизинговым контрактам автомобилей».
Так или иначе, лизингодатели готовы бороться за крупный контракт, тем более что прибыль от лизинговых поставок оборудования для целого завода они получают намного более осязаемую, чем доход от множества мелких сделок.
Границы стираются
Как отмечает генеральный директор «Авангард-Лизинга» Александр Кожевников, лизинг промышленного оборудования сегодня составляет более половины всего рынка по стоимости контрактов, но существенно меньшую часть по количеству сделок. Впрочем, промышленное оборудование лишь с большой натяжкой можно считать единой товарной категорией. Дело в том, что оно может быть стандартным, как распространенные разновидности станков, а может быть и вовсе нелепым – например, демонстратор пластических поз (используется в швейной промышленности). Да и вообще любое деление контрактов по их предметам в лизинге весьма условно. Так, даже компании, специализирующиеся на автомобилях, частично занимаются финансовой арендой оборудования. По словам специалистов «Фольксваген Груп Финанс», их фирма, будучи фактически кэптивной лизинговой компанией автомобильного концерна Volkswagen, предлагает официальным дилерам Audi, Volkswagen и Skoda по всей России лизинг оборудования для шоу-румов и сервисных центров. Кроме того, не все сделки лизингодателей нацелены на предоставление какого-то конкретного оборудования в лизинг. Границы любых товарных групп прорывают контракты по сдаче в финансовую аренду целых производственных линий или даже заводов. То есть лизингодатели стремятся работать с клиентом по всем возможным направлениям. Компании могут спланировать производственный комплекс, закупить все необходимое оборудование, а также помочь со страховкой, доставкой и монтажом. Лизингодатели пытаются «проглотить» проект модернизации и создания нового производства клиента целиком. Поэтому сделки финансовой аренды становятся крупнее и дороже.
Поставщик подвел
Укрупнение сделки, как правило, приводит к усложнению ее реализации, так что команде лизингодателя приходится «попотеть», прежде чем она получит первый лизинговый платеж от клиента. Все обычные для российской промышленности трудности, связанные с поставкой оборудования, его монтажом, передачей покупателю и запуском, могут стать проблемами лизинговой компании. Возможны даже достаточно нелепые ситуации – например, компания «Глобус-Лизинг» столкнулась с проблемой во время наладки оборудования на Неманском целлюлозно-бумажном комбинате. Дело в том, что привезенный немецкий инженер неожиданно потерял трудоспособность, сломав ногу после «ночного полета» из окна женского общежития при курируемом предприятии. Хорошо еще, что оборудование уже было доставлено клиенту, так что сделка в итоге состоялась.
Именно этап передачи предмета промышленного лизинга – один из самых трудных для операторов рынка финансовой аренды. «В нашей деятельности действительно часто возникают сложные задачи, – рассказывает Александр Кожевников. – Например, возведение стекольного завода потребовало четкой увязки сроков строительства, изготовления оборудования более чем двадцатью поставщиками и доставки всего этого на место строительства». Для решения вопросов логистики в «Авангард-Лизинге» создан специальный отдел, благодаря которому компания жестко контролирует сроки доставки и растаможки оборудования, а также снижает сопряженные с этим риски.
Вообще, проблемы с поставщиками возникают у многих лизингодателей. Они признаются, что сотрудничество с продавцами является одним из самых сложных вопросов в реализации сделки. «Единственно, где возможны некоторые задержки – это поставка оборудования, – утверждает Галина Костылева. – Задержки происходят по вине производителя или поставщика, который часто не укладывается в прописанные в контракте сроки». Однако почему именно эти партнеры «подводят» лизингодателей? «Основная сложность сейчас при реализации сделки может показаться довольно необычной (для профессиональных лизингодателей. – Прим. «Ко») – не все поставщики привыкли работать с лизинговыми компаниями, поэтому им часто приходится объяснять процедуру прохождения сделки и документооборота, – сетуют специалисты «Фольксваген Груп Финанса». – Многие даже не могут грамотно заполнить спецификацию предмета лизинга». Но валить все на «дремучесть» продавцов оборудования не совсем правильно. Во-первых, поставщики постепенно вливаются в процесс. Ведь они заинтересованы продавать оборудование в максимально возможных объемах, а в этом как раз помогают лизинговые фирмы. Кроме того, как признался Александр Кожевников, если брать каждую составляющую лизингового проекта по отдельности, то сложные вещи встречаются нечасто. Однако взаимодействие в одном проекте строителей, нескольких поставщиков, проектных организаций, российских и западных банков, транспортников, таможенных брокеров, страховщиков – действительно сложно. «В этом и состоит искусство лизингодателя дирижировать этим оркестром так, чтобы все работали в унисон», – уверен эксперт.
Не хватает кредитных ресурсов
До сих пор большинство промышленных предприятий в России работают на устаревшем оборудовании, а собственных денег на новое нет. «Происходящий в нашей стране экономический подъем коснулся также и промышленных предприятий, поэтому рост спроса на лизинг промышленного оборудования практически аналогичен увеличению спроса на лизинг автотранспорта и составляет 50 – 100% в год», – рассказывает коммерческий директор группы компаний «Ураллизинг» Анастасия Ротарь. Сейчас производителям выгодно обращаться к лизинговым фирмам – они получают налоговые льготы. Как отмечает генеральный директор «Лизинговой компании УралСиб» Дмитрий Шицле, в настоящее время увеличивается число контрактов финансовой аренды наиболее дорогих видов оборудования, используемых в технологически сложных и капиталоемких областях промышленности. На воплощение таких проектов лизинговым фирмам нужны деньги, и немалые. Брать их в российских банках сложно и дорого. По действующему законодательству для кредитных организаций установлены ограничительные лимиты на одного заемщика, которые не учитывают специфики работы лизингодателей, чей бизнес построен на заемных деньгах. Так что многим игрокам рынка финансовой аренды приходится пока ограничить свои аппетиты именно из-за нехватки кредитных ресурсов.
Решением мог бы стать выход на международный рынок капитала. Но, как отмечает Дмитрий Шицле, сегодня в России немного компаний – как самих лизинговых операторов, так и предприятий-лизингополучателей, – обладающих необходимыми финансовыми показателями и опытом, чтобы напрямую стать заемщиками иностранного банка. Однако эксперт не отрицает, что лизинговая деятельность начинает восприниматься западными инвесторами как одна из наиболее защищенных форм инвестиций. Об этом говорит и «обратная» реакция западных капиталистов: несколько крупных иностранных банковских групп, выйдя на российский рынок, начали именно с открытия своих лизинговых подразделений. А значит, они готовы «откусить» кусочек от ставшего перспективным российского лизингового «пирога».