Top.Mail.Ru
архив

«Черные ящики» для авто

Автомобили производства GeneralMotors и Ford снабжаются «черными ящиками», которые записывают информацию за несколько секунд до аварии. Подобные устройства могли бы сохранять все сведения о движении машины, но против этого выступают защитники privacy.

 

Осенью прошлого года американская страховая компания Progressive обратилась к своим клиентам, проживающим в Миннесоте, с предложением принять участие в новой программе. Для этого нужно установить в машину специальные датчики TripSensor. Эти устройства записывают общую информацию о движении автомобиля – скорость, как часто машина используется, в какое время суток и так далее. Один раз в квартал этот сенсор с помощью обычного USB-порта подключается к компьютеру. Через Интернет вся собранная информация передается страховщикам. На основании полученных параметров специальное программное обеспечение, установленное в Progressive,определяет размер скидки на страховку автомобиля. По утверждению компании, аккуратный автомобилист может сразу сэкономить до 15%. А через несколько лет те, кто воздерживался от лихой езды, вправе рассчитывать на 25-процентную скидку. Но для этого вы должны ездить со скоростью, не превышающей 75 миль в час, то есть около 120 км/ч, и вашей машине должно быть не более восьми лет.

 

20 лет экспериментов

 

Традиционно все самолеты оборудуются «черными ящиками», поскольку они обеспечивают возможность восстановления информации о происшедшей аварии. С июля 2003 года подобными устройствами должны быть снабжены и морские суда.

Требования к корабельным «черным ящикам» довольно жесткие: они должны выдерживать температуру +260 градусов в течение 10 часов, столкновение с объектом весом четверть тонны, упавшим с высоты трех метров и сохранять информацию даже на глубине 6 км.

Грузовые автомобили на Западе снабжаются устройствами, записывающими характеристики движения, с 1974 года. Первый эксперимент был проведен в США, когда около тысячи машин были снабжены соответствующими датчиками. За год их суммарный пробег составил 26 млн миль, произошло 26 аварий. «Истории» этих грузовиков были собраны и проанализированы. Национальная администрация США по контролю за безопасностью движения на скоростных дорогах (NHTSA) отметила успешность этого опыта и рекомендовала разработать специальную программу по установке такого оборудования.

Однако развитие проекта затормозилось почти на два десятилетия, так как автомобильные компании и проверяющие органы сосредоточились на внедрении новых способов защиты водителей – ремнях безопасности, воздушных подушках, усовершенствовании регулирования движения. Казалось, что эти меры сведут дорожные аварии к минимуму, а если они и будут происходить, то с выяснением причин вполне может справиться дорожная полиция.

В 1992 году, спустя почти 20 лет, подобный эксперимент повторили в Европе. 850 грузовиков из Англии, Бельгии и Голландии были оборудованы специальной аппаратурой. Через год выяснилось, что индекс аварийности среди этой группы был на 28% ниже, чем в среднем по отрасли.

Американская NHTSA тоже продолжила исследования. На основании большого массива данных о происходящих авариях она в 1997 году рекомендовала внутренним и международным производителям автомобилей устанавливать на машины устройство EDR (eventdatarecorderПрим. «Ко»). Начиная с 1998 года, NHTSA трижды обращалась в федеральное правительство с законопроектом, чтобы EDR укомплектовывались все машины. Эти инициативы неизменно отклонялись. Возражения носили принципиальный характер: такие устройства позволяют не только получать информацию об аварии, но и следить за водителем, а это – вмешательство в личную жизнь.

Но NHTSA не сдавалась, приспосабливая свои предложения к общественному мнению. В конце концов ей удалось добиться, что с начала 2003 года подобными устройствами, записывающими более 20 параметров – от скорости до исправности поворотных огней, стали снабжаться все школьные автобусы в США.

 

Пять секунд

 

NHTSA не собирается останавливаться только на школьных автобусах. По статистике, житель мегаполиса рискует попасть в автомобильную аварию намного чаще, чем в авиационную катастрофу. Так, в США из 230 миллионов зарегистрированных автомобилей за 2003 год побывали в авариях более шести миллионов. На сто тысяч населения смертность в автокатастрофах превысила 14 человек, а травмы получили чуть менее тысячи.

При этом обычно первыми с места аварии всегда исчезают очевидцы. В результате картину происшествия приходится восстанавливать по косвенным свидетельствам. В то время как в авиации и на флоте вопрос «свидетельских показаний» решается технически. Специалисты восстанавливают картину происшедшего на основании показаний «черных ящиков» – электронных бортовых самописцев.

Уже сейчас на машинах производства GeneralMotors и Ford установлены подобные устройства. В отличие от своих авиационных прототипов датчики не записывают разговоров в салоне и работают только в течение последних пяти секунд, предшествовавших столкновению автомобиля. Но и нескольких мгновений бывает достаточно, чтобы определить причины аварии. Ответив на вопросы, с какой скоростью двигался автомобиль, тормозил водитель или ускорялся, с каким усилием давил на педали, был ли он пристегнут ремнями безопасности и другие, можно определить, кто виноват, а значит, кто должен нести финансовые издержки. Все эти данные сохранятся в устройстве EDR. Обычно оно бездействует, но стоит сенсорам почувствовать что-то неладное в движении автомобиля, они немедленно отдадут команду о записи. После аварии информацию извлекают из умещающегося на ладони электронного блока и выводят на компьютер.

По утверждениям производителей, эти записи играют огромную роль в разработках систем безопасности водителя и пассажиров. Не случайно NHTSA рекомендует сделать использование датчиков обязательным на территории США к концу нынешнего десятилетия. В то же время автомобильные гиганты не устают опровергать любое заявление о том, что полученные таким образом сведения могут быть использованы против самих автовладельцев.

Впрочем, появление на американском рынке продукта компании Vitronix заставило многих в этом усомниться. Данное устройство могло включаться как во время аварии, так и работать во все время движения. Сегодняшние чипы памяти достаточно емкие и миниатюрные, чтобы хранить комплексную информацию о движении автомобиля. В результате в руках дорожной полиции, адвокатов и страховщиков оказалось портативное оборудование для считывания и расшифровки данных, находящихся в электронной памяти транспортного средства.

 

Подросток за рулем

 

Но автолюбителям было предложено компромиссное решение. Устанавливать пишущее устройство можно добровольно. Так, как это делают клиенты страховой компании Progressive.

Родители могут оборудовать ими автомобили своих детей (до достижения 21 года). Компания RoadSafetyInternational выпустила в продажу детектор с символичным названием «Подросток за рулем» (Teenonboard). Достаточно подсоединить устройство к стандартному диагностическому гнезду бортового компьютера, как каждую «шалость» юного водителя, будь то резкое торможение или крутой поворот, оно будет сопровождать звуковым предупреждением. В случае превышения молодым водителем скорости зуммер будет оглашать салон пронзительным сигналом до тех пор, пока скорость не снизится. А по вечерам разработчики рекомендуют устраивать «разбор полетов» на домашнем компьютере. После несложных манипуляций со съемным блоком памяти на мониторе высветятся все вольности молодого автолюбителя.

Более дорогой вариант «черного ящика» от того же производителя с красноречивым названием SAFEForce доказал, что контроль полезен и для более опытных водителей. Несколько таксопарков и госпиталей приобрели их для своих автомобилей. В результате снизилась аварийность, сократились эксплуатационные расходы.

Еще по теме